Использование интернета в государственном управлении

Автор: m*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

В работе показано, что имеющиеся в настоящее время программные продукты Microsoft и, в первую очередь, серверы семейства Microsoft .NET Enterprise Servers во многих случаях являются оптимальным выбором при построении основных типов портальных решений государственных учреждений.
Целью работы является изучение роли и места интернет-технологий в государственном управлении, в частности вопросы построения порталов средствами программных продуктов семейства Microsoft.

Содержание

Введение 3
1. Порталы для "электронного правительства" 5
2. "Электронная Россия" 8
3. Время порталов 10
4. Основные функции Интернет-портала органа государственного управления 15
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

использование интернета в гос управлении -Олеся.docx

— 185.07 Кб (Скачать)

     Государственные учреждения являются источниками нормативных  актов, защищают права граждан и  организаций, лицензируют многие виды деятельности, распределяют ограниченные природные ресурсы (рис. 1). Многие функции  государства стали настолько  привычными (образование, социальное обеспечение, здравоохранение), что о роли государства  в их обеспечении вспоминают исключительно  в связи с возникающими трудностями. 

       

     Рис. 1 - Органы власти — крупнейший поставщик услуг населению, предприятиям и другим органам власти

     Государство обеспечивает множество необходимых  общественных функций: функции подтверждения  личности, имущественных и иных прав, квалификации.

     Государство также является крупнейшим потребителем продукции и услуг частных  и государственных организаций, а также граждан.

     Неудивительно, что государственные органы взаимодействуют  чаще и с большим числом граждан, предприятий и других государственных  органов, чем любой другой субъект  современного общества. На этом объективно сложном пути трудно избежать ошибок, потерь времени и конфликтных  ситуаций. Но здесь же сосредоточен и наибольший резерв для совершенствования  общественного устройства.

     Сегодня признано, что самый эффективный  способ как для организации работы государственного учреждения, так и для обеспечения его взаимодействия с заинтересованными гражданами и организациями – создание информационного портала.

     Понятие информационного портала появилось  не так давно – с широким  развитием сети Интернет, однако оно, безусловно, уже стало широко распространенным. Первые информационные порталы были "единой точкой входа" в интернет для пользователей, интересующихся какой-либо темой. Создатели порталов стремились собрать и представить  в систематизированном и удобном  виде как можно больше полезных информационных ресурсов, распределяя их для удобства по категориям (рубрикам). Некоторые  ресурсы были представлены на порталах непосредственно своими материалами, а большинство — гиперссылками2 .

     Со  временем концепция порталов развивалась  и уточнялась. Сегодня различают  интернет-порталы, предназначенные для широкого круга пользователей, и интранет-порталы (или информационные порталы предприятий), направленные на повышение производительности сотрудников отдельного или нескольких учреждений. Разумеется, у каждого типа порталов есть своя специфика. Для их построения используются разные программные продукты2.

     Интранет-порталы позволяют создавать персонализированные рабочие места сотрудников учреждения с учетом их служебных обязанностей, прав доступа и поставленных задач. Такие рабочие места позволяют практически мгновенно получать доступ ко всем необходимым внутренним и внешним информационным источникам, давать и получать поручения, контролировать исполнение, назначать и проводить совещания и многое другое.

     Интернет-порталы позволяют широкому кругу пользователей находить необходимую информацию наиболее удобным способом, обращаться с вопросами/просьбами и получать ответы организации-владельца портала в режиме 365х24х7 (365 дней в год, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю).

     Современные интернет-порталы способны "подстраиваться" под каждого пользователя, "доставляя" ему в первую очередь ту информацию, которая его наиболее интересует, и помогая избегать ошибок и недоразумений.

     Уже на первом этапе реализации Программы "Электронная Россия" в рамках направления "Обеспечение информационной прозрачности и открытости государства  для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ" был предусмотрен ряд практических мероприятий по созданию интернет-порталов органов государственной власти и местного самоуправления.

