СНГ: Успехи, неудачи, перспективы

Автор: Сергей Тупилов, 10 Июня 2010 в 00:37, реферат

Описание работы

Неудачей можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых 'различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у него контрольных функций.

Содержание

Успехи и неудачи СНГ 4
Перспективы СНГ 5
Итоги 2008 года 9
О ситуации в СНГ по итогам 2009 г. и прогнозы на 2010 г. 10
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

СНГб.docx

— 299.92 Кб (Скачать)

     С какими событиями мы входили в прошлый  год? Существенно возросла общая  активность Соединенных Штатов и  ряда европейских государств на пространстве СНГ. Под занавес президентства  Владимира Путина сербский край Косово, без учета позиции России, был  признан независимым государством. Такой шаг Вашингтона впоследствии укрепил Москву в необходимости  одностороннего признания Абхазии  и Южной Осетии в качестве суверенных от Грузии государств по факту российско-грузинской войны.

     В начале 2008 года в практической плоскости  оказался вопрос о членстве в НАТО Украины и Грузии. Но было также  заметно, что Россия становится сильнее. Сначала это выглядело как  самоуверенность. Кремль уже не боялся острых реакций со стороны Запада и демонстративно встал на путь так  называемого суверенно-демократического укрепления всех аспектов государства, включая и внешнюю политику, не взирая на критику и упреки. Происходило  это быстро, но плавно. К примеру, отказ Путина от третьего срока и  выбор Медведева в качестве президента был мотивирован не только удобством  такой кандидатуры для самого Путина, сколько имиджем Медведева  на Западе. Вместе с тем, было очевидно, что за «витражом» либерального юриста президента Медведева вовсе не ельцинско-козыревский  тип внешней политики. В уходящем году Путин и Медведев не раздвоились, не стали открыто конкурировать  во внешней политике, они наоборот умножили присутствие России в политическом поле СНГ. Стали не просто дублировать друг друга, а дополнять.

     Весной  прошлого года, редактор журнала «Россия  в глобальной политике» Федор  Лукьянов охарактеризовал политику России в СНГ как «более сложную, более реалистичную, основанную на понимании собственного интереса. В  отношении интеграционных проектов возобладало осознание, что там, где возникает торможение в многостороннем диалоге, эффективнее развивать  двусторонний». К концу году эти  качества усилились, и былая самоуверенность  начала оборачиваться реальной силой. 

     О ситуации в СНГ по итогам 2009 г. и прогнозы на 2010 г.

     В 2009 году социально-экономическая и  политическая ситуация на пространстве Содружества определялась в первую очередь мировым финансово-экономическим  кризисом и его последствиями  для государств СНГ. В экономике  большинства государств – участников СНГ наблюдалась рецессия. Экономический  спад в 2009 году составил в среднем  по государствам – участникам СНГ 8 – 9 %.

     В 2009 году наблюдался рост ВВП в Азербайджане на 3,6 %, Беларуси и Кыргызстане –  на 0,3 %, Таджикистане – на 2,8 %, Узбекистане  – на 8,2 %. Снижение темпов роста ВВП  произошло в Армении на 16,3 %, Казахстане – 2,3 %, Молдове – 7,8 %, России – 10,4 %, Украине  – 18%.

Промышленное производство снизилось в целом по Содружеству  на 14 %.

     Во  всех государствах – участниках СНГ  происходило снижение стоимостных  объемов внешней торговли. Динамика экспорта определялась в основном падением цен на топливно-энергетические и  другие ресурсы и снижением спроса на них на мировом рынке.

     Ситуация  на валютных рынках в большинстве  государств – участников СНГ в 2009 году характеризовалась снижением  курсов национальных валют к доллару, единой европейской валюте и российскому  рублю.

     Согласно  данным ООН наибольший скачок розничных  цен в 2009 году произошёл в развивающихся  странах и государствах – участниках СНГ.

     Потребительские цены в среднем по государствам –  участникам СНГ увеличились на 12 %.

     В 2009 году приоритетной сферой взаимодействия государств – участников СНГ стало  сотрудничество в области энергетики. Совокупный энергетический потенциал  государств – участников СНГ составляет около 11 % мировых доказанных запасов  нефти, уступая среди экономических  сообществ только ОПЕК, и более 41 % мировых запасов природного газа.

