Рынок водки в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается рынок водки в Республике Беларусь в условиях развития конкурентной среды, вопросы маркетинга и ценообразования на предприятиях данной отрасли, а также законодательная база нашей республики в сфере алкогольной продукции. Данный товар обладает постоянным потребительским спросом и низкой эластичностью по цене.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
1 Исследование рынка ликероводочной продукции……………………………4
1.1 История развития рынка……………………………...………………………4
1.2 Обзор рынка водки в Республике Беларусь ……………………………...…8
1.3 Источники сырья для производства………………………………..………12
2 Ценовые сопоставления на водку…………………………………………….14
2.1 Ценовые тенденции на рынке………………………………………………14
2.2 Анализ цен на отечественную и зарубежную продукцию …………….…17
3Рекомендации по импортозамещению водочной продукции……………….21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...26
Приложение А. Изображения торговых марок ……...…………..……………28

Работа содержит 1 файл

Vodka_nabrosok.doc

— 470.00 Кб (Скачать)

Основное сырье  – это спирт и вода. Процесс  изготовления спирта длительный и сложный  направленный на получения спирта с  наименьшим содержанием примесей. Процесс  получения спирта многоступенчатый, при малейшем сбое при производстве спирта на той или иной операции приводит к ухудшению конечного продукта даже не отклоняясь от предельно-допустимых показателей. Важную роль в производстве водки играет вода. Вода, используемая при производстве водок, должна быть прозрачная, бесцветная, без посторонних вкуса и запаха, соответствующая установленным требованиям. После смешивания спирта и воды получается сортировка, которая является полупродуктом производства. Только после обработки адсорбентом она приобретает вкус и аромат, характерный водке.

 

 

 

 

2 Ценовые сопоставления на водку

2.1Ценовые тенденции на рынке

Рассматривая  общие тенденции на рынке алкогольной  продукции в близлежащих странах, можем отметить, что:

  • на этом рынке очень трудно выделить ценовые сегменты, покупатели из среднего ценового достаточно быстро могут переходить или в высокий или в низкий;
  • по потреблению алкоголя лидируют страны Восточной Европы, основные драйверы - это Индия, Китай и страны Тихоокеанского региона;
  • происходит смещение акцента употребления традиционных для регионов напитков на новые, мало употребляемые раньше. Все больше начинают употреблять ром, текилу, виски’
  • в России сохраняется стабильный спрос на водку. Доля импорта в страну 25%, из которых около 70% - это импорт виски’
  • в Украине наиболее популярный алкогольный напиток - водка, однако украинские потребители хотят новых вкусовых ощущений’
  • в Польше основной тенденцией является растущее потребление вина, ежегодно рынок вина растет на 25-30%;
  • в Прибалтике (Эстония, Литва, Латвия) растет популярность бутылок 0,2 л., существенную долю занимает теневой сектор. Общая доля импорта 40%.

Если рассматривать  рынок алкогольной продукции  в Республике Беларусь, то 96,9% потребления  водки и ликероводочной продукции составляет отечественная продукция. Это значит что наши предприятия фактически монополисты на внутреннем рынке, то есть отрасль не испытывает конкуренции. Но в этом и заключается главная опасность для рынка сегодня и для будущего рынка. Что предпринять, когда на рынок придет российские производители и международные ТНК? Как мы будем с ними эффективно конкурировать? Об этом необходимо было задумываться раньше, но еще не поздно начать это делать сейчас. Сейчас необходимо обратить внимание на ассортиментную политику. Ассортиментные позиции отечественных предприятий размыты, нет маркетингового бюджета на продвижение продукции, на брендирование. Необходимо повышать качество продукции, искать выходы на новые международные рынки.

Кроме этого, жесткое  регулирование рекламы алкогольной продукции в Республике Беларусь влияет как на отсутствие рекламных бюджетов, так и на цену конечного продукта. Но у производителей есть множество возможностей достучаться до потребителей. Не запрещена реклама в местах реализации, в интернете, реклама торговых точек, новостные сюжеты о достижениях предприятия. Возможностей масса, но не следует нарушать закон «О рекламе», а именно 17-ю его статью, а иначе последует штраф в размере 50-100 базовых величин. Можно все, что не запрещено. Запрещено изображать тару, но если объект рекламирования торговая точка и на бокале, например, не указан логотип или торговая марка, то такая реклама разрешена. К сожалению не так много людей в РБ занимаются контролем рекламы, теперь это чаще делают производители конкурирующие друг с другом[12].

Лидирующими позициями  на белорусском алкогольном рынке  все так же являются пиво, водка и виноградное вино, однако в регионах больше покупают водки, чем в столице. При выборе напитка обращают внимание сформировавшееся понимание торговой марки (водка), коньяк и виноградное вино - на импортное производство, привычка тут не имеет значения. Количество новаторов среди потребителей алкогольной продукции невысоко -13-18%, более 60% - консерваторы. Покупатели не готовы платить большие суммы за игристые вина (не более 35 тыс. руб.), однако готовы платить за коньяк (более 150 тыс. руб.), особенно касаемо Минска. В столице так же есть ориентация на перемены и покупатели стремятся пробовать что-то новое.

