Регулирование и контроль цен в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования является ценообразование регулирования цен.
Предметом – организационно-экономические основы регулирования цен в РФ.
Целью работы является исследование регулирования цен в РФ.
Задачи:
 Изучить различные источники (документов, законов, монографий, Интернет - ресурсов) для освящения данной темы;
 Выявить особенности ценообразования и регулирование цен в различных экономических системах;
 Доказать необходимость вмешательства государства в регулирование цен в современной России;
 Показать организационные и экономические основы этого регулирования.
Отдельные аспекты становления государственной конкурентной политики, проблемы ограничения незаконного монополизма и недобросовестной конкуренции, антимонопольного регулирования и развития предпринимательства в стране и регионах отражены в работах ученых Л.А.Абалкина, В.В.Бузырева, В.Н.Войтоловского, Е.А.Горбашко, П.С.Завьялова, В.С.Кабакова, Е.Л.Кантора, Е.М.Карлика, А.Е.Карлика, Г.А.Краюхина, А.В.Ланскова, Д.С.Львова, Н.Я.Петракова, Б.В.Прянкова, Ф.Ф.Рыбакова, С.С.Шаталина и др.

Содержание

1. Концепции ценообразования 6
2. Государственное регулирование рынка и цен в РФ 13
3. Основы регулирования цен в РФ 18
4. Органы исполнительной власти, регулирующие цены,
и их функции. 28
Заключение 32
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.68 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Уральский  Государственный  Экономический Университет»

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

Дисциплина: «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ».

Тема: «Регулирование и контроль цен в РФ» 
 
 
 

Выполнил: студент группы КФ – 09 СР

                                                                    Белоносова Н.Н.

                                                    Проверил:  Серебренникова А.И.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Уральский  Государственный  Экономический Университет»

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЦЕНЗИЯ  на контрольную работу.

 
_ 3  _ курс,  группа: ______КФ-09 СР___

                       Белоносова Надежда  Николаевна_________________                                              

(Фамилия,  имя, отчество  студента)

_________      ____Финансы и кредит________         __      _______  __

(название  специальности)

Письменная  работа по дисциплине: «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»___                                                                                                

         на тему: «  Регулирование и контроль цен в РФ », вариант __ _

  ______           Серебренникова А.И     ____________     ___

(Фамилия,  имя, отчество, должность,  научное звание  рецензента (преподавателя))

 
Оценка  работы __________________________________________

Содержание  рецензии

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 

«_____» _________________ 2011г.    _________________________

                                                                              (подпись рецензента)

 
 

       СОДЕРЖАНИЕ

       Введение                                                                                                      4

         1. Концепции ценообразования                                                             6  

         2. Государственное  регулирование рынка и цен в РФ                       13

         3. Основы регулирования цен в РФ                                                     18

         4. Органы исполнительной власти, регулирующие цены,

         и их функции.                                                                                        28

       Заключение                                                                                                32

       ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА                                                                    34

       Список  использованной литературы                                                       36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Экономикой  правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые  правительством. Контроль за уровнем  цен — общая черта различных  рынков. Его влияние часто обсуждается  в прессе и в политических кругах. Актуальность данного исследования состоит в том, что в современной  России, особенно в условиях мирового кризиса, серьезной разбалансированности экономики, увеличивается необходимость  регулирования экономики государством. Роль государства заключается в  создании рыночных структур в целях  обеспечения развития предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и т.п. Проведение государством, в  частности, антимонопольной политики должно обеспечивать снятие искусственных  ограничений и развертывание  конкуренции во всех отраслях и секторах экономики. Ее поддержку и всяческое  поощрение, и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

     Регулирование цен является попыткой государства  с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий  воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному  развитию экономической системы  в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов  воспроизводства. В зависимости  от конкретной хозяйственной конъюнктуры  регулирование цен носит антикризисный  и (или) антиинфляционный характер.

     Объектом  настоящего исследования является ценообразование  регулирования цен.

     Предметом – организационно-экономические  основы регулирования цен в РФ.

     Целью работы является исследование регулирования цен в РФ.

     Задачи:

  • Изучить различные источники (документов, законов, монографий, Интернет - ресурсов) для освящения данной темы;
  • Выявить особенности ценообразования и регулирование цен в различных экономических системах;
  • Доказать необходимость вмешательства государства в регулирование цен в современной России;
  • Показать организационные и экономические основы этого регулирования.

