Регулирование и контроль цен в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования является ценообразование регулирования цен.
Предметом – организационно-экономические основы регулирования цен в РФ.
Целью работы является исследование регулирования цен в РФ.
Задачи:
 Изучить различные источники (документов, законов, монографий, Интернет - ресурсов) для освящения данной темы;
 Выявить особенности ценообразования и регулирование цен в различных экономических системах;
 Доказать необходимость вмешательства государства в регулирование цен в современной России;
 Показать организационные и экономические основы этого регулирования.
Отдельные аспекты становления государственной конкурентной политики, проблемы ограничения незаконного монополизма и недобросовестной конкуренции, антимонопольного регулирования и развития предпринимательства в стране и регионах отражены в работах ученых Л.А.Абалкина, В.В.Бузырева, В.Н.Войтоловского, Е.А.Горбашко, П.С.Завьялова, В.С.Кабакова, Е.Л.Кантора, Е.М.Карлика, А.Е.Карлика, Г.А.Краюхина, А.В.Ланскова, Д.С.Львова, Н.Я.Петракова, Б.В.Прянкова, Ф.Ф.Рыбакова, С.С.Шаталина и др.

Содержание

1. Концепции ценообразования 6
2. Государственное регулирование рынка и цен в РФ 13
3. Основы регулирования цен в РФ 18
4. Органы исполнительной власти, регулирующие цены,
и их функции. 28
Заключение 32
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.68 Кб (Скачать)

     Правительственное регулирование цен (тарифов) перечня  продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг отраслей топливно-энергетического  комплекса (ТЭК) на внутреннем рынке  РФ осуществляется: Правительством РФ; федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов РФ – в соответствии с действующими нормативно-правовыми  актами[3, стр.53-54].

     На  федеральном уровне сохраняется  регулирование цен и тарифов  в электроэнергетике, газораспределительной  сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также  на продукцию, закупаемую исключительно  или преимущественно государством.

     Правительство Российской Федерации и федеральные  органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование  цен (тарифов) на следующие виды продукции  производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг:

  • газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями - производителями газа, не являющимися аффилированными лицами Российского акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норилъскгазпром" и "Роснефтъ-Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, фракции легких углеводородов, газ, сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);
  • продукцию ядерно-топливного цикла;
  • электрическую и тепловую энергию, тарифы, на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
  • транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • продукцию оборонного назначения;
  • алмазное сырье, драгоценные камни;
  • протезно-ортопедические изделия;
  • перевозку грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
  • перевозку пассажиров, багажа, груза, багажа и почты, на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
  • погрузочно-разгрузочные работы, в портах, портовые сборы, сборы, за проход по внутренним водным путям судов, плавающих под иностранными флагами;
  • услуги ледокольного флота;
  • аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;
  • обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
  • отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ;
  • водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ;
  • этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ.

     Органы  исполнительной власти субъектов Федерации  осуществляют государственное регулирование  цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных (местных) естественных монополий, в частности:

  • газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
  • газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
  • электрическую и тепловую энергию, тарифы на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями;
  • топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
  • перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
  • оплату населением жилья и коммунальных услуг;
  • ритуальные услуги;
  • услуги систем водоснабжения и канализации;
  • торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

     Упомянутым  выше Постановлением Правительства  № 239 органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставлено  право вводить государственное  регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций. К ним относятся:

  • снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
  • наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
  • тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения РФ (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;
  • тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
  • тарифы на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; тарифы на транспортные услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организации федерального железнодорожного транспорта.

     В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование  цен, в последние годы существенно  сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования  цен в значительной степени увязаны  с возможностями их бюджетов.

     Расширение  прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия  на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с  тем, чтобы не допускать их необоснованного  завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности  бюджета. 

 
  1. ОРГАНЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЦЕНЫ, И ИХ ФУНКЦИИ.