     Таким образом, создание интернет-порталов государственных органов переходит в России в практическую плоскость. При этом преследуются следующие общие цели государственного строительства:

  • укрепление сотрудничества общества и государства;
  • содействие экономическому и социальному развитию;
  • эффективное реагирование на изменяющиеся условия;
  • оптимизация бюджетных расходов на управление;
  • развитие кадрового состава органов управления;
  • поощрение инициативы.

     Разумеется, каждый орган управления при создании портала наряду с общими целями преследует вполне конкретные. Например, для федерального министерства приоритетной может быть задача информирования как всех служащих на местах, так и граждан всей страны об изменениях в законодательстве. Для администрации субъекта Федерации  наиболее важным может оказаться  донести до потенциальных партнеров  промышленности региона его потенциал  и возможности, способствуя этим повышению его инвестиционной привлекательности. Органу местного самоуправления необходимо знать мнение жителей о конкретных инициативах — о новостройках, изменении транспортных маршрутов  и пр. Это непосредственно отражается на архитектуре и составе программного обеспечения, используемого при  построении портала. Особое значение при  этом имеет правильное проектирование портала, которое позволяет быстрее, проще и дешевле решить поставленные задачи.

     Привыкшие к точности формулировок специалисты  с осторожностью применяют термин "электронное правительство". Действительно, информационно-коммуникационные технологии не имеют никакого отношения  к созданию каких-то параллельных или  дополнительных структур или рычагов  власти. Но ИКТ так глубоко проникают  в практику государственного строительства  и позволяют так существенно  оптимизировать работу самых разных органов управления, что современное  правительство, ответственно подходящее к возложенным на него обществом  задачам, просто обязано стать отчасти "электронным".

     Становление "электронного правительства" началось с присутствия государственных служб и организаций в интернете. При этом рассылка бумажных документов постепенно заменяется их публикацией на информационных веб-узлах. Граждане и сотрудники других организаций могут найти на них большой объем информации о режиме работы организации, ответственных лицах, ознакомиться с нормативными документами и комментариями к ним.

     Второй  этап развития "электронного правительства" начинается с появлением электронных форм и процедур обмена информацией. Они превращают информационный веб-узел в инструмент взаимодействия с гражданами и организациями, позволяющий перенести в интернет многие процессы, которые ранее решались только посредством личного визита в учреждение. На этом этапе для государственных служб становится важной проблема удостоверения личности пользователя. Сегодня для этих целей могут использоваться пароли, цифровые сертификаты и смарт-карты. Как правило, создаваемые в это время веб-узлы государственных органов имеют средства персонализации и аутентификации пользователей, поиска и рубрикации, обратной связи и являются, таким образом, Интернет-порталами в современном понимании.

     На  третьем этапе формируется "информационная экономика", характеризующаяся тем, что самые сложные операции управления, вовлекающие многие государственные учреждения, предприятия и граждан, выполняются полностью в электронной форме. Для того, чтобы банковские, производственные, социальные, образовательные, медицинские и другие информационные системы "нашли общий язык" и при этом взаимодействовали понятным и удобным образом с людьми, применяется специальный стандарт — универсальный язык разметки информации XML.

     Сегодня передовые страны находятся на стадии перехода от второго к третьему этапу  развития "электронного правительства".  
 
 

4. Основные функции Интернет-портала органа государственного управления

 

     Для чего нужны порталы?3

  • Укреплять сотрудничество общества и государства.
  • Содействовать экономическому и социальному развитию.
  • Работать эффективно.
  • Реагировать оперативно.
  • Оптимизировать бюджетные расходы на управление.
  • Развивать кадровый состав органов управления.
  • Поощрять инициативу.

