База данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:04, курс лекций

Описание работы

В самом общем смысле база данных - это набор записей и файлов, организованных специальным образом. В компьютере, например, можно хранить фамилии и адреса друзей или клиентов. Один из типов баз данных - это документы, набранные с помощью текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - файлы электронных таблиц, объединяемые в группы по характеру их использования.

Содержание

Введение 2
ЧТО ТАКОЕ БАЗЫ ДАННЫХ? (СЛАЙД №1) 2
ПЕРВЫЕ МОДЕЛИ ДАННЫХ 2
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФАЙЛАМИ. (СЛАЙД №2) 2
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СУБД (СЛАЙД №3) 2
СЕТЕВЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ (СЛАЙД №5) 3
РЕЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДАННЫХ 4
Элементы теории множеств 6
МНОЖЕСТВА (СЛАЙД №11) 6
Операции над множествами (Слайд №13) 7
Декартово произведение множеств (Слайд №14) 7
ОТНОШЕНИЕ (СЛАЙД №16) 7
Примеры отношений 8
Бинарные отношения (отношения степени 2) 8
Отношение эквивалентности (Слайд №17) 8
Отношения порядка 9
Функциональное отношение 10
Еще пример бинарного отношения(Слайд №18) 10
n-арные отношения (отношения степени n) (Слайд №21) 12
Транзитивное замыкание отношений (Слайд №22) 14
ВЫВОДЫ 15

Работа содержит 1 файл

Лекции по базам данных за второй курс - 01. Элементы теории множеств.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

Что касается предиката данного отношения, то он имеет следующий вид (дизъюнктивная нормальная форма):

R(x,y) = {(x = "Вовочка" AND y = "Вовочка") OR (x = "Петя" AND y = "Маша") OR (x = "Маша" AND y = "Петя") OR (x = "Маша" AND y = "Маша") OR (x = "Лена" AND y = "Петя")}

Замечание. Приведенное отношение не является ни транзитивным, ни симметричным или антисимметричным, ни рефлексивным, поэтому оно не является ни отношением эквивалентности, ни отношением порядка, ни каким-либо другим разумным отношением.

Замечание. Большая часть мировой литературы существует и имеет смысл лишь постольку, поскольку бинарное отношение "любить" не является отношением эквивалентности. В частности, по этой причине человечество не разбивается на классы эквивалентности взаимно любящих особей. Изучением характеристик данного отношения и соответствующего ему предиката занималось (и продолжает заниматься) большое количество экспертов, таких как Толстой Л.Н., Шекспир В. и др.

n-арные отношения (отношения степени n) (Слайд №21)

В математике n-арные отношения рассматриваются относительно редко, в отличие от баз данных, где наиболее важными являются именно отношения, заданные на декартовом произведении более чем двух множеств.

Пример 6. В некотором университете на математическом факультете учатся студенты Иванов, Петров и Сидоров. Лекции им читают преподаватели Пушников, Цыганов и Шарипов, причем известны следующие факты:

Пушников читает лекции по алгебре и базам данных, соответственно, 40 и 80 часов в семестр.

Цыганов читает лекции по геометрии, 50 часов в семестр.

Шарипов читает лекции по алгебре и геометрии, соответственно, 40 и 50 часов в семестр.

Студент Иванов посещает лекции по алгебре у Шарипова и по базам данных у Пушникова.

Студент Петров посещает лекции по алгебре у Пушникова и по геометрии у Цыганова.

Студент Сидоров посещает лекции по геометрии у Цыганова и по базам данных у Пушникова.

Для того чтобы формально описать данную ситуацию (например, в целях разработки информационной системы, учитывающей данные о ходе учебного процесса), введем три множества:

Множество преподавателей = {Пушников, Цыганов, Шарипов}.

Множество предметов = {Алгебра, Геометрия, Базы данных}.

Множество студентов = {Иванов, Петров, Сидоров}.

Имеющиеся факты можно разделить на две группы. 1 группа (факты 1-3) - факты о преподавателях, 2 группа (факты 4-6) - факты о студентах.

