Шпаргалка по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Ценообразование".

Работа содержит 1 файл

ЦО шпоры 1-68.docx

— 198.82 Кб (Скачать)

1. Экономическое содержание цены.

Рыночная  цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать  свой товар, а покупатель готов купить его. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного  производства. Равновесной ценой  при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует  спросу.

Теоретически  и практически товарный дефицит  вызывает рост цен, а товарный избыток  — их падение. Если на рынке какого-либо товара больше, чем может потребить  общество на имеющиеся доходы, его  меньше покупают и цены неизбежно  снижаются, нормируя, таким образом, предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения и стимулируют  увеличение производства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, производственных ресурсов, труда, ценных бумаг и т.д.) с помощью равновесных цен.

Цены  обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро- и интерэкономики.

^ На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начинается (цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и заканчивается (цены на произведенную продукцию для внутреннего или внешнего рынка) ценами. Цены множеством нитей связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг.

^ На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций. Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Когда, например, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цены реагируют повышением. Высокие цены привлекают для производства такой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара увеличивается, и цены постепенно снижаются. Аналогичные процессы происходят, если на рынке появляются новые виды товаров, услуг, соответствующие постоянно меняющимся запросам потребителей. При этом цена выступает инструментом рационирования ресурсов в обществе: при ее росте сокращается потребление и расширяется производство, а при ее падении — увеличивается потребление, сокращается производство и уменьшаются излишние запасы.

На уровне интерэкономики в международной торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.

 Вместе  с тем, цены на отдельные  товары, услуги, практически во всех  странах мира являются объектом  государственного регулирования  в рамках проводимой экономической  и социальной политики. Многие  государства мира практикуют "замораживание"  цен, фиксацию цен на некоторые  товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен и  используют другие формы и  способы влияния на них. 

2. Функции цен. Принципы ценообразования.

Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе: балансирующую, планово-учетною, распределительную и перераспределительную и информационную.

Балансирующая функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением. Планово-учетная функция означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.

Распределительная и перераспределительная  функция цен состоит в распределении создаваемых национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами путем товарообмена. При значительных отклонениях цен от стоимости, когда на отдельные товары, услуги государством устанавливаются низкие цены или же они предоставляются бесплатно, а другие товары отличаются относительно высокими ценами за счет включения в них косвенных налогов (акцизов, отчислений в целевые бюджетные фонды, налогов с продаж и др.) усиливается перераспределительная функция цен.

Выполнение  перераспределительной функции  ценами позволяет решать такие важные социальные задачи, как создание благоприятных  условий для развития и воспитания подрастающего поколения, обеспечение  общедоступности товаров первой необходимости, лечения и др. Однако значительные перераспределительные процессы могут негативно повлиять на развитие экономики, поскольку дают искаженную картину состояния дел и снижают эффективность управленческих процессов.

Информационная функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

Принципы ценообразования — это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшими  принципами ценообразования являются:

1.научность обоснования цены (состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения. Научное обоснование ц базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы ц, во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления ц и требует обширной и разнообразной информации);

2.целевая направленность цен (состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества.

3. непрерывность процесса ценообразования (в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда-чугун-сталь-прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным )

4. единство процесса ценообразования  и контроля за соблюдением  цен (состоит в государственном регулировании цен на продукцию и услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа, электроэнергии и некоторых других.

Такой контроль осуществляется и по тем товарам, в отношении которых действует  режим свободных цен. Цель контроля — проверка правильности применения установленных законодательством, общих для всех принципов и  правил ценообразования. Два вида контроля гос-ный и общественный.

 

 

3. Факторы, влияющие на уровень  и динамику цен.

Проявление  в практике хозяйствования той или  иной функции цены в значительной мере предопределено основными ценообразующими  факторами, которые можно ранжировать  по степени их детализации.

К факторам первого порядка можно отнести  спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование.

В свою очередь  сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов — внутренних и внешних.

 

Внутренние факторы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешние факторы


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Основные ценообразующие факторы.

 

Внутренние факторы  зависят от деятельности самого предприятия, фирмы.

Внешние или макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами. Политическая стабильность в государстве создает предприятиям предпосылки для работы на перспективу, не вызывает у них стремления в получении сиюминутного успеха, чаще всего за счет взвинчивания цен. Отсутствие на рынке каких-либо ресурсов, как, например, топливно-энергетических в Беларуси, ставит предприятия в большую зависимость от их импорта.  

4. Эластичность спроса от цен  и факторы ее определяющие.

Функции спроса и предложения являются основными  составляющими модели рынка товаров, поскольку они предполагают решение  оптимизационных задач, которые  возникают перед продавцами и  покупателями. При анализе спроса и предложения важно не только представлять их абсолютное значение, но и выявить характер изменения  спроса и предложения в ответ  на изменение цены товара и других определяющих их факторов. Количественно  установить чувствительность одной  переменной величины от изменений другой позволяют коэффициенты эластичности.

