Спрос и предложение как факторы определяющие цену товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос: насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является спрос.

Содержание

1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕНУ ТОВАРА.
2. СКИДКИ ЗА ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОДАЖ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

   Т. о., предложение эластично, если величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Предложение наэластично, если величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Для эластичности предложения также возможны два экстремальных (предельных) случая: когда ls=0 и когда ls=oo. При ls=0 предложение абсолютно неэластично по цене, т. е. QSx никак не реагирует на изменение цены Рх. Подобное предложение характерно для сырьевых ресурсов в краткосрочном периоде. Если ls=oo, то предложение абсолютно эластично по цене: достаточно ничтожного изменения Рх, чтобы QSx резко возросло. Абсолютно эластичным, например, является предложение труда для отдельной некрупной фирмы. В графическом виде совершенно неэластичному предложению соответствует вертикальная кривая предложения, а совершенно эластичному — горизонтальная.

   Выше  мы уже рассмотрели влияние фактора  времени на эластичность предложения  по цене. Кроме него большое влияние  оказывают издержки производства: если расширение выпуска товара связано  с резким удорожанием производства, то эластичность предложения этого товара будет невелика. В этом случае производство каждой дополнительной единицы товара требует таких затрат, что предприниматели пойдут на увеличение выпуска только в случае значительного роста цены товара. Следовательно, небольшим приростом QSx будут соответствовать значительные скачки Рх, что характерно для неэластичного предложения.

   В заключение выделим основные области  использования эластичности в микроэкономическом анализе:

   1.Анализ  поведения потребителя.

   2.Определение  стратегии фирм и предприятий,  максимизирующей их прибыль.

   3.Выработка  мероприятий государственного регулирования  экономики и особенно политики  занятости.

   4. Разработка структуры налогообложения.

   5. Прогнозирование изменений в  расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены продукта.

            3. Изменение спроса и предложения под влиянием различных факторов

   Если  рыночная цена превышает равновесное  значение, то существует избыточное предложение  товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеет место избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену. В любом случае, продавцы и покупатели имеют определенные ожидания относительно рыночной цены. В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект—производитель или покупатель не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Если же рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены.

   На  графике нахождение точки равновесия выглядит просто. В реальной жизни  рыночные условия изменяются очень  быстро. Как мы уже знаем, существует ряд факторов, которые помимо цены воздействуют либо на объем спроса, либо на объем предложения, что сопровождается сдвигом или кривой DD, или SS. В результате равновесие будет достигаться при других значениях цены. Возможны следующие 4 варианта:

   1.Уменьшение  спроса под влиянием  неценовых факторов  ведет к падению  равновесной цены  и объема предложения. 

                 

   2.Увеличение  спроса под влиянием  неценовых факторов  повышает равновесную  цену и объем  предложения.

               

   3.Уменьшение  предложения под  влиянием неценовых  факторов ведет  к повышению равновесной  цены и сокращению  объема спроса.

              

   4.Увеличение  предложения под  влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и расширению

   объема  спроса.

       
            

   Теперь  рассмотрим некоторые вопросы практического  использования категорий спроса и предложения. Например, можно ли использовать спрос и предложение  для анализа рынка в условиях инфляции, т. е. при повышении уровня цен всех товаров? Ведь ранее мы рассматривали кривые DD и SS товара X, при условии, что цены остальных товаров остаются неизменными. Здесь необходимо учитывать, что цена любого товара в конкретный момент отражает его цену по отношению к ценам других товаров, т. е. его относительную цену. Чтобы при инфляции оценить снизилась или повысилась цена товара X, необходимо учесть, как изменилась цена по отношению к ценам других товаров. Если цены на все товары возрастут на 40%, а на товар Х только на 10%, то этот товар станет относительно дешевым, т. е. снизится его относительная цена.

   Это должно привести к увеличению его QD. Т. о., в условиях инфляции изменения цены товара X, вызванные расширением или снижением спроса на данный товар и его предложения, необходимо соотносить с ростом общего уровня цен. Например, если спрос возрастает, и цена товара Х повышается на 10% при неизменных ценах на иные продукты, то при 15%-й инфляции он фактически увеличится на 26,5%.

   Государство, как известно, способно вмешаться в рыночный механизм ценообразования и установить либо нижний, либо верхний предел цен на тот или иной товар. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». В бытовом понимании пол находится внизу, а потолок—наверху. В микроэкономике принято обратное представление, поскольку «цена потолка» ограничивает рост цены (движение цены вверх) — это искусственно заниженная цена. И наоборот, «цена пола» не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита — это искусственно завышенная цена. Поэтому на графике «цена пола» будет установлена выше точки равновесия, а «цена потолка» — ниже ее.

   Цены  «пола» и «потолка» могут устанавливаться  государством посредством принудительных методов регулирования цен для  их поддержания выше или ниже уровня равновесия.

   Пример  установления цены «пола» — завышение цен на продовольственные товары в США, посредством субсидий фермерам, с тем, чтобы спасти их от разорения. Однако при этом образуются излишки непроданного товара, которые скупаются государством за счет средств госбюджета.

   «Потолковые»  цены занижены по сравнению с равновесной  ценой и препятствуют повышению  рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены на товары — это политика «замораживания» цен. Они обычно устанавливаются на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы и другими способами нормированного распределения. 
 
 
 
 
 
 

Скидки  за особые условия  продаж как инструмент ценовой политики

     В современной российской экономике  все большее применение находит  система скидок как важнейший фактор стимулирования продаж.

