Рынок водки в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается рынок водки в Республике Беларусь в условиях развития конкурентной среды, вопросы маркетинга и ценообразования на предприятиях данной отрасли, а также законодательная база нашей республики в сфере алкогольной продукции. Данный товар обладает постоянным потребительским спросом и низкой эластичностью по цене.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
1 Исследование рынка ликероводочной продукции……………………………4
1.1 История развития рынка……………………………...………………………4
1.2 Обзор рынка водки в Республике Беларусь ……………………………...…8
1.3 Источники сырья для производства………………………………..………12
2 Ценовые сопоставления на водку…………………………………………….14
2.1 Ценовые тенденции на рынке………………………………………………14
2.2 Анализ цен на отечественную и зарубежную продукцию …………….…17
3Рекомендации по импортозамещению водочной продукции……………….21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...26
Приложение А. Изображения торговых марок ……...…………..……………28

Работа содержит 1 файл

Vodka_nabrosok.doc

— 470.00 Кб (Скачать)

В 1906-1913 годах  водочная монополия осуществлялась во всем объеме и привела к некоторым  положительным результатам по сокращению хотя бы внешних проявлений пьянства. Была упорядочена торговля водкой. В столицах и крупных городах она велась с 7 утра и до 22 часов вечера. На селе она завершалась до 20 часов. Во время выборов в Думу, деревенских и волостных общинных сходов и других общественных мероприятий торговля водкой была строго запрещена. Ко всем самогонщикам применялись уголовные наказания. Водочная монополия значительно укрепила государственный бюджет. Для сравнения: за четыре года от продажи водки получено прибыли 185 млн. руб., а от эксплуатации железных дорог - только 160 млн. руб. С 1891 по 1910 потребление водки на душу населения выросло с 4,3 л до 6,09 л. в год. Считалось, что спиртное полезно для организма, и нужно бороться только против пьянства, поощряя потребление спиртного.

Во время  революции и гражданской войны  торговля водкой была запрещена. Только с 1924 г. вступило в силу постановление ЦИК СССР о возобновлении производства и торговли спиртными напитками. Вплоть до начала Великой Отечественной войны в СССР поддерживался высокий мировой стандарт водки. В годы войны производство водки не было прекращено, хотя и сократилось в пять раз. С 1 сентября 1941 г. на фронте была введена практика выдачи военнослужащим по 100 грамм водки на человека в сутки. В послевоенные годы были сделаны новые шаги по повышению качества русской водки. На ликеро-водочных заводах был внедрен способ динамической обработки сортировок активным углем, введены песочно-кварцевые фильтры вместо керамических, более эффективным способом стало производиться умягчение воды. Не случайно русская водка "Московская особая" была удостоена золотой медали на международной выставке в Берне в 1953 г.

1970-71 годы явились  новым этапом в совершенствовании  водочного производства: были введены  автоматизированная линия непрерывного  приготовления сортировок и очистка  сортировок активным углем в псевдокипящем слое. Именно в этот период были разработаны рецепты новых сортов водок - "Посольская" и "Сибирская". 15 мая 1985 г. вышел небезызвестный указ "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма". Результатом его явился демонтаж ряда ликероводочных заводов, а также их переоборудование в предприятия безалкогольных напитков. В конечном итоге постановление вызвало широкое недовольство народа, возникновение очередей за водкой, всплеск самогоноварения, смертность от употребления различных суррогатов, значительный рост

спекуляции  и т.д. [1].

1.2 Обзор  рынка водки в Республике Беларусь

Натуральный объем  продаж алкогольных напитков в республике Беларусь в 2006-2010 гг. вырос на 138 млн  л, достигнув 903 млн л. Мировой финансовый кризис привел лишь к небольшому сокращению продаж в 2009 г – на 3,9%. 

По данным Национального  статистического комитета, в январе - сентябре 2012 года реализация водки увеличилась на 2,3% по сравнению с таким же прошлогодним периодом. Продано 8 млн. 965,2 тыс. дал водки, ее доля в общем объеме потребления алкоголя составила 49,7% (в январе - сентябре 2011 года — 44,9%) [2]. 
Таблица 1.1 – Импорт водки в Республику Беларусь за сентябрь-январь 2012г.