     Отдельные аспекты становления государственной  конкурентной политики, проблемы ограничения  незаконного монополизма и недобросовестной конкуренции, антимонопольного регулирования  и развития предпринимательства  в стране и регионах отражены в  работах ученых Л.А.Абалкина, В.В.Бузырева, В.Н.Войтоловского, Е.А.Горбашко, П.С.Завьялова, В.С.Кабакова, Е.Л.Кантора, Е.М.Карлика, А.Е.Карлика, Г.А.Краюхина, А.В.Ланскова, Д.С.Львова, Н.Я.Петракова, Б.В.Прянкова, Ф.Ф.Рыбакова, С.С.Шаталина и др.

     Экономисты  в государственном регулировании  в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические  отношения.

     А. Клейменов, О.Головина считают, что  грань, за которой необходимо вмешательство  государства в управление собственностью, определяется только экономическими и  организационными методами, каковыми являются налогообложение, кредитование, ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация и пр. В. Анохин отмечает, что хозяйственным законодательством  РФ в качестве основополагающих принципов  предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность  хозяйствующих субъектов. В. Андреев  утверждает, что контроль государства  за состоянием и развитием рынка  предполагает регулируемое воздействие  на хозяйственную деятельность. 
 
 

  1. КОНЦЕПЦИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
 

     «Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного  товара на деньги. Величину соотношений  при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная  экономическая категория.

     Существует  два основных подхода к определению  понятия «цена»:

  • Цена обусловлена объективными затратами,
  • Цена обусловлена субъективной оценкой полезности.

     Первого подхода придерживается классическая политэкономическая школа в лице представителей трудовой теории стоимости: Адам Смит, Карл Маркс. Второго подхода  придерживаются неоклассики и некоторые  представители классической политэкономической школы: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо.

     Адам  Смит и последовавшая классическая политэкономическая школа рассматривает  противоречивую двойственную природу  цены: с одной стороны цена —  денежное выражение объективной  стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда); с другой стороны  — цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения. Это противоречие лежит в основе разветвления теории цены на «субъективное» и «объективное» направление. Наиболее чётко его сформулировал Давид  Рикардо: «Но если мы принимаем труд за основу стоимости товаров, то из этого еще не следует, что мы отрицаем случайные и временные отклонения действительной или рыночной цены товаров  от их первичной и естественной цены».

     Маркс в основном исследовал объективные  факторы, влияющие на стоимость —  «Общественно-необходимые затраты  труда», а также «Внутри и межотраслевую конкуренцию». Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа эквивалентности и добровольности на всех этапах обмена в экономике. Это позволило объяснять цену с позиции объективных факторов.

     Жан Батист Сэй считает цену субъективной оценкой полезности блага, которая  строится на личных предпочтениях. Цена — это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости («субъективная стоимость»). Он становится основателем «субъективной» теории цены. [15]

     При определении величины цен необходимо представлять общее содержание системы  цен, существенным элементом которой  является взаимодействие различных  видов цен. Рассмотрим основные виды цен на продукцию предприятий, которые  делятся по ряду признаков.

     «Внутрихозяйственная  цена - это сумма переменных расходов и прибыли подразделения, включает переменные расходы и доход, который  идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы.

     Трансфертная  цена включает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального  характера.

     Отпускная (оптовая) цена выступает верхним  пределом внутренней цены, определяется исходя из влияния, как внутренних факторов, так и внешних, характеризующих  конъюнктуру рынка.

     Закупочные  цены – по ним реализуется сельскохозяйственная продукция (колхозами, совхозами, фермерскими  хозяйствами, населением) государственным  и коммерческим организациям.

     Розничные цены – по этим ценам товары реализуются  в розничную торговую сеть. По этим ценам обычно реализуются товары народного потребления населению, в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям.

     Регулируемые  цены - величина данных цен регулируется государственными органами. Однако регулирование  носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на спрос и предложение (налоги, ограничения рентабельности и т.д.).

     Фиксированные (твердые цены) устанавливаются органами ценообразования или другими  государственными учреждениями. Они  назначаются по ограниченному кругу  товаров.

       Договорные цены - это цены, величина  которых определена предваряющим  акт купли-продажи соглашением,  документально зафиксированным  контрактом между продавцом и  покупателем. При этом может  оговариваться допустимость изменения  закрепленных контрактом цен  вследствие, например, инфляции, форс-мажорных  обстоятельств, принятия новых  законов.

     Свободные цены - освобожденные от ценового вмешательства  государства, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

     Базисные  цены применяют в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные  изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции.

Информация о работе Регулирование и контроль цен в РФ