     В современной России, провозгласившей  курс на развитие рыночной экономики, политика цен на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и  федеральными органами исполнительной власти. Среди последних важную роль в области регулирования цен  стало играть Министерство экономического развития и торговли РФ, в состав которого входит Департамент цен. Однако в отличие от финансовых, налоговых, антимонопольных и других органов  исполнительной власти, имеющих вертикальную структуру управления, Минэкономразвития  РФ не имеет территориальных органов.

     Правительство РФ (орган общей компетенции) в  соответствии с Законом "О Правительстве  Российской Федерации" разрабатывает  и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) нашли  отражение в других федеральных  законах. Так, в силу ст. 5 Федерального закона от 14.04.95 г. № 41-ФЗ " О государственном  регулировании тарифов на электрическую  и тепловую энергию в Российской Федерации":

  • устанавливает основы, ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;
  • формирует сводный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;
  • определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность), поставляемую, в том числе на экспорт, с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) его субъектам;
  • утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов;
  • обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы, России.

          Правовой статус Минэкономразвития РФ (орган межотраслевой  компетенции) определен Постановлениями  Правительства РФ от 21.12.2000 г. № 990 и  от 05.07.2000 г. № 488. В частности, Минэкономразвития в области ценообразования осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает предложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамику цен, участвует в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов);
  • обеспечивает государственное регулирование и регистрацию цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также организационно-методическое руководство и систематический контроль за установлением и применением этих цен;
  • предоставляет федеральным органам исполнительной власти информацию о расчетных мировых ценах на важнейшие товары, (работы, услуги) российского экспорта и импорта;
  • контролирует внешнеторговые цены, по контрактам, заключенным в счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых установлены государственная монополия или количественные ограничения;
  • подготавливает предложения о совершенствовании системы, ценообразования, осуществляет мониторинг внутренних цен;
  • осуществляет через управления Госторгинспекции государственный контроль за порядком при изменениях цен по отдельным группам товаров.

     На  уровне субъектов Российской Федерации  вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов  Федерации, а на уровне муниципальных  образований - органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов  Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой  политики (управления, комитеты или  отделы по ценовой политике).

     Органы  ценообразования субъектов Российской Федерации:

  • осуществляют регулирование цен на местных рынках;
  • обеспечивают реализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;
  • устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;
  • осуществляют контроль за ценами.

     На  территории Российской Федерации функции  органов ценообразования осуществляют (в пределах своей компетенции) и  другие органы исполнительной власти. В их числе следует назвать, в  первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии, полномочия которых закреплены в статьях 11 и 12 уже упоминавшегося Федерального закона от 14.04.95 г. № 41-ФЗ.

     Государственное регулирование и контроль цен (тарифов) на транспорте и в области электрической  и почтовой связи осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике и  поддержке предпринимательства (МАП  России).

     Государство осуществляет и контроль за соблюдением  порядка применения регулируемых цен. К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне – Министерство экономического развития и торговли, на уровне субъектов РФ – органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие контроль за ценами в  пределах своей компетенции, на местном  уровне – органы местного самоуправления. Кроме того, правом контроля за соблюдением  порядка применения цен и тарифов  наделены финансовые и антимонопольные  органы, органы регулирования естественных монополий и государственной  налоговой службы и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В представленной работе мы рассмотрели  основы регулирования цен, проанализировали, как воздействует государство на уровень цен. Сложившаяся система  государственного регулирования цен  наряду с другими формами государственной  политики в России представляет собой  попытку воздействия на стоимостные  пропорции и распределение национального  дохода между отдельными отраслями  и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в  последнее время резко усилилась  в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной  из самых важных сфер экономической  деятельности нашего государства, так  как с помощью регулирования  цен оно воздействует на состояние  хозяйственной конъюнктуры отдельных  товарных рынков.

     В данной работе мы рассмотрели, что именно посредством государственного регулирования  государство с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействует на рынок  и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики  в целом. Это определило актуальность выбранной нами темы.

Информация о работе Регулирование и контроль цен в РФ