У белорусского потребителя еще нет культуры потребления, поэтому страна-производитель для него не имеет значения. Мы выбираем вино не только по стране-производителю, но и по цвету - красное/белое. Многие розничные точки не учитывают это при выкладке продукции в магазинах. Категоризация - это очень важно, покупатель не может сориентироваться, ему важно не только вино из Чили или из Молдавии, ему важен цвет, количество сахара и зона, где это вино можно найти. Белорусский алкоголь слабо брендирован. В ближайшие 2 года розничные магазины будут урезать ассортимент в связи с расширением самих товарных позиций, поэтому очень важно уже сейчас не размывать его и создать крепкие бренды-локомотивы. Самое важное – это уделять внимание присутствию товара на полках и своевременной поставке. Есть товар - его купили, товара нет - покупки не произошло.

Учитывая, что  на белорусском рынке алкогольной  продукции слабо развита конкуренция, иностранным производителям сложно завоевать некоторую долю потребителей. Поэтому некоторые иностранные  компании заключают лицензии на производство своих продуктов, или просто выкупают наши нерентабельные предприятия.

Например, РУП "Минск  Кристал" приступило к лицензионному  производству водки Nemiroff. По словам директора РУП «Минск Кристал», в 2013 году на белорусском предприятии планируется произвести 700 тыс. дал лицензионной продукции, или 14 млн. пол-литровых бутылок. Таким образом, украинская компания планирует занять 7—10% белорусского рынка крепких алкогольных напитков. Для сравнения: в Украине этот бренд занимает 17% в натуральном и 21% в денежном выражении. На российском рынке бренд в 2010 году занимал 2% рынка, однако два года не поставлялся. В этом году возобновятся поставки, будет начат розлив в России, а компания планирует восстановит свои рыночные позиции. Розничная стоимость одной пол-литровой бутылки Nemiroff в Беларуси составит 47 тыс. рублей.

Отметим, что  водка дорожает в связи с ростом ставок акцизов (акцизы выравниваются  после вступления Республики  Беларусь в Таможенный Союз), которые, по разным оценкам, составляют до 50% цены (с учетом НДС). Эти косвенные налоги очень важны для пополнения бюджета государства. Например, рост ставок акцизов на алкоголь и табак в 2011 году увеличил поступления в бюджет на 42% по сравнению с 2010 годом.

Выравнивание  акцизов — дело не одного дня. По словам заместителя министра финансов России Сергея Шаталова, Беларусь, Россия и Казахстан планируют полностью гармонизировать акцизы на алкоголь и табак к 2020 году. Соответствующее межправительственное соглашение должно быть подготовлено уже к декабрю 2012 года. Стороны предварительно условились, что Россия снизит темпы роста ставок акцизов на алкоголь и табак с тем, чтобы Беларусь и Казахстан могли подтянуть свой уровень ставок до российского к 2020 году. А значит, белорусская водка будет дорожать и дальше.

Одним словом, на водке государство зарабатывает немало, тем более что квота  на производство спиртного растет из года в год.

На 2012 год она  была повышена на 7,3% до 20,02 млн. дал. По данным Национального статистического  комитета, в январе-сентябре этого года реализация водки увеличилась на 2,3% по сравнению с таким же прошлогодним периодом. Продано 8 млн. 965,2 тыс. дал водки, ее доля в общем объеме потребления алкоголя составила 49,7% (в январе-сентябре 2011 года — 44,9%)[13].

Однако, что  хорошо для бюджета, то катастрофично  для будущего нации. В Беларуси уже  давно превышен безопасный уровень  потребления спиртного: сегодня  на каждого белоруса приходится 13,3 литра абсолютного алкоголя в  год, а в структуре потребления  преобладают крепкие напитки. Для сохранения здоровья населения крепкий алкоголь должен занимать меньший удельный вес, чем теперь. В идеале в структуре потребления алкоголя крепкие спиртные напитки не должны занимать более 15%.

На декабрь 2012 года Национальный статистический комитет опубликовал следующие данные о росте объема продажи водки за январь-август 2012. По данным Белстата реализация водки увеличилась на 4,4% по сравнению с январем—августом 2011 года. Продано 7 млн. 985,9 тыс. дал водки, ее доля в общем объеме потребления алкоголя составила 49,6% (в январе—августе 2011 года — 44,2%).

Доля реализации алкогольной продукции в общем  объеме розничного товарооборота в  январе—августе 2012 года составила 10,6%. На потребительском рынке реализовано  алкогольных напитков и пива на 10,2 трлн. Рублей[13].