Код ТН ВЭД

Наименование  товара, страны

Количество, л100%сп 
ирта

Вес нетто, тонн

Стоимость, тыс.долл. США

220860

Водка

60353

153

986,3

Страны СНГ

25361

65

318,6

 

Россия

2932

10

62

 

Украина

22429

56

256,6

Страны вне  СНГ

34993

87

667,7

из них страны ЕС

34983

87

667,6

 

Германия

2693

7

72,2

 

Дания

2842

7

50,7

 

Италия

279

1

4,7

 

Нидерланды

233

1

2,5

 

Норвегия

10

-

0,1

 

Польша

182

-

2,5

 

Соединенное Королевство

1283

3

16,9

 

Финляндия

17137

43

301,6

 

Франция

1191

3

33,3

 

Швеция

9144

23

183,2


Примечание – Источник: [3]

Из таблицы видно, что наибольшую долю по денежному эквиваленту и весу в импорте водки занимаю такие страны как Украина, Финляндия и Швеция со значениями 256,6 тыс. дол., 301,6 тыс. дол. и 183,2 тыс. дол. соответственно. Российская Федерация импортировала лишь 10 тонн стоимостью 62 тыс. дол.

Республика  Беларусь экспортировала водку в наибольших объемах в такие страны как Армения на 162,7 тыс. дол., Казахстан - 327,2 тыс. дол., Россия - 2039,7 тыс. дол., Украина - 1198,5 тыс. дол., Вьетнам - 329,8 тыс. дол., Германия - 624,6 тыс. дол., Латвия - 1539,1 тыс. дол., Литва – 2866,2 тыс. дол., Турция – 390,9 тыс. дол., Эстония – 262,6 тыс. дол.

Список стран, в которые экспортируется белорусская  водка заметно длиннее, чем стран, из которых она экспортируется в  Республику Беларусь, почти в три раза.

 

Таблица 1.2 – Экспорт водки из Республики Беларусь за сентябрь-январь 2012г.

Код ТН ВЭД

Наименование  товара, страны

Количество, л100% спирта

Вес нетто, тонн

Стоимость, тыс.долл. США

220860

Водка

5116

10563

11280,6

Страны СНГ

864

3258

3991,2

 

Азербайджан

27

72

109,6

 

Армения

33

132

162,7

Казахстан

69

227

327,2

Кыргызстан

9

41

49,9

 

Республика  Молдова

21

46

66,7

 

Россия

403

1778

2039,7

 

Туркменистан

9

22

36,9

 

Украина

293

940

1198,5

Страны вне  СНГ

4252

7305

7289,4

 

Болгария

32

74

89,5

 

Вьетнам

65

186

329,8

 

Германия

187

484

624,6

 

Грузия

28

99

88,9

 

Доминиканская Республика

4

11

14,3

   

Ирак

11

41

91,2

 

Кипр

5

11

10,3

 

Китай

5

12

14,7

 

КНДР

5

8

18,4

   

Куба

22

51

54,1

   

Латвия

871

1605

1539,1

   

Литва

2661

3568

2866,2

   

Новая Зеландия

7

17

37,1

   

Норвегия

4

9

22,1

   

Перу

2

5

7,5

   

Польша

63

125

130,3

   

Словакия

9

41

51,1

   

Соединенное Королевство

1

5

4,5

   

США

10

25

56,2

   

Страна неизвестна

16

47

535,2

   

Турция

139

544

390,9

   

Чешская республика

4

18

22,7

   

Чили

9

22

27,6

   

Эстония

92

297

262,6


Примечание  – Источник : [4].

 

Можно говорить, что белорусские предприятия  неплохо обеспечивают отечественных  потребителей и качество экспортируемой продукции достаточно высоко, что подтверждается объемами экспорта и количеством стран.

Как видно из сокращенной таблицы на период с января по сентябрь 2012 года экспорт водки осуществлялся в 32 страны, в полной таблице их 34, одна из которых неизвестна, но туда поставляется продукция на 535,2 тыс. дол, а вторая – Испания, где вес и количество не указано, кроме суммы в 0,5 тыс. дол.

Белорусские производители водок с их брендами и количеством наименований продукции приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Белорусские производители  водок и их водочная продукция на 03.12.2012г.

