Трансфертное ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Сегодня трансфертное ценообразование, применяемое холдингами (вертикально интегрированными компаниями), признано едва ли не основным каналом утечки бюджетных средств, и определенная доля истины в этом есть. С помощью трансфертного ценообразования холдинги (не только нефтяные, но и других отраслей промышленности) занижают корпоративные цены, уменьшая тем самым налоговую базу и, следовательно, свои налоговые обязательства. Справедливости ради следует заметить, что проблема занижения цен, несмотря на достаточно внушительные масштабы ухода от уплаты налогов, все же меркнет по сравнению с проблемой необоснованного зачета «входного» НДС при внутренних и внешнеторговых оборотах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы и значение «трансфертного ценообразования»…………………………………………………………………4
1.1. Виды цен в рыночной экономике………………………………...…………4
1.2. Сущность трансфертного ценообразования…………...…………………...7
1.3. Методы трансфертного ценообразования..……………………………….12
Глава 2. Трансфертное ценообразование в ТОО «Гелиос»…………………...16
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ТОО «Гелиос»……………………………………………………………………16
2.2. Анализ деятельности компании ТОО «Гелиос»...………………………...18
2.3. Проблемы трансфертного ценообразования в России …..……………….29
2.4. Способы решения проблемы трансфертного ценообразования…………32
Заключение ………………………………………………………………………37
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.docx

— 68.10 Кб (Скачать)

     Дело  в том, что независимые продажи  нефти носят маргинальный характер и, по оценкам, составляют менее 2% от общего объема добываемой нефти. В условиях повышенного спроса на нефть и  нефтепродукты со стороны как  внешнего, так и внутреннего рынка, нефть стала дефицитным товаром, и сформировался четко выраженный рынок продавцов. Соответственно, цена независимых продаж установилась на уровне, значительно превышающем "справедливую" цену нефти.

     "Справедливую" рыночную цену предлагают определять  исходя из стоимости корзины  нефтепродуктов (на нефтепродукты,  в отличие от нефти, возможно  с некоторой степенью приближения  определить рыночные цены) за  вычетом стоимости переработки  и транспорта нефти. Но что  такое "справедливые" цены в  отсутствие рыночных котировок?  И если возможна такая постановка  вопроса, то, как совместить объективно  разные представления о справедливости  у различных субъектов хозяйствования? Ведь справедливостью для государства  представляется зафиксировать некий  базовый уровень цен на нефть,  а все что сверх этого уровня  отбирать в виде налогов.

     Наша  экономика еще не готова к восприятию мировых цен – слишком неконкурентной она оказывается. Определенный протекционизм  России просто необходим и против этого не возражают даже самые  либеральные экономисты. Кроме того, в настоящее время трансфертные цены, используемые большинством компаний практически совпадают с расчетными "бензиновыми". И это совпадение указывает на реальное положение  дел с ценой.

     Решение конфликтных ситуаций в сфере  согласование цен - это особая проблема российского трансфертного ценообразования. Аналогичные ситуации возникают  и в других добывающих и некоторых  производственных отраслях. Многие отрасли  вообще отказываются от системы трансфертных цен, чтобы избежать возможных проблем. Так по статистике только 19% крупных  российских компаний используют систему  трансфертных расчетов, еще 21% находится  в процессе становления, а остальные  не используют ее совсем.

     Повсеместная  практика трансфертного ценообразования  в России - это пока еще фантастика. Современное состояние трансфертной системы, наносит инвестиционному  климату России несравнимый ни с  чем, кроме политической нестабильности, урон. Решение же этой проблемы может  существенно поднять российский приоритет на мировом рынке. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4. Способы решения проблемы трансфертного ценообразования 

     На  сегодняшний день одной из острейших  проблем налогового администрирования  является правильность формирования цен  сделки для определения налоговой  базы. Одной из возможностей для  занижения отпускных цен с  соответствующим уменьшением налоговых  обязательств является использование  крупнейшими налогоплательщиками  трансфертного ценообразования.

     Именно  такое ценообразование, применяемое  вертикально интегрированными компаниями, признано на сегодня едва ли не основным каналом ухода от налогообложения.