     На  Совете глав правительств Содружества (далее СГП) 20 ноября 2009 года были приняты  Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в сфере энергетики и План первоочередных мероприятий  по ее реализации. В ходе заседания  СГП также рассматривался вопрос о сотрудничестве государств – участников СНГ в области эксплуатации электроэнергетических  систем. В настоящее время в  составе объединения энергосистем стран СНГ параллельно работают энергосистемы 11 стран из 12 (кроме  энергосистемы Армении, которая  работает параллельно с энергосистемой Ирана).

     По  итогам заседания СГП было принято  Решение о Плане по реализации совместных мер государств – участников СНГ по преодолению последствий  мирового финансово-экономического кризиса  на 2009–2010 годы и одобрен проект Соглашения о согласованном развитии международных  транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ.

     Отмечено, что в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества особое внимание будет уделяться  вопросам реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ от 15 сентября 2004 года и Конвенции о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ от 10 октября 2008 года. Расширится взаимодействие Антитеррористического  центра СНГ и Бюро по координации  борьбы с организованной преступностью  СНГ с соответствующими структурами  других региональных организаций (ШОС, ОДКБ, АСЕАН), а также Контртеррористическим  комитетом и Управлением по борьбе с наркотиками и преступностью  ООН.

Очередное заседание  СГП решено провести в Москве 21 мая 2010 года.

     В политическом отношении 2009 год был в целом  удачным для России в СНГ. Следует  отметить договорённость о создании единой таможенной территории в составе  России, Белоруссии и Казахстана с 1 июля 2010 года. По итогам состоявшегося 19 декабря неформального саммита  президентов России, Белоруссии и  Казахстана было решено создать Единое экономическое пространство трех стран  с 1 января 2012 года.

     Продолжалось, хотя и в инерционном режиме, функционирование органов Союзного государства. 10 декабря  в Москве прошло заседание Высшего  Государственного Совета Союзного государства, где обсуждались вопросы сотрудничества России и Белоруссии в социально-экономической, внешнеполитической и социальной сфере. Принят бюджет Союзного государства  на 2010 год в размере 4 млрд. 872 млн. руб.

     В отношении  Армении и Азербайджана эксперты отмечают активную политику российского  руководства, начавшуюся с трехсторонних  переговоров 2 ноября 2008 года, когда  при участии российского Президента были подписаны соглашения о неприменении силы в карабахском конфликте.

     На  Украине 2009 год прошёл в ожидании итогов президентских выборов, первый тур которых состоится в январе 2010 года. Российская политика в отношении  Украины была ориентирована в  основном на решение экономических  вопросов.

     В Молдове, несмотря на очевидные неудачи кремлёвских  ставленников В. Воронина и М. Лупу, пока не наблюдается смены политического  курса на откровенно антироссийский. Сказываются опасения новых политических элит в Кишинёве потерять экономические  позиции на российском рынке, особенно в период кризиса и политической нестабильности в стране.

     9 октября  2009 года в Кишиневе состоялось  очередное заседание Совета глав  государств СНГ (далее СГГ). В  повестку дня были включены 16 вопросов, касающихся активизации  сотрудничества государств СНГ.  Президент России Д. Медведев  пригласил глав государств СНГ  в мае 2010 года в Москву на  неформальную встречу в дни  празднования 65-й годовщины Победы  в Великой Отечественной войне.  Следующее заседание СГГ пройдет  в декабре 2010 года в Москве.

     В Центральной  Азии в течение 2009 года российской стороной рассматривались преимущественно  вопросы закупок и транзита газа. Осенью 2009 года возник торговый газовый  конфликт с Туркменией, приведший  к прекращению поставок туркменского газа через Россию. С 9 января 2009 года поставки туркменского газа возобновлены. Договора экономического характера, в  области энергетики, были заключены  с Киргизией и другими государствами  Центральной Азии.

     Эксперты  отмечают активизацию нового стиля  в 2009 году в политике России на пространстве СНГ, связанного с гуманитарным сотрудничеством, когда речь идёт о получении российского  образования, о сохранении русского языка и общего информационного  пространства, о развитии научного сотрудничества и т.д.

     Для реализации гуманитарного направления  созданы институциональные структуры, такие как: фонд «Русский мир», Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества, радиокомпания «Голос России», Институт Стран СНГ, Институт Русского зарубежья, российско-национальные Вузы, филиалы  российских университетов в ближнем  зарубежье и другие.

     Мощным  интегрирующим фактором стал антикризисный  фонд ЕврАзЭС в размере 10 млрд.дол., договор о создании которого был  ратифицирован Федеральным Собранием  в июле 2009 года.