     Поиск и получение информации. Создание интернет-портала имеет смысл только в том случае, если представленная на нем информация будет полной, точной и актуальной. Для ее организации обычно применяют несколько методов: объявления об обновлениях, полнотекстовый поиск, иерархический рубрикатор. Публикуемая информация обычно должна включать: сведения о вышестоящих организациях, устав или регламент работы учреждения, расположение и рабочие часы офисов, список ответственных сотрудников с указанием приемных часов, базу нормативных документов, правил составления или заполнения различных заявлений и форм. На интернет-портале обычно также публикуются соответствующие общественно-политические, экономические, местные новости.

     Взаимодействие  граждан и организаций с органом  государственной власти. Данная функция обеспечивается набором сервисов, позволяющих гражданам и организациям запрашивать и получать по интернету (полностью или частично) необходимые справки или разрешения. Интернет-портал может также предоставить им возможность передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность (налоговую, статистическую). Безусловно, помимо удобного интерфейса, позволяющего гражданам и представителям организаций с разным уровнем владения компьютером легко осуществлять подготовку и отправку своих сообщений, такая система должна обеспечивать необходимую защиту конфиденциальной информации.

     Проведение  органами государственной власти мероприятий  для граждан и организаций. Специальный блок ("торговая площадка") интернет-портала может обеспечить при необходимости проведение тендеров среди организаций и предприятий на проведение тех или иных работ для государственных нужд. Орган государственной власти публикует на своем портале объявление о тендере, условия участия в нем и набор специальных форм, которые необходимо заполнить претенденту. Программное обеспечение портала помогает собрать поступающие заявки и подвести итоги.

     Без сомнения, сегодня порталы нужны  практически всем центральным и  многим местным органам власти. Это  подтверждается как практикой их инициативного создания отдельными министерствами, ведомствами, службами и муниципалитетами, так и систематическими планами, заданными Федеральной  целевой программой "Электронная  Россия". Но проблема здесь заключается  в том, как конкретно оценить  пользу от внедрения портала, когда  начинать его разработку, кому поручить и сколько средств оправданно на это затратить.

     Цена  неэффективной работы с информацией  в масштабах России:

  • затраты времени граждан России на обращения в государственные службы составляют 3-4 млрд. человеко-часов в год (1,5 млн. человеко-лет в год);
  • обработкой обращений непосредственно занято около 400 тыс. государственных служащих;
  • от 1/4 до 1/3 всех транзакций, которые проводятся при взаимодействии граждан с государственными службами, осуществляются с теми или иными ошибками;
  • от принятия нормативного документа до момента его единообразного использования в масштабах России проходит в среднем около двух лет.

     Конечно, полностью оценить экономический эффект от внедрения интернет-портала непросто. Он складывается из множества составляющих. Наиболее очевидная экономия наступает вследствие сокращения числа документов, которые необходимо печатать на бумажных носителях и выдавать посетителям либо рассылать по почте. Кроме того, интернет-порталы позволяют избежать различий в интерпретации документов и использования различных версий документов в различных учреждениях. Согласно некоторым социологическим оценкам, сейчас в России новые нормы законодательства полностью входят в жизнь и начинают единообразно применяться в масштабе страны примерно через два года после введения. О каком темпе реформ можно говорить в таких условиях?

     По  разным оценкам, каждый совершеннолетний гражданин Российской Федерации  участвует примерно в 5-10 относительно простых, одно- или двухстадийных транзакциях (циклах общения с целью получения лицензий, справок, пособий и пр.) с государственными учреждениями и в 1-3 сложных (3-10 стадий с циклами и вовлечением территориально распределенных органов управления). Таким образом, по самым осторожным оценкам, затраты времени трудоспособного населения на рутинное "общение с властью" составляют 3-4 млрд. человеко-часов в год. Получается, что от 1 до 1,5 млн. человек полностью исключаются из базы трудоспособного населения страны вследствие неэффективности организации работы государственных органов с населением. Эти затраты можно снизить, используя порталы.

Информация о работе Использование интернета в государственном управлении