Значение и сущность стоимости и цены товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала эту тему, чтобы изучить, что значит стоимость и цена, их отличия друг от друга, а также, как они образуются и за счет чего. Это необходимо, поскольку в своей практической деятельности после окончания университета мне придется иметь дело с этими понятиями деятельности реального предприятия. Понятия и экономическая сущность цены, стоимости и ценообразования являются основополагающими категориями в практике любой действующей организации любой формы собственности в течение всего срока её функционирования.

Содержание

Введение
1. Стоимость
1.1. Теории стоимости
2. Цена
2.1. Философские концепции цены
2.2. Экономико-теоретические концепции цены
2.3. Понятие цены
2.4. Ценообразующие факторы в современных условиях рынка
2.5. Концепции ценообразования
2.6. Виды цен
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат ЦенаСтоимость.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

    Маркс в основном исследовал объективные  факторы, влияющие на стоимость —  «Общественно-необходимые затраты  труда», а также «Внутри и межотраслевую конкуренцию». Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа эквивалентности и добровольности на всех этапах обмена в экономике. Это позволило объяснять цену с позиции объективных факторов.

    Жан Батист Сэй считает цену субъективной оценкой полезности блага, которая строится на личных предпочтениях. Цена — это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости («субъективная стоимость»). Он становится основателем «субъективной» теории цены.

    Понятие цены

    В настоящее время существует множество  различных определений понятия  цена. Можно привести следующие:

  1. Денежное выражение стоимости;
  2. Денежное выражение системы ценообразующих факторов;
  3. Инструмент рыночной конкуренции;
  4. Характеристика товара на рынке;
  5. Один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);
  6. Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);
  7. Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене;
  8. Один из элементов комплекса маркетинга (маркетинг-микса). С этой точки зрения, цена — количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги.

    Ценообразующие  факторы в современных  условиях рынка

    Выделяют  следующие ценообразующие факторы:

  1. Затраты;
  2. Ценность товара;
  3. Спрос и его эластичность;
  4. Конкуренция;
  5. Государственное влияние.

    Концепции ценообразования

    Существует  два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

    Затратный подход

    Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

    В этой группе методов расчёта цен  выделяют:

    Прайсинговые  методы — в основе лежит принцип  «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные  или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).

    Методы  поэлементного расчёта цен. Когда  используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).

    Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.

    Ценностное  ценообразование

    Ценностное  ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар».

    В рамках ценностного ценообразования  формируются цены с ориентацией  на спрос. Наиболее известный метод  — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.

    Пассивное ценообразование

    Кроме двух описанных подходов выделяют метод «пассивного ценообразования». Какой бы подход предприниматели не выбирали, все равно придётся учитывать конкуренцию. Но анализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованию на собственный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая.

    Виды  цен

    Розничная цена

    Розничной называется цена, которая устанавливается  на товар, продаваемый в личное потребление  в малых количествах. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.

    Оптовая цена

    Оптовой (или отпускной) называется цена, которая  устанавливается на товар, продаваемый  крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом  или поставщиком покупателю с  целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

    Закупочная  цена

    Закупочная  цена — вид оптовой цены, применяемый  при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

    Виды  цен

    - оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом);

    - закупочные цены, по которым государство  покупает продукцию у сельскохозяйственных  предприятий или у фермеров; по  характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам;

    - розничные цены, по которым торговые  организации реализуют продукцию  населению;

    - сметная стоимость — цена, по  которой оплачивается продукция  строительства (здания, сооружения);

    - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (грузовые транспортные тарифы) и розничной (пассажирские тарифы).

    По  степени регулирования:

    - свободные цены, устанавливаемые  производителями продукции и  услуг на основе спроса и  предложения в соответствии с конъюнктурой рынка;

    - фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном  уровне;

    - регулируемые цены — цены, в  отношении которых соответствующие  государственные органы управления  устанавливают какие - либо ограничения.  Как правило, регулируемые цены устанавливаются государством на продукты, товары и тарифы социального назначения, допускаются изменения цен в некоторых пределах. Регулирование цен может также осуществляться с помощью установления предельного уровня рентабельности или предельных коэффициентов изменения цен;

    - гарантированные цены. Их поддержание  обеспечивается государственным  финансированием. В России с  1995 г. введены в действие гарантированные  цены на сельскохозяйственную  продукцию, закупаемую для государственных  нужд (в федеральный и региональный фонды), в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных;

    - рекомендуемые цены устанавливаются  на важнейшие виды продукции;  такая практика имеет место  в некоторых западных странах.  Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендуемые;

    - залоговые цены выполняют функции  минимальных гарантированных цен.  Например, они защищают фермеров  в США в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.

    По  времени действия:

    - твердые {постоянные) цены, которые  не меняются в течение всего  срока поставки продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: «цена твердая, изменению не подлежит»;

    - текущие цены, по которым осуществляется  поставка продукции в данный  период времени. Они могут меняться  в рамках одного контракта и отражают состояние рынка;

    - скользящие цены устанавливаются  на изделия, требующие длительного  срока изготовления. В договоре  устанавливаются исходная цена  и порядок внесения поправок  в случае изменения ценообразующих  факторов (издержек производства) за  период, необходимый для их изготовления. Эти виды цен широко используются в международной торговле. Возможен вариант, когда установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится; этот предел называется лимитом скольжения. Например, цена может быть пересмотрена не более чем на 20% от общей суммы затрат. Скольжение также может распространяться не на всю сумму затрат, а на определенные виды затрат, указанные в договоре;

    - сезонные цены действуют в  течение определенного периода времени;

    - ступенчатые цены представляют  собой ряд последовательно снижающихся  (повышающихся) цен на продукцию  в заранее обусловленные моменты  времени по предварительно определенной  шкале.

    По  формам продаж:

    - контрактные {договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон;

    - биржевые котировки — уровни  цен товаров, реализуемых через  биржу; биржа способствует формированию  оптовых рыночных цен на массовые  качественно однородные стандартизированные  товары;

    - цены ярмарок и выставок (часто  льготные);

    - аукционные цены отражают ход  продаж на аукционе; могут быть  открытые аукционные торги и  тендерные;

    - трансфертные цены применяются  при реализации продукции между  подразделениями одной фирмы  или разных фирм, входящих в  одну ассоциацию.

    По  степени обоснованности:

    - базисные цены применяются в  качестве исходной базы при  установлении цены на аналогичные  изделия; они представляют собой  фиксированные в соглашениях  или прейскурантах цены товаров  с определенными качественными  параметрами;

    - справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;

Информация о работе Значение и сущность стоимости и цены товара