     В гражданском и налоговом законодательстве отсутствует  
определение понятия скидки. Вместе с тем скидки можно подразделить на две группы:  
• предоставляемые продавцом покупателю в результате пересмотра цены товара, отраженной в договоре купли-продажи (покупателю предоставляется скидка за приобретенный товар);  
• предоставляемые продавцом покупателю без изменения цены единицы товара (скидки в виде премии, вознаграждения, бонуса и т.д.)  
Независимо от вида скидки, отнесенной к той или иной  
группе, у покупателя цена единицы приобретенного товара оказывается ниже.

     Устанавливая  цены на товар (за исключением ранжирования цен), продавец вправе предусмотреть  и скидки с цены. При этом предоставление скидки с цены может рассматриваться  как согласование новой цены в договоре или как изменение цены после заключения договора. Продавец предлагает покупателю выполнить определенные условия и воспользоваться скидкой. За покупателем остается право воспользоваться ею или нет. В данном случае скидка носит двухсторонний характер.

     Система скидок разнообразна. Наиболее распространенными  являются скидки: за объем (количество) приобретенного товара; за скорейшую  оплату товара; сезонные (на внесезонную  закупку); бонусные; дисконтные; купоны (купонаж). Вид скидки и ее размер зависит от характера сделки, условий поставки, взаимоотношений с покупателями, конъюнктуры рынка, сезонного характера производства и потребления и т.д.

     Скидки  за объем (количество) приобретенного товара могут быть простыми (некумулятивными) и накопительными (кумулятивными). Механизм формирования их различен. Так, простые скидки стимулируют покупателей приобретать большие по объему партии товаров одного наименования, что позволяет фирме-продавцу добиться экономии затрат на организацию продаж, хранение, обработку документации и транспортировку товаров.

     К скидкам за объем продукции могут  предлагаться скидки и за заказ, поскольку большие заказы предпочтительнее для , продавца, чем частые и незначительные. С целью поощрения больших заказов устанавливаются скидки исходя из количества товара в одном заказе. Максимальный размер скидок должен устанавливаться с учетом той экономии, которую получит продавец в результате увеличения объема разовой закупки. Можно установить базовый объем закупок, на основе которого строится шкала скидок. По мере превышения фактической закупки над не базовой, размер скидки с цены увеличивается. В данном случае целесообразно разработать специальную формулу такой зависимости, которая отражала бы не только особенности товара, но и финансовое положение фирмы.   
Скидки за объем разовой закупки должны предлагаться всем покупателям. Вместе с тем поставщик (продавец) должен следить за тем, чтобы сумма скидок не превышала сумму экономии на издержках в связи с увеличением объемов продаж.

     При предоставлении скидок за объем продаж необходимо учитывать экономические последствия их применения у покупателя. Последствия применения таких скидок неоднозначны, так как покупатель, с одной стороны, выигрывает за счет приобретения единицы товара по пониженной цене, а с другой проигрывает, так как вынужден увеличивать свои расходы на хранение больших партий товаров. Порой эти расходы бывают столь значительны (из-за отсутствия своих складских помещений), что предоставление продавцом покупателю такой скидки просто бессмысленно. Заменой таких скидок могут быть накопительные (кумулятивные) скидки.  
Накопительные скидки означают, снижение цены товара при увеличении суммы закупок на протяжении определенного периода времени, даже если эти закупки состоят из небольших по объему отдельных партий товаров. Свое название они получили
от того, что объем закупок исчисляется нарастающим итогом, то есть накоплением (кумулятивом) сумм проданных единиц товаров. Основа дифференциации таких скидок - объем закупок покупателем.

     Порядок предоставления накопительных скидок различен  
и его необходимо предусмотреть в договоре на поставку товаров.,  
Накопительные скидки имеет смысл применять также, когда товары подвержены значительному влиянию моды и порой трудно определить реакцию покупателей на ее изменение (одежда, обувь, некоторые другие товары).

     Скидки  за ускоренную оплату товаров часто называют скидками «СКОНТО». Они предоставляются покупателям, которые оплачивают товар заранее. Кроме того, в ряде случаев учитывается оплата товаров наличными денежными средствами. При установлении таких скидок в контракте следует предусмотреть: величину скидки; срок ее предоставления; срок поставляемой партии товаров при условии осуществления покупателем ускоренной оплаты. Например, в контракте на поставку товаров зафиксировано: «3/10, нетто 30». Это означает, что покупатель обязан оплатить партию товара в течение 30 календарных дней. Если оплата будет произведена в течение 10 дней, то сумма платежа уменьшится на 3%.

     В контракте могут быть предусмотрены  различные сроки оплаты, а соответственно и размеры скидок. Чем раньше осуществляется платеж, тем значительнее и размер скидки.

     При заключении контрактов желательно учитывать  объем продаж, сроки сотрудничества между контрагентами, вид оплаты (Предоплата, отсрочка платежа, наличная или безналичная форма оплаты и т.д.).  
При установлении размера скидок «сконто» продавец должен учитывать не только их уровень, сложившийся на рынке данного товара, но и проценты, уплачиваемые фирмами за предоставленные кредиты банками с целью пополнения из оборотных средств.

     Сезонные  скидки с цен (скидки за внесезонную закупку) распространяются на товары с ярко выраженными сезонными различиями в спросе.

     Сезонные скидки бывают:

     • послесезонные;

     • предсезонные.  
Послесезонные скидки устанавливаются в конце сезона, на товары сезонного ассортимента. Покупка товара по более низкой цене осуществляется в основном впервые дни распродаж.

     Послесезонные скидки находят все большее применение и в России. Однако в отличие от западных стран, где соответствующими ведомствами (например, министерствами торговли) устанавливаются обязательные даты и правила проведения сезонных распродаж, в России, к сожалению, таких правил нет. Скидки действуют в течение периода времени, установленного розничными продавцами, и до того времени, пока практически все товары не будут распроданы.

Информация о работе Спрос и предложение как факторы определяющие цену товара