     Действия  России по развитию интеграции на пространстве СНГ дали основание аналитикам авторитетной американской исследовательской компании «Стратфор» сделать в своём докладе  смелое предположение. По их мнению, 2010 год будет для России кульминацией предпринимавшихся на протяжении ряда лет усилий ликвидировать западное и турецкое влияние на Украине, в  Казахстане, Белоруссии, Армении и  Азербайджане и возможностью заложить основы создания политического союза  на значительной части постсоветского пространства.

     На  мой взгляд, столь оптимистический  сценарий по интеграции Содружества  не очевиден.

     Как уже было отмечено, экономический  спад в 2009 году составил в среднем  по государствам – участникам СНГ 8 – 9 %. По оценкам Всемирного банка, спад мировой экономики за этот период времени был лишь 2,5%.

     Таким образом, страны СНГ, избравшие экспортно-сырьевой путь развития, прежде всего Россия, в которой сокращение ВВП составило  около 10%, оказались особенно уязвимыми  в период кризиса.

     Созданное в 2009 году по инициативе ЕС «Восточное партнерство» включило в себя восточно-европейские  страны Содружества - Белоруссию, Украину, Молдову, Армению, Азербайджан и  вышедшую из состава СНГ Грузию. Данный проект направлен на европейскую  интеграцию входящих в него государств и, хотя эффективность нового образования  пока не проявилась в полной мере, объективно способствует ограничению влияния России.

     В государствах Центральной Азии усиливается экономическое, гуманитарное и политическое влияние  Китая, в том числе благодаря  ШОС. 14 декабря 2009 года в присутствии  президентов Туркмении, Узбекистана, Казахстана и Китая запущен новый  крупный газопровод по транспортировке  туркменского газа в Китай. В основном на китайские средства профинансированы строительство газопровода «Казахстан – Китай» и ряд других совместных проектов в нефтегазовом комплексе  Казахстана. Досрочно завершено строительство  нефтепровода Кенкияк - Кумколь (вторая часть нефтепровода Казaхстан - Китай). Киргизия, например, объявила о закупках китайских беспилотных самолётов. Можно привести и многие другие случаи активного китайского проникновения  в регион.

     Несмотря  на меры по активизации гуманитарного  сотрудничества в СНГ и поддержке  российских соотечественников за рубежом, они не приводят к существенному  изменению ситуации в лучшую сторону. Бюджетных средств выделяется недостаточно, а выделенные средства используются не всегда эффективно с точки зрения развития интеграции в СНГ. Так, из 44 Русских центров фонда «Русский мир», только 17 были открыты в ближнем  зарубежье. Использование русского языка в СНГ почти повсеместно, кроме Белоруссии, стремительно сокращается. О создании единого научно-образовательного пространства и информационного  пространства СНГ на русском языке  не приходится говорить уже в буквальном смысле слова. Даже в русскоязычной  в своём большинстве Украине  почти не осталось русскоязычных  школ и Вузов, в нормативном порядке  ограничена деятельность русскоязычных  СМИ.

     Отсутствует идеология интеграции. Фильм П. Лунгина  «Царь», показанный 7 января 2010 г. на Православное Рождество по Первому каналу российского  телевидения, разрушает цивилизационные  основы российской государственности, несёт в себе ярко выраженный антиинтеграционный потенциал. Российские СМИ, в том  числе государственные, работают порой  против интеграции.

     С Белоруссией, по словам Д. Медведева самым близким  союзником России, в начале 2010 года возник серьёзный таможенно-нефтяной конфликт. Новые молдавские власти поставили вопрос о выводе российских миротворцев из Приднестровья –  российском анклаве на левобережье  Днестра, в котором проживает свыше 100 тыс. российских граждан. Саммит осенью 2009 года в Кишиневе был самым скромным по составу участников.

     Выводы. Социально-экономические реалии государств – участников СНГ вынуждают их активно искать ресурсы для своего развития. В этих условиях Россия может  стимулировать интеграционные процессы на пространстве СНГ. Вопрос в том, хватит ли у неё потенциала для решения  этой задачи в условиях кризиса и  неконкурентоспособности собственной  экономики? По официальным прогнозам  социально-экономического развития России, средства Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния будут  большей частью исчерпаны к окончанию 2012 года, после чего придётся всё  больше прибегать к использованию  заёмных средств. И это без  реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, при условии поддержания  социально-экономической стабильности в стране на весьма скромном уровне. Успешное совмещение технологической  модернизации и диверсификации собственной  экономики и ресурсное обеспечение  интеграции СНГ представляется для  России проблематичным.

Информация о работе СНГ: Успехи, неудачи, перспективы