Таким образом, мы можем выделить долю потребления  водки в общей структуре потребления  алкогольной продукции в Республике Беларусь в 2012 году:

Рисунок 2.1 – Структура  потребления алкогольной продукции в Республике Беларусь в 2012 г.

Примечание  – Источник :[собственная разработка на основе данных НСК].

Таким образом, мы можем сказать, что белорусские  потребители среди прочих алкогольных  напитков предпочитают водку. При этом подавляющее большинство потребляемой продукции белорусского происхождения, что является следствием исторической олигополии. В виду вступления Беларуси в Таможенный Союз, акцизы на алкогольную продукцию будут еще расти, а количество производимого продукта в абсолютном выражении расти, ведь это пополняет казну государства в условиях затянувшегося кризиса, хоть и

бьет по здоровью граждан республики.

2.2 Анализ цен на отечественную и зарубежную продукцию

В рассматриваемой  работе мы выбрали водку среднего ценового сегмента емкостью 0,7л, чтобы сузить разрыв между ценами на отечественную и импортируемую водку в данном сегменте.

Ситуация в  столичных торговых розничных точках следующая: не весь существующих ассортимент представлен в больших магазинах. Подавляющее большинство – водка низкого ценового сегмента. Как мы описывали выше, 95% представленной продукции белорусского производства, причем представлен не весь ассортимент отечественных предприятий. Что удивительно, выбранные наши торговые марки представлены только в нескольких магазинах, больших супермаркетах. В специализированных точках продаж нет этих торговых марок – потому, что наши магазины имеют специализацию или «Минск Кристалл», или «Бульбаш», но никак не «Алкогольная продукция». Это плохо, т.к. рядовой потребитель не имеет доступа к тем маркам, которые он не знает, но хотел бы попробовать.

Как мы описывали  выше, потребители данного сегмента имеют высокую мобильность, т.е. они  могут покупать как дорогую, так  и дешевую водку. Они с удовольствием  пробуют новые марки, и если она  понравилась потребителям – задача предприятия как можно дольше продержаться в лидерах. Кроме этого, существует определенная категория потребителей, которые очень чувствительны к цене, на них позитивно действуют скидки, но они абсолютно равнодушны к маркам и торговым знакам.

Данный товар не распространяется через Интернет. Законодательно запрещена продажа алкоголя и табака через Интернет, так же, как и реклама по ТВ. Поэтому виртуальную точку продаж мы заменили на реальную – универмаг Таллин. Кроме этого, мы посетили ТЦ ГИППО, универмаг Радзивиловский и универмаг MART INN.

Что удивительно, в ЦУМе и ГУМе нет выбранных  нами образцов. Также они отсутствуют  в полном составе в ТЦ Корона и  универмаге Златка. Если в первых двух данный феномен мы можем объяснить  экономией пространства, скудной выкладкой и отсутствием спроса, то ТЦ Корона удивила нас обилием водки иностранных производителей, но полным отсутствием отечественных продуктов.

Таблица 2.1 – Цены на водку на 03.12.2012 г.

                     Название

Марка          магазина

водки/объем

ТЦ ГИППО

Универмаг Радзивиловский

MART INN

Универмаг Таллин

Absolut, 0,7 л.

164 390р.

175 150р.

176 000р.

189 900р.

Финляндия лайм, 0,7 л.

208 970р.

212 280р.

180 000р.

220 500р.

Смирнофф блэк, 0,7 л.

221 870р.

175 500р.

205 000р.

239 900р.

Бульбаш, 0,7 л.

61 000р.

65 000р.

64 500р.

67 900р.

Хлибний дар, 0,7 л.

60 720р.

55 530р.

57 500р.

63 000р.

Крышталь Презедент, 0,7 л.

43 370р.

46 650р.

43 000р.

49 900р.


Примечание – Источник: собственная разработка.

В ходе полевого исследования мы собрали информацию по ценам и представили ее в таблице 1. Сбор информации происходил 03.12.2012г.

Как видно из таблицы, в универмаге Таллин самые  высокие цены на алкогольную продукцию, самые низкие – в MART INN.  Самая большая разбежка в цене – это 64 400 белорусских рублей на водку Смирнофф блэк, 0,7 л. (максимальная сумма в универмаге Таллин).

Очевидно, что  отечественная водка дороже импортной  в 2-3 раза, что объясняется высокими импортными пошлинами, акцизами и прочими  затратами на импорт. Это объясняет покупки белорусских граждан белорусской водки, и цен на этот продукт.

По представленным данным мы построили радар цен  на водку среднего ценового сегмента.

Рисунок 2.2 – Радар цен среднего ценового сегмента

Примечание – Источник :[собственная разработка]

На этом радаре прекрасно виден разрыв между  отечественной и импортной продукцией (объем разноцветных фигур). Ее можно  объяснить по-разному, что мы уже  пытались делать раньше.

Информация о работе Рынок водки в Республике Беларусь