В экономических  исследованиях коэффициент эластичности — это показатель, который указывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой на один процент. Ценовая эластичность определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают. Определение эластичности играет большую роль при принятии решений по ценам, анализе и прогнозировании спроса и предложения. Аналитические исследования эластичности необходимы при принятии предприятиями решений об изменении цен на определенный товар с целью стимулирования спроса и получения большей прибыли, реализации стратегии расширения доли рынка, прогнозирования цен как на выпускаемую продукцию, так и используемые ресурсы, определения оптимальных ставок прямых и косвенных налогов, выбора форм государственного регулирования цен, обоснования заключения внешнеторговых сделок и др.

Различают эластичность спроса от цен, дохода, эластичность предложения, перекрестную эластичность.

Коэффициент ценовой  эластичности спроса (прямой эластичности) можно определить по следующей формуле

Положительные значения коэффициентов эластичности отражают одинаковую направленность изменений  взаимосвязанных величин: обе возрастают или уменьшаются. Отрицательные  показатели означают разную направленность изменения величин: если одна возрастает, другая падает, и наоборот. В экономических  исследованиях принято, что знак минус перед числовым значением коэффициента не учитывается, и он определяется по модулю.

Эластичность спроса в зависимости от изменения цены обычно является отрицательной величиной. Спрос считается эластичным, если коэффициент эластичности больше единицы, неэластичным, если меньше единицы и единичная эластичность (прямо пропорциональная зависимость) имеет место при коэффициенте, равном единице.

Исследования в области  спроса показывают, что на эластичность оказывает влияние ряд факторов, зависящих от вида товаров, периода времени, поведения покупателей. Во-первых, различные товары характеризуются различной эластичностью спроса. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, а спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен. Во-вторых, количество товаров-заменителей. Чем больше у товара заменителей, тем соответственно эластичнее спрос на него. Например, при повышении цен на животное масло спрос может переключаться на маргарин или масло растительное. В-третьих, доля затрат на товар в бюджете потребителя. Как правило, чем меньше удельный вес расходов на товар (услугу) в потребительском бюджете, тем менее эластичен на него спрос. Например, если мы посещаем театр один-два раза в месяц, то увеличение или уменьшение цен на билеты в театр вряд ли существенно отразиться на частоте наших посещений.

Эластичность спроса на отдельные товары может также  определяться степенью их полезности для конкретного покупателя (чем  она выше, тем соответственно ниже эластичность спроса), диапазоном направлений  использования (чем их больше, тем  ниже эластичность спроса), длительностью  приспособления к изменению цены (спрос более эластичен в долгосрочном периоде).

Изменение спроса на конкретный товар может влиять на изменение  спроса других, связанных с ним  товаров. Степень влияния цен  одних товаров на спрос на другие товары называют перекресной эластичностью спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько измениться спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1 % при неизменности остальных цен и доходов покупателей. Формулу его расчета можно представить в следующем виде:

Где Q1i и Q2i – объемы продаж i-го товара; Р1j и P2j — соответственно старые  и новые цены j-го товара.

Значения коэффициентов  эластичности зависят ох характера  связи между товарами. Если они  являются взаимозаменяемыми (различные  виды мяса, масла и др.), то повышение  цен на один товар ведет к увеличению спроса на другой. В этом случае коэффициент  перекрестной эластичности будет больше нуля.

Если товары взаимно  дополняют друг друга (автомобиль и  запчасти, фотоаппарат и фотопленка, бритвенный прибор и лезвия), при  повышении цены одного товара спрос  на другой товар падает и коэффициент перекрестной эластичности оказывается меньше нуля. В случаях, когда товары независимы, коэффициенты перекрестной эластичности равны нулю. 

5. Эластичность предложения и  ценовых ожиданий. Перекрестная  эластичность.

Аналогично эластичности спроса можно определить эластичность предложения. Предложение считается эластичным, если объем продаж растет более высокими темпами по сравнению с изменением цены. Коэффициент прямой эластичности предложения в этом случае будет больше единицы. Эластичность предложения уменьшается, если для каждого последующего увеличения предложения товаров на рынке требуется все больший рост цен (коэффициент эластичности меньше единицы). Значение коэффициента эластичности, равное единице, означает, что относительные изменения цен и предложения равны. Предложение товара полностью неэластично, если никакое увеличение цен не приведет к расширению объема продаж (коэффициент эластичности равен нулю).

В условиях производства некоторого ассортимента товаров предприятием объем предложения каждого товара зависит не только от его цены, но и от цен других товаров этого  предприятия. Количественно выразить эту зависимость можно с помощью  коэффициента перекрестной эластичности предложения, который показывает, на сколько процентов изменится объем предложения одного товара при изменении цены другого выпускаемого предприятием товара на 1 %. Большинство одновременно выпускаемых предприятием товаров являются взаимозаменяемыми и характеризуются коэффициентом перекрестной эластичности предложения меньше нуля. По взаимодополняемым товарам этот коэффициент больше нуля.

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразованию"