Понятие, функции, виды цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена анализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению.

Содержание

Глава 1.
1.1 Понятие, функции, виды цен.
1.2. Классификация цен.
1.3. Порядок ценообразования

Работа содержит 1 файл

Цена и ценообразование.docx

— 34.18 Кб (Скачать)

Департамент образования РФ

ОГБОУ СПО  «Ивановский промышленно-экономический  колледж»

 

 

 

«Цена и ценообразование»

 

 

Курсовая  работа

080110.ЭиБУ.ДО.10.02.27.ПЗ.

 

 

 

 

 

 

Разработал     Орловская А.А.

Руководитель     Гадомская Т.М.

 

 

 

 

Иваново 2012

Содержание:

 

Глава 1.

1.1 Понятие, функции, виды цен.

1.2. Классификация цен.

1.3. Порядок  ценообразования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Цена и ценообразование»

 

 

 

1.1 Понятие, функции, виды цен.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара.

Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

Функции цен:

Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. 

Распределительная функция  цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Функция сбалансирования  спроса и предложения выражается в том, что через цены  осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена анализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению.

Функции цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики.

Стимулирующая функция  цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции.

 

Виды цен:

 

Розничная цена

Розничной называется цена, которая устанавливается  на товар, продаваемый в личное потребление  в малых количествах. В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.

Оптовая цена

Оптовой (или  отпускной) называется цена, которая  устанавливается на товар, продаваемый  крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

Закупочная цена

Закупочная  цена — вид оптовой цены, применяемый  при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции  и с учётом географической сегментации  рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

 

 

1.2   Классификация цен.

По характеру обслуживания оборота – оптовые на продукцию промышленности, закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, строительства и потребительские товары, тарифы транспорта и на услуги, внешнеторговые цены.

По степени участия государства  в ценообразовании -  цены розничные, свободные, монопольные, демпинговые, регулируемые, фиксированные, предельные.

По стадиям ценообразования – оптовые отпускные цены предприятия, оптовые цены закупки, розничные цены.

По транспортной составляющей в  цене – цены франко-склад поставщика, цены франко-станция отправления, цены франко-вагон станции отправления, цены франко-вагон станция назначения, цены франко-склад потребителя.

По характеру ценовой нформации – цены фактических скидок, аукционнные цены, биржевые цены, справочные цены, ценовые индексы.

В зависимости от территории действия -  единые или поясные цены, региональные(зональные) цены.

По времени действия – твердые ( постоянные), текущие (меняются в зависимости от ситуации на рынке), сезонные, скользящие ( учитывают изменения в издержках производства на период , необходимый для их изготовления).

По видам использования в  статистике – цены текущие, средние, сопоставимые, неизменные.

 

1.3 Порядок ценообразования:

 

 

 

 

Ценообразование - сложный и многоэтапный процесс, который можно представить  в следующем виде:

I.  Выбор цели. Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче сформировать комплекс маркетинга и установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики : обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка.

 

1.  Обеспечение сбыта — главная цель фирм, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Эту цель фирмы выбирают в случаях, когда: во-первых, ценовой спрос потребителей эластичен; во-вторых, фирма желает добиться максимального роста объема сбыта  и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара; в-третьих, фирма предполагает, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта; в-четвертых, ясно, что низкие цены отпугивают конкурентов; в-пятых, существует большой рынок потребления. Для достижения поставленной цели используются заниженные цены — цены проникновения; они предназначены для захвата большей доли рынка и способствуют увеличению объема сбыта.

 

2.  Цель, основанная на максимизации прибыли, имеет несколько разновидностей. Например, фирма стремится к достижению стабильно высокого уровня прибыли (на год или ряд лет). Такая цель ставится не только компанией, имеющей устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенной в своем будущем фирмой, пытающейся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. Разновидностями цели, основанной на максимизации прибыли, могут быть:

- установление фирмой стабильного  дохода на ряд лет, соответствующего  размеру средней прибыли;

- расчет роста цены, а следовательно, и прибыли в связи с ростом стоимости капиталовложений;

- стремление к быстрому получению  первоначальной прибыли, так как  компания не уверена в благоприятном  развитии бизнеса или ей не  хватает денежных средств.

 

Прибыль, к получению которой  стремится фирма, может исчисляться  в относительном или абсолютном выражении.

 

Абсолютная прибыль — это доход, который получает продавец от реализации всех товаров за вычетом расходов.

 

Относительная прибыль рассчитывается на одно изделие. Таким образом, абсолютную прибыль можно получить и как произведение относительной прибыли на количество единиц реализованного товара. Разные товары имеют различную относительную прибыль. Так, товары первой необходимости (хлеб, молоко) имеют низкую относительную прибыль, в то время как предметы, удовлетворяющие престижные потребности, обладающие высоким качеством, обеспечивают высокие относительные прибыли. Такие прибыли, как правило, опираются на престижные цели. Однако заметим, что общий высокий доход получают и компании, использующие цены проникновения.

 

Выбирая цель, основанную на максимизации прибыли, фирма дает оценку спроса и  издержек применительно к разным условиям, и останавливается на таких  ценах, которые обеспечат в будущем  максимальную прибыль.

