Методы расчёта индексов цен и инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Одним из непременных условий правильного восприятия и тем более практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.

Содержание

Введение
1. Статистика цен и инфляции
1.1 Понятие и сущность цен и инфляции
1.2 Задачи статистики цен
1.3 Система показателей статистики цен
2. Методы расчёта индексов цен и инфляции
2.1 Методы расчёта и анализа индексов цен
2.2 Методы оценки уровня и динамики инфляции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач ценообразование.docx

— 52.15 Кб (Скачать)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ВАРИАЦИЯ ЦЕН - колебание цен вокруг представительного  и устойчивого уровня (чаще всего  среднего), обусловленного перекрещивающимся  влиянием различных социально-экономических  факторов; обычно оценивается с по мощью коэффициента вариации.

ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ТОВАРЫ - субституты (удовлетворяющие  одну и ту же потребность), комплектующие  или сопутствующие товары. Например, для x-модели автомобиля субститутом  является y-модель, комплектующими товарами - запасные или сменные части, сопутствующими - бензин, масла и т. п.

ИНДЕКС ИНФЛЯЦИИ - показатель, характеризующий динамику инфляции; обычно исчисляется как  индекс потребительских цен.

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  ЦЕН - показатель, отражающий динамику цен на потребительские товары (продукты) и услуги; строится по ценам товаров-представителей, входящих в потребительскую корзин; обычно имеет форму индекса Ласпейреса.

ИНДЕКС СРЕДНИХ  ЦЕН - отношение средних цен текущего периода к базисному; представляет собой индекс переменного состава  и может быть разложен на два субиндекса: фиксированного состава (индекс цен  в неизменной структуре продажи) и индекс структурных сдвигов (индекс влияния изменений в структуре  продажи на динамику среднего уровня цен).

ИНДЕКС ЦЕН (ОБЩИЙ) - относительная величина, характеризующая  изменение цен совокупности разнородных  товаров; строятся индексы: агрегатный, когда количество товаров учитывается  в натуральных единицах, средний  арифметический (индекс цен Ласпейреса) и средний гармонический (индекс цен Пааше), когда продажа учитывается  в стоимостных единицах.

ИНДЕКС ЦЕН  ЛАСПЕЙРЕСА - индекс цен, взвешенных по весам базисного периода; основная форма индекса, используемая в практике статистики цен.

ИНДЕКС ЦЕН  ПААШЕ - индекс цен, взвешенных по весам  текущего периода.

ИНДЕКС ЦЕН  ФИШЕРА (идеальный индекс) - средняя  геометрическая из произведения индексов цен Пааше и Ласпейреса.

ИНДЕКС СООТНОШЕНИЯ  ЦЕН - относительная величина, позволяющая  сравнивать цены одного субрынка с  другим; строится по формуле агрегатного  индекса цен, где в качестве весов  используется структура продажи  одного из субрынков; вариантом ИСЦ. является территориальный индекс цен.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ИНДЕКС ЦЕН - отношение цен товаров-представителей текущего периода к базисному.

ИНФЛЯЦИЯ - повышение  общего уровня цен и обесценивание  денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ  ЭЛАСТИЧНОСТЬ ЦЕН - процентное изменение  цены одного из взаимозависимых товаров  вследствие изменения цены другого (базового) товара на один процент.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА - набор товаров-представителей, по которым исчисляется общий  индекс потребительских цен.

СРЕДНЯЯ ЦЕНА - обобщающий показатель уровня цен; исчисляется  во времени и в пространстве, а  также по однородным группам товаров; для расчета СЦ используются разные формы средних величин: средняя  арифметическая (простая и взвешенная), когда в качестве весов используются показатели количества товаров в  натуральном выражении; средняя  гармоническая, когда в качестве весов используются данные о продаже  товаров в стоимостном выражении. Иногда в качестве весов применяются  косвенные показатели: численность  населения, время, в течение которого продавался товар; абсолютные веса могут  быть заменены относительными.

СТАТИСТИКА ЦЕН - раздел статистики рынка и социально-экономической  статистики, изучающий состояние, изменение, колебание и структуру цен.

СТРУКТУРА ЦЕН - удельный вес отдельных ценообразующих элементов в продажной (оптовой  или розничной) цене.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ ЦЕН - относительные показатели, позволяющие сравнивать цены различных  регионов: строятся по формуле агрегатного  индекса, где в качестве весов  используются стандартные структуры  продажи - одного из регионов или же средние по всей территории.

ТОВАР-ПРЕДСТАВИТЕЛЬ - конкретная марка, артикул или малая  товарная группа, в основе которой  общность потребительского назначения.

Информация о работе Методы расчёта индексов цен и инфляции