Упаковка и маркировка товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:55, реферат

Описание работы

В последнее время многочисленные факторы сделали упаковку важным маркетинговым инструментом. Повышение роли самообслуживания в связи с развитием сети супермаркетов предполагает, что теперь упаковке приходится выполнять множество задач в сфере продажи, начиная с привлечения внимания и описания товара и заканчивая совершением акта продажи.

В связи с переходом российской экономики на рыночные рельсы в стране активно развивается система маркировки, соответствующая международным стандартам. Однако подавляющее большинство российских потребителей просто не знают расшифровку многих знаков, поэтому при покупке товара (услуги) не всегда получают полную и достоверную информацию о нем.

Содержание

Введение 3
1. Упаковка и маркировка товара 5
1.1. Упаковка товара 5
1.2. Способы упаковки 10
1.3. Российский рынок упаковки 13
1.4. Маркировка товара 16
Заключение 26
Список литературы 28
Приложения

Работа содержит 1 файл

Упаковка и маркировка товара.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

      Преимущества  упаковки в растягивающуюся пленку по сравнению с упаковкой в  термоусаживающуюся пленку состоит  в следующем:

  • экономия энергии (отсутствие операции в усадочной камере);
  • экономия материала (применение более тонких пленок);
  • экономия производственной площади.

      На  практике эти два способа не только конкурируют, но и дополняют друг друга. В том случае, когда примерно одинаковые грузы поступают с  достаточно большим интервалом, предпочтительна растягивающаяся пленка. Когда важна скорость, а размеры грузов очень разные, предпочтительна упаковка в термоусаживающуюся пленку [20].

    1. Асептическая упаковка. В настоящее время эта технология широко используется для упаковывания жидких продуктов (молоко и молочные продукты – более 65%, соки – более 25%, пасты и супы – 10%). Наиболее распространенная схема асептического упаковывания пищевых продуктов включает три стадии: стерилизация упаковочного материала; термическая обработка пищевого продукта; расфасовка и запечатывание упаковки.

      При асептическом упаковывании продукт  и упаковка стерилизуются раздельно, затем упаковка заполняется и  укупоривается в стерильных условиях.

      В настоящее время имеется большой  выбор материалов: используют банки  из белой жести и алюминия, стеклянные и пластмассовые бутылки, пакеты, упаковки из комбинированных материалов «Bag-in-Box» (пакет в коробке). Для упаковывания молочных продуктов используют прямоугольные пакеты «Tetra-Pak», «Brick-Pak», «Pure-Pak», «Ultra-Pak» из комбинированных материалов, самым распространенным из которых является картон – алюминиевая фольга.

      Асептическое  упаковывание позволяет сохранить  органолептические и вкусовые характеристики пищевого продукта значительно дольше, чем при упаковывании в обычных условиях. Проводимая перед расфасовкой продукта его термическая обработка помогает избавиться от вредных микроорганизмов [20].

    1. Упаковка под вакуумом. В процессе хранения многих пищевых продуктов происходят химические и микробиологические изменения, важную роль в которых играют кислород, свет и температура в совокупности.

      Для устранения вредного влияния кислорода  на продукты используют различные приемы: удаление кислорода, применение защитных газов, замораживание продуктов. Наиболее доступным является упаковывание, при котором кислород удаляется с помощью вакуума. Для вакуумного упаковывания используют чаще термоусадочные пленки, термоформованные материалы и Skin-упаковки.

      При использовании термоусадочной пленки продукт, например кусок мяса, упаковывается в вакууме в стрейч-пленку с высокими барьерными свойствами. После обертывания куска мяса производится отсос воздуха из упаковки в специальной камере с последующим обжатием ее при помощи металлического зажима или термосваркой.

        Распространены также термоформованные упаковки для свежего мяса в виде лотка из термопласта или вспененного материала, на котором размещают продукт, а сверху приваривается пленка, из под которой предварительно выкачивается воздух и создается вакуум.

      Некоторой разновидностью такой упаковки является Skin-упаковка фирмы «Cryovac», повторяющая после термообработки контуры продукта за счет плотного облегания («вторая кожа») [20]. 
 

      1.3. Российский рынок  упаковки 

        Современная упаковочная промышленность является достаточно новым явлением в России. На протяжении 1990-х гг. российский рынок упаковки рос наряду с потребительскими рынками, а сильные макроэкономические тенденции, начавшиеся с 2000 года, создали процветающий рынок с ежегодными темпами роста 10-12%. В 2004 году рынок упаковки преодолел отметку в 20 млрд. долларов и, согласно единодушному мнению аналитиков, активный рост продолжится в период с 2005 по 2009 год [19].

        На сегодняшний день бумажная и картонная упаковка преобладают на российском рынке, и их доля быстро увеличивается. Пластик, стекло и металл сохраняют меньшие доли, в то время как деревянная упаковка встречается крайне редко [см. Таблицу 1]. С развитием российского рынка упаковки, вероятно, пластик будет играть все более значимую роль. 

