Прибыль. Влияние прибыли на формирование цен

Автор: a****************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Цена является основным элементом рыночного механизма и важнейшим инструментом анализа, планирования, регулирования поведения хозяйственных субъектов в рыночной экономике. Мы уже знаем, что цена воздействует на спрос и предложение. Следовательно, она определяет поведение покупателей и продавцов на рынке. В рыночной цене в потенции заложено проявление интересов продавцов (возмещение затрат и получение прибыли), покупателей (удовлетворение платежеспособной потребности) и торговцев-посредников
(возмещение затрат на реализацию товара и получение торговой прибыли).

Содержание

Введение 3
Понятие цены, её роль и основные функции 5
Рыночная цена и ее виды 10
Прибыль. Влияние прибыли на формирование цен 12
Заключение 15
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

ценообразование.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение            3

Понятие цены, её роль и основные функции      5

Рыночная цена и ее виды                10

Прибыль. Влияние  прибыли на формирование цен            12

Заключение                  15

Список литературы                 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Цена  является основным элементом рыночного  механизма и важнейшим инструментом анализа, планирования, регулирования поведения хозяйственных субъектов в рыночной экономике. Мы уже знаем, что цена воздействует на спрос и предложение. Следовательно, она определяет поведение покупателей и продавцов на рынке. В рыночной цене в потенции заложено проявление интересов продавцов (возмещение затрат и получение прибыли), покупателей (удовлетворение платежеспособной потребности) и торговцев-посредников

     (возмещение  затрат на реализацию товара  и получение торговой прибыли).

     Именно  цены, выполняя распределительную функцию, устанавливают пропорции в обмене, да не только в обмене, но и во всей экономике (пропорции между производством и потреблением, различными отраслями, сферами, регионами экономики). Выполняя стимулирующую функцию, цены стимулируют рост эффективности общественного производства, использования научно-технического процесса, внедрение новой и конкурентной продукции в производство и потребление. Учетная функция цены способствует контролю за расходованием средств фирмы и за ее финансовым состоянием.

     Политика  ценообразования является центральным  звеном в регулировании национальной экономики. Государство может осуществлять контроль за процессом ценообразования на рынке путем установления границ или показателей допустимого роста цен. Так появляется «цена пола» и «цена потолка».

     «Цена пола» — это установленная  минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Например, запрет на торговлю товарами ниже их себестоимости. 

     «Цена потолка» ограничивает повышение цены. Так, государство при осуществлении  социальной политики может установить максимальные цены на отдельные товары первой необходимости, выше которых  продавцы не вправе поднимать свои цены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие цены, её роль и основные функции. 

     Цена - это денежное выражение стоимости  товара. Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям и интенсивности труда.

     Существуют  различные виды цен. В зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), закупочные и розничные.

     Оптовые (отпускные) цены устанавливаются на промышленную продукцию для производителей, т. е. это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведённую ими сельскохозяйственную продукцию.

     Розничная цена - цена, по которой продаётся  товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу.

     Также существуют договорные, государственные и мировые цены.

     Договорные  цены - подлинно рыночные, свободные  цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий. Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырьё, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

     Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются  вовсе не на продукцию государственных предприятий, а на продукцию предприятий-монополистов, базовые (для экономики данной страны) ресурсы, а также на социально значимые товары. В зависимости от этого государственные цены могут быть фиксированные, регулируемые и предельные.

     1) Фиксированная цена - это твёрдо  уставленная государством цена. Примером могут служить тарифы  на электрическую энергию, отпускаемую  на коммунально-бытовые нужды  для населения.

     2) Регулируемая цена - это цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления или органами исполнительной власти на местах по соответствующей номенклатуре продукции. Цены устанавливаются в соответствии с методами, правилами и нормативами, определяемыми органами.

     3) Цена предельная - государственная  цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления, цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

     Мировые цены - цены, применяемые при реализации товаров на мировом рынке.

     Долгие  десятилетия наша экономика работала в условиях директивного, планового ценообразования, когда цены назначались сверху. Единственно возможным путём перехода к рыночной экономике является полный и сознательный отказ от директивного ценообразования и переход к системе свободных рыночных цен с частичным их регулированием со стороны правительства. В этом варианте кардинально меняются место и роль цен в управлении экономикой. Цена представляет собой один из стержневых элементов, определяющих условия перехода к рынку. Роль цены заключается в том, что:

     1) Свободные цены выступают инструментом  поддержания равновесия спроса  и предложения. Уравновешивающую  функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение, т. е. цена информирует всех о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить данный объём предложения и предъявить данный объём спроса. Всё, что буде произведено сверх данного объёма, станет бессмысленной потерей ограниченных ресурсов общества. Всё, что будет недопроизведено, станет социальным ущербом для всех, так как будет означать бессмысленное замедление общего движения страны к более высокому уровню благосостояния.

     2) При помощи цены определяются, анализируются и прогнозируются  пропорции производства, выявляя его подлинную эффективность.

     3) Ценой измеряется эквивалентность  обмена во внутренних и внешних  экономических связях, между промышленностью  и сельским хозяйством, предприятием  и организациями.

     4) От уровня и динамики цен  на товары и услуги зависит  уровень жизни населения.