     Определенная  доля оснований для такого вывода, естественно, есть. С помощью трансфертного  ценообразования крупные корпорации, к которым, кроме нефтяников, можно  отнести еще целый ряд отраслей российской экономики, занижали и продолжают занижать корпоративные цены, уменьшая тем самым налоговую базу и, соответственно, свои налоговые обязательства. Не оспаривая  этого, хотелось бы в то же время  отметить, что проблема занижения  цен, несмотря на огромные масштабы ухода  от налогообложения, все же меркнет  по сравнению с суммами увода  из федерального бюджета финансовых ресурсов при зачетах "входящего" НДС при внутренних и внешнеторговых оборотах. Кроме того, думается, что  борьба государства в части минимизации  налогов должна вестись не с трансфертными  ценами как таковыми, а с политикой  компаний по занижению цен, лежащих  в основе формирования налогооблагаемой базы. Трансфертное ценообразование  само по себе не является и не может  являться негативным элементом финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков.

     Оно появилось сравнительно давно и  связано с процессом образования  крупных холдинговых компаний. Оно  существует сейчас и будет существовать до тех пор, пока будут существовать такие компании. И это естественно. Использование трансфертных цен  нужно холдингам для перераспределения  финансовых потоков, установления жесткого контроля за движением финансовых ресурсов внутри корпораций. С помощью этих цен при необходимости осуществляется аккумуляция денежных средств или  непосредственно в холдинге, или  же в какой-либо подведомственной структуре, которой предстоит финансирование крупных инвестиционных проектов.

     В связи с этим, следует бороться не с трансфертным ценообразованием как таковым, а с занижением цен  в целях минимизации налогов, которое возможно не только внутри корпораций. Решение данной задачи возможно различными методами.

     Во-первых, в системе налоговых отношений  можно установить такие механизмы, которые делали бы невозможным занижение  отпускных цен, в том числе  используя в этих целях трансфертное ценообразование. В этом направлении  в настоящее время и пытаются решать данную проблему исполнительные органы власти, и прежде всего Минфин России. Для этого в первую очередь  предполагается внести поправки в Налоговый  кодекс, существенно расширив понятие "взаимозависимые лица". Конечно, данное направление борьбы против занижения  налоговой базы имеет право на существование и, безусловно, принесет определенную пользу. Вопрос состоит  лишь в том, поможет ли это окончательно решить проблему занижения цен и  минимизации налогообложения? Естественно, что прописать в Налоговом  кодексе все возможные случаи взаимозависимости партнеров по бизнесу вряд ли удастся. Следовательно, опять же проблема будет решаться через судебные инстанции, а это  еще более усложнит взаимоотношения  государства и налогоплательщиков.

     Но  даже в условиях установления четкой процедуры определения взаимозависимости  партнеров по бизнесу проблема занижения  цен решена до конца быть не может  до тех пор, пока не будет четкого  определения понятия рыночной цены. Именно от этого определения в  значительной мере зависит успех  совершенствования налогового администрирования. Ведь уже в настоящее время  проверять уровень "рыночности" цен в сделках налоговые органы могут не только в случаях поставок товаров, оказания услуг и выполнения работ между взаимозависимыми лицами, но и в ряде других случаев. В частности, при реализации внешнеэкономических  сделок, при бартерном обмене, при  превышении договорных цен над уровнем  рыночных более чем на 20%.

     Сегодня основная проблема сокрытия налоговой  базы за счет занижения внешнеэкономических  цен поставок проявляется как  раз при поставках продукции, товаров, работ и услуг на экспорт. В этом случае доказать аффилированность партнеров зачастую практически  невозможно. И этим недобросовестные налогоплательщики успешно пользуются, создавая в зарубежных офшорных зонах  посреднические компании, формально  никак от них не зависящие. В этом случае единственным инструментом налоговых  органов является доказательство отклонения цен контрактов от рыночных более  чем на 20%.

     Проверки  налоговых и других контролирующих органов выявляют многочисленные факты  явного занижения цен международных  контрактов, особенно при поставках  на территорию зарубежных офшорных зон, но в значительной части случаев  налоговым органам практически  невозможно доказать необоснованность занижения цен.