      Таблица 1

      Российский  рынок упаковки

Вид упаковки Доля на рынке, %
Бумага/картон 57
Пластик 17
Стекло 13
Металл 10
Дерево 2
Композитные материалы 1
 

      На  сегодняшний день России принадлежит  только 2% от уровня производительности всемирной упаковочной индустрии. Этого недостаточно для удовлетворения растущего внутреннего спроса, однако активно идут инвестиции в данную отрасль промышленности, перспективы  на будущее представляются ясными. Согласно экспертным данным, российские производители упаковки осуществляют инвестиции в современные технологии и улучшение функциональных возможностей графических средств. В период с 2002 по 2005 гг. Россия импортировала более 500 современных флексографических печатных машин [20].

        Бумажная упаковка является одним из наиболее быстро растущих секторов лесной, бумажной и упаковочной промышленностей, при этом за последние годы практически все сегменты демонстрируют существенное увеличение показателей. Потребление бумаги-основы – тарного картона, картона и мешочной крафт-бумаги – увеличилось на 10% в совокупном объеме в 2005 году. Рост упаковочных материалов из бумаги-основы отражен в росте переработанных продуктов [см. Таблицу 2]. 
 
 
 

      Таблица 2

      Производство  отдельных видов  бумажной упаковки в России

Материалы Единицы 2004г. 2005г. Рост 
Картонные коробки Миллионы м3 1,732 1,939 +12%
Бумажные  пакеты Миллионы штук 0,487 0,526 +8%
Потребительские бумажные и картонные контейнеры Килотонны 0,098 0,124 +26%
 

      Размеры прибыли переработчиков разнятся, поскольку  рост спроса опережает рост поставок, за счет чего цены остаются более высокими, чем на зрелых рынках [19].

      Картонная упаковка преимущественно используется в пищевой, химической промышленности (включая косметику) и производителями бытовой и офисной техники. Около 70% производства картонной упаковки в России приходится на гофрированный картон, 80% которого используется для перевозки грузов. Уровень потребления гофрированного картона на душу населения в России значительно ниже, чем в Европе, следовательно, дополнительный рост можно ожидать, когда повысится уровень жизни российских потребителей [20].

      Основными российскими производителями гофрированного картона и коробок являются «Камская бумажная компания» (г. Набережные Челны), «Готэк», «Санкт-Петербургский картон». Крупнейшими производителями, принадлежащими иностранным компаниям, являются «Stora Enso Packaging» (Финляндия), «SCA Packaging» (Финляндия) и «Smurfit Kappa» (Ирландия) [19].

      Пластиковая упаковка является вторым по важности упаковочным материалом, производимым в России. Спрос на нее растет, а производители все для того, чтобы удовлетворить его, осуществляя  инвестиции в новое оборудование и увеличивая производительность в  целях создания усовершенствованных продуктов. По прогнозам, ожидаемый рост производства пластиковой пленки должен составить приблизительно 12% в год. Как правило, производителями являются нефтехимические компании и их дочерние общества, выпускающие различные виды пластиковой упаковки [см. Таблицу 3]. 

      Таблица 3

      Виды  пластиковой упаковки

Вид упаковки Доля на рынке, %
Многослойная  пленка 42
Композитные материалы 24
Однослойный полиэтилен 10
Мягкая  пленка 10
Другие  виды 14

       

      Основными крупными производителями являются «Alcan Packaging», «Amcor», «NB-Retal», «Европласт» [20].

      Таким образом, на сегодняшний день в России наиболее бурно развивающимися секторами  являются производство бумажной и пластиковой  упаковки с ежегодными темпами роста 10-12%. 
 

      1.4. Маркировка товара 

      Уже давно существует целый ряд проблем  правового характера, которые связаны  с этикетками и маркировкой на них. В частности, этикетки могут  ввести потребителя в заблуждение  или не содержать описания важных составляющих товара, необходимых рекомендаций по мерам безопасности. Именно по этой причине во многих странах оформление этикеток и маркировка товара регулируется специальным законодательством [10, стр. 653].

      Согласно  статье 10 Федерального Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ обозначение;
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе;
  • срок службы (срок годности);
  • гарантийный срок (если установлен);
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  • адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя (продавца);
  • правила продажи товаров;

      Данная  информация доводится до сведения потребителей в технической документации, на этикетках, маркировкой или иным способом, предусмотренным законодательством РФ [7].

      Штрих-код  – это наносимая на упаковку в  виде штрихов закодированная информация, считываемая при помощи специальных  устройств. С помощью штрихового кода кодируют информацию о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. В настоящее время распространены Американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN [см. Рис. 1]. Согласно системе EAN, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр.

      

      Рис. 1. Европейская система кодирования EAN-13 

      Контрольная цифра предназначена для определения  законности производства того или иного  товара. Контрольная цифра рассчитывается по следующему алгоритму:

  1. Сложить цифры, стоящие на четных местах штрих-кода (6+0+7+2+1+0=16).
  2. Полученную сумму умножить на три (16*3=48).
  3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, кроме контрольной цифры (4+0+3+6+1+2=16).
  4. Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3 (48+16=64).
  5. Отбросить десятки (64-60=4).
  6. Из числа 10 вычесть число, полученное в пункте 5 (10-4=6).

Информация о работе Упаковка и маркировка товара