Принципы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Каждый элемент рыночного механизма теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества.

Содержание

Введение

1. Цена

1.1 Понятие и сущность цены

1.2 Функции цены

2. Ценообразование

2.1 Модели ценообразования

2.2 Принципы ценообразования

2.3 Законы и методы ценообразования

3. Виды цен

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

принципы ценообразования.doc

— 85.00 Кб (Скачать)


Содержание:

Введение

1. Цена

1.1 Понятие и сущность цены

1.2 Функции цены

2. Ценообразование

2.1 Модели ценообразования

2.2 Принципы ценообразования

2.3 Законы и методы ценообразования

3. Виды цен

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый элемент рыночного механизма теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества.

Натуральный обмен товаров - это исторически сложившийся процесс общения людей в целях обеспечения взаимного благополучия. Для справедливого обмена люди создали единый заменитель товара - деньги. Чтобы было удобно пользоваться деньгами, как эквивалентом многих разнообразных товаров постепенно создали и систему учета затрат денег (капитала) на объем товарной продукции и единицу изделия. Совокупность этих затрат назвали ценой. В последствии такая совокупность расширилась до сложного механизма ценообразования. Механизм ценообразования постоянно совершенствуется, изменяются отдельные его элементы по мере изменения социально-экономического уклада общества и конкретных условий производства. В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Понятие и сущность цены

« Цена » - понятие ёмкое

Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо.

Также, цена - это денежное выражение стоимости товара.

Стоимость товара определяют в ходе соотношения спроса и предложения на данный товар. Когда предложение товара равно спросу на него ( предложение и спрос находятся в равновесии ), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Назначение высокой цены может быть чревато потерей потребителем интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, выражающуюся, например, в сомнении в качестве продукции.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым производителем. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объёмы продаж, получаемую прибыль и др. Взаимосвязь понятий « цена » и « прибыль » очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешёвый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объёме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.

 

Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

        научность обоснования цен;

        целевая направленность цен;

        непрерывность процесса ценообразования;

        единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.

Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.

Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.

С этой целью у нас и за рубежом (например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.

Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда – чугун – сталь – прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.

Такой контроль осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех принципов и правил ценообразования.

Виды цен

Розничная цена

Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.

Оптовая цена

Оптовой (или отпускной) называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

Закупочная цена

Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннемрынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

Виды ценообразования.

1. Дискриминационное образование – это продажа товара (услуги) по разным ценам независимоот издержек.

Установление дискриминационных цен осуществляется в зависимости от:

1) покупательского сегмента, т. е. разные покупатели готовы платить за один и тот же товар различные цены;

2) варианта товара, т. е. разные версии товара (услуги) продаются по разным ценам вне зависимостиот издержек;

3) местонахождения товара, т. е. цены на товар в разных местах устанавливаются разные, даже, если издержки одинаковые;

4) времени, т. е. размер цены зависит от сезона.

2. Ценообразование по психологическому принципу – это определение цены не только с экономическойстороны, но и учитывая психологические факторы.

Как показывают многие социологические исследования, многие потребители воспринимают уровень цены товара как уровень качества (чем выше цена, тем лучше качество).

3.Стимулирующее ценообразование – это снижение цены (даже ниже себестоимости) на некоторое времяс целью повышения уровня продаж в краткосрочном периоде. Применяется для снижения запасов товара.

4. Ценообразование по географическому принципу – это установление разного уровня цен в зависимостиот удаленности от производителя. В основном это применяется для покрытия транспортных издержек.

ВИДЫ ЦЕН

 

      На рынке товаров цены различаются по видам: оптовые цены, возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предпринимателю (оптовые базы); розничные цены, по которым товары реализуются населению в торговой сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в форме заработанной платы.

      В зависимости от района действия цены могут быть едиными в стране (стоимость доллара) или дифференциальными по регионам. По срокам действия цены различаются: условно постоянные; временные; сезонные. Цены разнятся также по способу включения транспортных расходов и другим признакам, оказывающим влияние на ценообразование.

      Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.

1)  Классификация цен по степени регулируемости:

                          -  свободные

                          -  регулированные

                          -  фиксированные

2)  Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота:

                          -  оптовые цены на продукцию промышленности;

                          -  цены на строительную продукцию;

                          -  закупочные цены;

                          -  тарифы грузового и пассажирского транспорта;

                          -  розничные цены;

                          -  тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

                          -  цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

3)  Другие классификации цен:

                          -  аукционная цена;

                          -  биржевая цена;

                          -  договорная ( контрактная ) цена;

                          -  единые ( или поясные ) цены;

                          -  региональные ( местные ) цены.

      В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные виды цен.

      Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения ( сельское хозяйство, промышленность и др. ).

      Также цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижении они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:

                            Предприятие – Оптовая торговля

                            Оптовая торговля – Розничная торговля

                            Розничная торговля – Потребители.

      Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

1. Оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;

2. Оптовая цена промышленности;

3. Розничная цена.

      Цены на строительную продукцию.Продукция строительства оценивается по трём видам цен:

1) Сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта.

 

2) Прейскурантная цена – усреднённая сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта.

 

3) Договорная цена, устанавливаемая по договорённости между заказчиками и подрядчиками.

 

      Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. Также, на мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

 

Виды ценообразования.

1. Дискриминационное образование – это продажа товара (услуги) по разным ценам независимоот издержек.

Установление дискриминационных цен осуществляется в зависимости от:

1) покупательского сегмента, т. е. разные покупатели готовы платить за один и тот же товар различные цены;

2) варианта товара, т. е. разные версии товара (услуги) продаются по разным ценам вне зависимостиот издержек;

3) местонахождения товара, т. е. цены на товар в разных местах устанавливаются разные, даже, если издержки одинаковые;

4) времени, т. е. размер цены зависит от сезона.

2. Ценообразование по психологическому принципу – это определение цены не только с экономическойстороны, но и учитывая психологические факторы.

Как показывают многие социологические исследования, многие потребители воспринимают уровень цены товара как уровень качества (чем выше цена, тем лучше качество).

Информация о работе Принципы ценообразования