     Расплывчатость  формулировки "рыночная цена" позволяет  практически безнаказанно занижать контрактные цены и снижать тем  самым налоговую базу, а в случаях  экспортно-импортных операций - и  размер таможенных платежей.

     В настоящее время отсутствует  законодательно установленная четкая методика определения рыночных цен, нормативно не определен также перечень официальных источников информации о рыночных ценах применительно  к конкретным регионам и товарам. Отсутствие нормативных документов, и в том числе определяющих конкретные источники информации, способствует занижению ценовых параметров сделок не только в рамках вертикально интегрированных  компаний. Главное здесь в том, что это дает возможность одним  и тем же лицам, создав предприятия  на территории Российской Федерации  и в офшорной зоне, практически  самим себе продавать продукцию  по установленным ими же заниженным ценам.

     Поэтому если и решать проблему занижения  цен через уточнение понятия "рыночная цена", то следовало бы четко прописать  в Налоговом кодексе право  как налоговых органов, так и  налогоплательщиков использовать информацию о ценах, содержащуюся в публикуемых  общедоступных справочных изданиях о рыночных ценах, а также в  биржевых котировках товаров, в том  числе и на зарубежных биржах. Кроме  этого, было бы логичным в налоговом  законодательстве конкретизировать перечень источников информации о рыночных ценах, которыми должны пользоваться как налогоплательщики, так и контролирующие государственные  органы.4

     Решение проблемы занижения отпускных цен  в данном направлении неизбежно  потребует создания независимого негосударственного органа, который на основе справочной российской и зарубежной информации публиковал бы данные о рыночных ценах  или о пределах колебаний рыночных цен, обязательных как для налогоплательщиков, так и для контролирующих органов.

     Представляется  целесообразным обозначить следующие  направления совершенствования  положений по трансфертному ценообразованию:

     • необходимо максимально приблизиться к принятым во всем мире правилам трансфертного  ценообразования;

     • уточнить порядок применения методов  определения рыночной цены (включая  вновь вводимые методы — метод  сопоставимой рентабельности и метод  распределения прибыли);

     • расширить перечень источников информации, необходимой для определения  рыночной цены, включая возможность  использования информации из зарубежных источников; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Трансфертные  цены — это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены. Цель трансфертного ценообразования — влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, способствовать увеличению прибыли подразделений фирмы, что должно в целом вести к увеличению прибыли фирмы.

     Как правило, данные о трансфертных ценах  ограничены, они составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения  значительно отличаются от цен при  поставках продукции в качестве запчастей, которые, по имеющимся оценкам, в 3-4 раза выше.

     Использование трансфертных цен может существенно  влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье  и материалы, поставляемые дочерними  предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.

     Главная цель введения трансфертных цен на практике — это минимизация налогообложения  внутрикорпоративных расчетов и  таможенных платежей, а также аккумулирование  прибыли в сбытовых структурах, зарегистрированных в зонах с льготным налогообложением.

     Система трансфертного ценообразования  в России действительно необходима, прежде всего, крупным промышленным предприятиям, компаниям, занимающимся массовыми оптовыми поставками и компаниям, работающим в добывающих отраслях. К тому же только крупные компании могут себе позволить связанные с переходом на новый способ управления затраты.

     Причем, во многих отраслях проблема формирования трансфертной цены жестко связана с  проблемой налогообложения. Так, в  нефтедобывающей отрасли наиболее остро ставится вопрос о степени  обложения налогом доходов от добычи нефти и доле рентных доходов, которые остаются в распоряжении предприятий. Механизм трансфертного  ценообразования предполагает, что  покупка нефти у дочерних нефтедобывающих  предприятий происходит по трансфертной цене, при этом часть нефти (30-40%) реализуется  на экспорт, оставшаяся часть перерабатывает на давальческой основе на российских предприятиях. Трансфертная цена, как  правило, устанавливается исходя из целей минимизации налогообложения  на уровне, не ниже текущих затрат предприятия. В результате, цена нефти, с которой  начисляются налоги оказывается  ниже рыночной и существенно ниже экспортной цены. Именно здесь находится  корень конфликтов, связанных с несоответствием "рыночной" цены на нефть и трансфертной.

Информация о работе Трансфертное ценообразование