 

3.  Цель, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении фирмой существующего положения дел на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. С этой целью фирма предпринимает все возможные шаги для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы. Работая в реальных условиях, компании тщательно следят за ситуацией на рынке:

 

динамикой цен, появлением новых товаров, действиями конкурентов. Они не допускают  чрезмерного завышения или занижения  цен на свою продукцию и стремятся  снижать издержки производства и  сбыта.

 

  II.  Определение спроса. Следующим этапом установления цены является определение спроса. Нельзя устранить или отложить этот важный этап исследования рынка, так как невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар. Вместе с тем следует иметь в виду, что высокая или низкая цена, назначенная фирмой, сразу не отразится на спросе на товар. Зависимость между ценой и соответствующим ей уровнем спроса отражена кривой спроса (рис. 1). Кривая спроса показывает, что чем выше цена, тем ниже спрос. При прочих равных условиях покупатель с ограниченным бюджетом откажется от приобретения товара с высокой ценой, если ему будет предложен выбор альтернативных товаров. Однако это соотношение будет другим, если речь идет о сбыте престижных товаров. Потребители престижных товаров считают, что рост цен вызван улучшением качества товара, его соответствием моде, а также ростом инфляции.

 

 

 

 

 

Ни одна фирма не может не следить  за изменением спроса. Различия в подходах к определению спроса обусловливаются  типом рынка. В условиях чистой монополии, где на рынке всего один продавец, кривая спроса показывает обратную зависимость между спросом и ценой, а также обоснованность спроса при той цене, которую установила фирма. С появлением конкурентов кривая спроса будет меняться под влиянием ценовой политики других фирм. Определяя величину спроса на свой товар, фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения.

 

Как было отмечено, на величину спроса влияют разные факторы, среди которых  выделяются потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных  покупателей, покупательские привычки и т.п. Приспосабливая цену товара к  спросу, следует помнить, что спрос  по-разному реагирует на цену. Степень  чувствительности спроса к изменению  цены показывает коэффициент эластичности спроса. Исследователю рынка при  определении спроса необходимо обязательно  рассчитывать этот коэффициент.

 

  III.  Анализ издержек. Спрос на товар очерчивает верхний уровень цены, которую фирма может установить. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Это важно учитывать, если фирма снижает цены. Тогда появляется реальная угроза понести убытки из-за снижения цен ниже издержек. Подобную политику фирма может проводить только в короткий период проникновения на рынок. Не говорят о хорошо продуманной политике цен и частые пересмотры цен, вызванные колебаниями издержек и спроса. Целесообразнее учитывать издержки по нормативам.

 

  IV.  Анализ цен  конкурентов. Существенное влияние на цену оказывает поведение конкурентов и цены на их продукцию. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров. С этой целью делаются сравнительные покупки, в результате которых проводится анализ цен, товаров и качества. Фирма может использовать полученную информацию как исходную для целей ценообразования и определения своего места среди конкурентов.

 

При анализе цены конкурента основное внимание должно быть обращено на систему  скидок, которые он предоставляет. В  мировой практике насчитывается  около 20 видов скидок с цены, среди  которых:

 

·  Скидки с прейскурантной и  справочной цены;

 

·  При покупке за наличные покупатель получает так называемую скидку "сконто". Например, формулировка "3/12, нетто 30" означает, что платеж должен быть произведен в течение 30 дней, но покупатель заплатит на 3% меньше, если он оплатит стоимость товара в течение 12 дней;

·  Бонусные скидки за оборот даются постоянным покупателям в зависимости  от оборота продаж;

·  Прогрессивные скидки предоставляются  покупателю за количество, объем покупки, серийность;

·  Товарообменный зачет или  скидка предоставляется за возврат  старого, ранее купленного у данной фирмы товара;

·  Экспортная скидка при продаже  товара на экспорт;

·  Функциональные скидки или скидки в сфере торговли предоставляются  производителям службами товародвижения за выполнение определенных функций;

·  Специальные скидки даются продавцом  тем покупателям, в которых продавец более заинтересован;

·  Скрытые скидки предоставляются  покупателю в виде бесплатных образцов.

 

Предоставляются также скрытые, конфиденциальные скидки, не подлежащие фиксированию в  контрактах, а реализуемые на основе устной договоренности. Наценки встречаются  реже. Они даются иногда за повышение  качества товара. Все это, бесспорно, расширяет спектр применения различных  тактик установления цен.

 

  V.  Выбор метода  ценообразования. Пройдя все описанные этапы установления цены, проанализировав спрос, рассчитав валовые издержки, зная цены конкурентов, фирма может приступить к определению цены на товар. Очевидно, что оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны три направления установления уровня цены: минимальные цены, определяемые затратами; максимальные цены, сформированные спросом; оптимально возможные цены (рис. 2). Существует несколько основных методик расчета цены и в каждой фирма стремится учесть хотя бы одно из направлений установления цены.Слишком низкая цена Возможная цена Слишком высокая цена

Информация о работе Понятие, функции, виды цен