Для того чтобы отразить факты 1-3 (характеризующие преподавателей и читаемые ими лекции), введем отношение на декартовом произведении , где - множество рациональных чисел. А именно, упорядоченная тройка тогда и только тогда, когда преподаватель читает лекции по предмету в количестве часов в семестр. Назовем такое отношение "Читает лекции по…". Множество кортежей, образующих отношение удобно представить в виде таблицы:

A (Преподаватель)

B (Предмет)

Q (Количество часов)

Пушников

Алгебра

40

Пушников

Базы данных

80

Цыганов

Геометрия

50

Шарипов

Алгебра

40

Шарипов

Геометрия

50


Таблица 3 Отношение "Читает лекции по…"

Для того чтобы отразить факты 4-6 (характеризующие посещение студентами лекций), введем отношение на декартовом произведении . Упорядоченная тройка тогда и только тогда, когда студент посещает лекции по предмету у преподавателя . Назовем это отношение "Посещать лекции". Его также представим в виде таблицы:

C (студент)

B (предмет)

A (Преподаватель)

Иванов

Алгебра

Шарипов

Иванов

Базы данных

Пушников

Петров

Алгебра

Пушников

Петров

Геометрия

Цыганов

Сидоров

Геометрия

Цыганов

Сидоров

Базы данных

Пушников


Таблица 4 Отношение "Посещать лекции"

Рассмотрим отношение подробнее. Оно задано на декартовом произведении . Это произведение, содержащее 3*3*3=27 кортежей, можно назвать "Студенты-Лекции-Преподаватели". Множество представляет собой совокупность всех возможных вариантов посещения студентами лекций. Отношение же показывает текущее состояние учебного процесса. Очевидно, что отношение является изменяемым во времени отношением.

Итак, факты о ходе учебного процесса удалось отразить в виде двух отношений третьей степени (3-арных), а сами отношения изобразить в виде таблиц с тремя колонками.

Удобство использования табличной формы для задания отношения определяется в данном случае следующими факторами:

Все используемые множества конечны.

При добавлении или удалении студентов, предметов, преподавателей просто добавляются или удаляются соответствующие строки в таблице.

Нас сейчас не интересует вопрос, хороши ли полученные отношения. Заметим пока только, что, как показывают следующие замечания, не любую строку можно добавить в таблицу "Посещать лекции".

Замечание. В таблицу "Посещать лекции" нельзя добавить две одинаковые строки, т.к. таблица изображает отношение , а в отношении (как и в любом множестве) не может быть двух одинаковых элементов. Это пример синтаксического ограничения - такое ограничение задано в определении понятия отношение (одинаковых строк не может быть ни в одной таблице, задающей отношение).

Замечание. В таблицу "Посещать лекции" нельзя добавить кортеж (Иванов, Геометрия, Пушников). Действительно, из таблицы "Читает лекции по…", представляющей отношение , следует, что Пушников не читает предмет "Геометрия". Оказалось, что таблицы связаны друг с другом, и существенным образом! Это пример семантического ограничения - такое ограничение является следствием нашей трактовки данных, хранящихся в отношении (следствием понимания смысла данных).

Транзитивное замыкание отношений (Слайд №22)

Введем понятие транзитивного замыкания, связанное с бинарными отношениями, которое понадобится в дальнейшем.

Определение 11. Пусть отношение задано на декартовом квадрате некоторого множества . Транзитивным замыканием отношения называется новое отношение , состоящее из кортежей , для которых выполняется:

       либо кортеж ,

       либо найдется конечная последовательность элементов , такая, что все кортежи принадлежат отношению .

Очевидно, что .

Пример 7. Пусть множество представляет собой следующее множество деталей и конструкций:

= {Болт, Гайка, Двигатель, Автомобиль, Колесо, Ось}

причем некоторые из деталей и конструкций могут использоваться при сборке других конструкций. Взаимосвязь деталей описывается отношением ("непосредственно используется в") и состоит из следующих кортежей:

Конструкция

Где используется

Болт

Двигатель

Болт

Колесо

Гайка

Двигатель

Гайка

Колесо

Двигатель

Автомобиль

Колесо

Автомобиль

Ось

Колесо

Информация о работе База данных