     В рыночной экономике цена выполняет  три функции.

     1. Цены являются важнейшим источником информации для производителя, ориентиром, направляющим его действия. В рыночном хозяйстве, основанном на системе свободной конкуренции, цены - это зеркало, которое почти мгновенно отражает все изменения, происходящие в экономике.

     2. Цены играют роль стимулятора. Они заставляют производителя, в конечном счёте, выбирать наиболее экономичные методы производства, исходя из наличных ресурсов. Получив информацию о динамике цен на свою продукцию и продукцию своих поставщиков, производитель в условиях рыночной экономике будет вынужден действовать совершенно определённым образом. Цены стимулируют применение экономичных, развитых ресурсов и энергосберегающих, связанных с управлением производством. Стимулирующую функцию свободные цены могут выполнить лишь при определенных условиях. К ним, в первую очередь относится возможность беспрепятственного перелива капиталов и сбережений населения в наиболее эффективные, перспективные области вложения. А это предполагает многообразие равноправных форм собственности и обеспеченье на этой основе подлинной свободы предпринимательства.

     3. Цены участвуют в распределении доходов. "Распределительная" функция цен рыночной экономики несёт наибольшую социальную нагрузку и вызывает наибольшие споры. Дело в том, что колебание рыночных цен может приводить и приводит к несправедливому с точки зрения обыденного сознания, распределению доходов в обществе. Ведь в результате колебания цен более высокий доход может получить не тот, кто упорно трудился, а тот, кто лучше усвоил коньюктуру рынка. Вследствие этого в странах с рыночной экономикой всегда существует неудовлетворённость большинства людей тем, как распределяются доходы. В теории и на практике предпринимались многочисленные попытки определить функцию, связанную с определением доходов, от двух других функций - передачи информации и стимулировании. С этой целью во многих странах осуществлялись различные правительственные мероприятия, направленные на изменение структуры распределения доходов, порождаемой свободным рынком с тем, чтобы их перераспределить и уравнять. Однако сделать это без риска, разрушить сам рыночный механизм, невозможно. В этом случае действие ценовой системы пришлось бы заменить приказом и принуждением, а это неизбежно ведёт к возникновению экономической системы административного типа с присущими ей экономической неэффективностью, разрывом между производством и потреблением, низким уровнем жизни населения.

     Создание  на практике условий для выполнения ценой её основных функций можно разделить на ряд шагов, которые необходимо осуществлять одновременно и комплексно.

     К ним относятся:

     А) Предоставление экономической свободы  производителя;

     Б) Подрыв монополизма и создание здоровой конкурентной среды.

     Экономическая свобода не случайно стоит в этом ряду на первом месте. Совершенно очевидно, что рыночный тип поведения может быть свойственен свободному от любого диктата сверху предпринимателю. Тогда и свободная цена заставит его, независимо от формы собственности, заключать договоры "на равных" с другими предпринимателями. При этом, единственным мотивом, определяющим его поведение, станет извлечение прибыли.

     Для развития конкуренции экономика  должна стать многосубъектной, для  чего необходимо многообразие форм собственности. Другим направлением может стать предоставление возможностей зарубежным фирмам производить и продавать свои товары на нашей территории. Но пользоваться этим инструментом следует осторожно, чтобы избежать неконтролируемого процесса разрушения собственного производственного аппарата. Чем оживлённее будет конкуренция, тем быстрее установится равновесие между спросом и предложением и возникнет рыночная цена. В том же направлении должны действовать процессы приватизации государственной собственности, возникновения мелких и средних частных предприятий, акционерных обществ, фермерских хозяйств и т. п.

     Одновременное и комплексное осуществление  позволит вызвать к жизни систему  свободных рыночных цен. Конечно, произойдёт это не очень быстро, и в течение переходного к рынку периода ещё будет сохраняться административное регулирование цен на некоторые виды продукции. По мере стабилизации экономики, укрепление её рыночных основ, круг таких централизованно устанавливаемых цен будет сужаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рыночная  цена и ее виды. 

     В условиях свободного рынка взаимоотношения  собственников товаров и денег складываются естественным порядком и некем не регулируются. Рынок превращается в аренду своеобразной экономической демократии, чем он решительно отличается от всякого нормированного распределения продуктов (по талонам и карточкам). В свободной оценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют все продавцы и покупатели. Они проводят своего рода "голосование", но вместо бюллетеней в ход идут рубли, доллары и иные деньги. Таким способом открывается или закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги голосования отражаются в рыночных ценах.

     Рыночная  цена - это фактическая цена, которая  определяется в соответствии со спросом и предложением товаров.

     В зависимости от разных условий купли-продажи  благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен, которые можно классифицировать на определенные основные группы:

     С учетом способов регулирования выделяются следующие виды цен:

     Свободные цены. Они формируются в зависимости  от состояния рынка и устанавливаются  без государственного вмешательства, на основе свободной договоренности продавца и покупателя.

     Договорные  или контрактные цены. Контрагенты  устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В контракте могут оговариваться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр цен вследствие инфляции и других оговоренных обстоятельств.

     Регулируемые  цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое управление ценами касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).

Информация о работе Прибыль. Влияние прибыли на формирование цен