Наименование  предприятия

Бренд/торговая марка

Количество  производимых наименований

1

РУП “Минск Кристалл” 

“Крышталь”, “Бацькова”

21

2

РПУП Брестский  ликеро-водочный завод “Белалко”

“Белалко”

48

3

СООО “Малиновщизненский спиртоводочный завод “Аквадив””

“Аквадив”, “Sobieski”

38

4

РУП “Климовичский ликеро-водочный завод”

“Климград”

28

5

РУП “Гомельский ликеро-водочный завод”

“Радамiр”

31

6

РУП “Витебский ЛВЗ “Придвинье”

“Придвинье”

28

7

РУП “Гродненский ЛВЗ “Неманофф””

“Неманофф”

23


Примечание  – Источник: [собственная разработка на основе данных сайтов производителей].

Республиканское унитарное предприятие “Минск Кристалл” является одним из ведущих предприятий по производству алкогольных напитков, входящих в концерн “Белгоспищепром”. Имеет 2 бренда, под которыми поизводится 21 наименование водки. “Крышталь” – торговая марка для серии водок, ликероводочной продукции и питьевой воды и “Бацькова” – торговая марка для водок особых и настоек горьких. Изображения представлены в приложении А[5].

РПУП Брестский ликеро-водочный завод “Белалко” один из крупнейших производителей и поставщиков ликероводочной продукции в Европе. Это единственное предприятие в республике, работающее на внешнем рынке более 30 лет. Работа предприятия отмечена многочисленными отечественными и зарубежными наградами. Производит 48 наименований водок. Изображение представлено в приложении А[6].

СООО “Малиновщизненский спиртоводочный завод “Аквадив””. Производит 38 наименований водок, одна из которых “Sobieski” производится по лицензии французской компании Belvedere S.A. Изображения представлены в приложении А[7].

РУП “Климовичский ликеро-водочный завод”.Производит 28 наименований водок под брендом “Климград” (Климовичский градус), который был создан в конце 2008 года. Изображение представлено в приложении А[8].

РУП “Гомельский  ликеро-водочный завод”. Под торговой маркой “Радамiр” производится 31 наименование водки. Изображение представлено в приложении А[9].

РУП “Витебский ЛВЗ “Придвинье”” поизводит 28 наименований водок[10].

РУП “Гродненский ЛВЗ “Неманофф”” 23 наименования. Изображение

представлено  в приложении А[11].

1.3 Источники  сырья для производства

Исключительной особенностью русского винокурения вплоть до 70-х годов XIX столетия являлось использование в качестве сырья ржаного зерна - именно эта уникальная находка и заложила качественное отличие русских водок от любых других крепких спиртосодержащих напитков. Сорта ржи, с незапамятных времен высеваемые на просторах Среднерусской возвышенности, отнюдь не элитные; никто уже не узнает, откуда они появились и чем обусловлена их необычайная выносливость, но лишь эти невзрачные морозостойкие злаки давали материал для получения старинных водок традиционного вкуса.

На протяжении последнего столетия для изготовления массовых сортов водки широко использовалась пшеница, а позднее и картофельная масса, но высшие сорта обязательно готовились на основе ржаного сырья. Интересно, что наши скандинавские соседи, проживающие в сходных климатических условиях "рискованного земледелия", никогда не выставляли на мировой рынок сортов водки, сопоставимых с русскими, хотя и обладали несомненно более высоким по качеству зерном.

Классическим примером является водка “Финляндия”. Для ее производства добросовестные финны используют элитную васаскую рожь, выращенную в экологически безупречном районе, и кристально чистую воду, но даже тщательное соблюдение заимствованной у нас технологии не позволяет им получить безупречную, на наш вкус, водку. Картофельные водки Германии, Польши, Бельгии и Украины отличаются более жестким вкусом и тяжелым опьяняющим действием, на что обращал внимание еще господин Энгельс в своей знаменитой работе “Картофельная водка в Германии” по поводу неблагоприятного характера опьянения у немецкого рабочего класса во второй половине XIX столетия.

Водка в современной  смысле крепкий алкогольный напиток, получаемый смешиванием ректификованного этилового спирта со специально подготовленной (очищенной водой), с последующей  обработкой этого водно-спиртового раствора активным углем или другими адсорбентами.

Информация о работе Рынок водки в Республике Беларусь