Компьютеризация науки и ее социальные последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:23, реферат

Описание работы

Люди уже привыкли к тому, что компьютер - это учитель, помощник и друг. Некоторым компьютеры и современные информационные технологии добавили массу проблем и неприятностей. Современное поколение уже не представляет свою жизнь без компьютеров, и можно с уверенностью сказать, что в недалеком будущем может вообще не остаться людей, не владеющих современными компьютерными технологиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ НАУКИ……………………………………………...4
2 ИСТОРИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ………………………………….............8
3 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ…………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..15

Работа содержит 1 файл

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ НАУКИ И ЕЁ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.docx

— 33.63 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ  НАУКИ……………………………………………...4

2 ИСТОРИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ………………………………….............8

3 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ…………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Люди уже привыкли к  тому, что компьютер - это учитель, помощник и друг. Некоторым компьютеры и современные информационные технологии добавили массу проблем и неприятностей. Современное поколение уже не представляет свою жизнь без компьютеров, и можно с уверенностью сказать, что в недалеком будущем может  вообще не остаться людей, не владеющих  современными компьютерными технологиями.

Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая  развивалась бы столь стремительно и порождала бы такое разнообразие проблем и мнений, как информатизация и компьютеризация общества.

XXI век по праву называют веком электроники и информатики, веком новой информационной революции. Первая как известно, была связана с изобретением  языка, вторая – письменности, третья –с книгопечатанием, четвёртая – с созданием электронных средств информации, и новая, пятая – компьютерная революция – с изобретением микропроцессора и машинных носителей, хранящих информацию.

Внедрение новой информационной технологии превратило информацию в  неисчерпаемый ресурс цивилизации  и привело к впечатляющему  рывку во многих сферах жизни общества, в том числе в научных исследованиях. Компьютерная революция характеризуется стремительными темпами проникновения практически во все сферы человеческой деятельности – производство, управление, науку, медицину, военную технику.

Тем  не менее, если социальным проблемам компьютеризации уделяется  внимание, то проблема применения новых  информационных технологий в научном  познании в философских исследованиях  занимает весьма скромное место.

 

 

1 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ  НАУКИ

 

Компьютеризация – процесс проникновения современной вычислительной техники (ЭВМ) во все сферы бытия индивидуума и социума в целом. ЭВМ не только способствует повышению эффективности сбора, обработки и хранения информации любого уровня и объема, но и принципиальным образом расширяет познавательные возможности человека. Одной из наиболее заметных черт современной науки является быстрое развитие новых компьютерных информационных технологий. Созданные самой наукой, они активно ею используются и оказывают обратное влияние на процесс научного познания. Достаточно сказать, что всё больше Нобелевских премий присуждаются именно таким исследованиям (один из примеров в области естественных наук – премия 1998 г. У. Кона и Дж. Попла за разработки в области компьютерной химии). Влияние компьютеризации многообразно, затрагивает буквально все сферы научного знания и в последнее время становится предметом историко – научных, философских и социологических исследований.

В определенном смысле компьютеризацию  можно рассматривать как простое  количественное развитие существовавших ранее способов обработки информации. И, прежде всего, это относится к  развитию методов формализации знания. Компьютерные технологии позволяют  в значительно большем объёме использовать математические методы, как в фундаментальных исследованиях, так и в прикладных науках (что, кстати говоря, и было одной из первых сфер использования компьютеров). Компьютеризация  позволяет значительно расширить  возможности методов научного наблюдения и классификации (например, интересные и наглядные результаты может  дать осуществляемая в Томском университете работа по переводу на компьютерные носители материалов старейшего в Сибири гербария имени профессора Крылова). На этом пути для некоторых научных дисциплин  открываются новые и во многом непривычные, даже парадоксальные возможности. Так для искусствознания и  эстетики значительный интерес представляет то, что компьютерная копия произведения живописи по качеству может быть лучшей, чем оригинал картины. Эти и другие примеры эффективного использования компьютеризации в широком спектре наук (от медицины, химии и астрономии до гуманитарных дисциплин) позволяют нам сделать вывод о том, что новые информационные технологии обладают значительными эвристическими возможностями и при этом хорошо соответствуют формальным критериям научности знания – его объективности и воспроизводимости.

Однако уже имеющийся  опыт компьютеризации показывает нам  некоторые новые возможности  в структурировании научного знания. Речь идёт о развивающейся сети компьютерных коммуникаций Internet и о некоторых прикладных программах лингвистического и поискового характера. И по мере развития технической базы научная информация из любого научного центра мира будет, несомненно, более доступна, чем при традиционных формах поиска через региональный библиотечный центр. Современные технологии позволяют передавать не только текст, но и визуально и звуковую информацию, что в наибольшей степени соответствует объективному характеру научного знания.

Конечно же, для науки  все эти возможности новых  информационных технологий пока существуют более в перспективе (подобно  тому, как сам Internet называют «виртуальной реальностью») и их реализация зависит от развития техники, и, что более важно, от сознательной деятельности самих учёных.

Осмысление новых возможностей компьютерных технологий позволяет  говорить о формировании нового носителя информации, т.е. о явлении, способном  многое изменить в научном познании. Хранение и передача информации тесно  увязываются с изменением социального  статуса научно-познавательной деятельности, процесса профессиональной идентификации  учёных и т.д. Подобные процессы известны в истории науки, и мы можем  сослаться в качестве примера  на то влияние, которое оказало на науку изобретение книгопечатания. Ведь именно вокруг первых европейских типографий формировались те новые сообщества учёных («кружки исследователей» по названию А.Ф. Лосева), интересы которых выходили за пределы господствующих тогда в университетской науке «тривиума» и «квадриума». Именно с этими сообществами была связана деятельность многих из основателей современной науки.

Внедрение новых информационных технологий активизирует в науке  те подходы, где знание функционирует  другим способом, где главным является проблема, а не ответ, деятельность, а не уже найденное решение. И  поэтому реализация возможностей компьютеризации  может в конечном итоге явиться  важнейшим фактором формирования новой  организационной структуры научного знания.

В конце XX века научно - техническая революция (НТР) вступила в стадию "компьютерной революции". Компьютеризация — один из существенных процессов, обеспечивающих динамику социокультурного развития цивилизации во всех формах ее проявления.

ЭВМ выводит развитие науки  на принципиально новый уровень:

— компьютерное моделирование  позволяет совершенствовать методы теоретического воспроизведения действительности в рамках конкретной науки;

— активно развивается  комплекс новых теоретических дисциплин (теория алгоритмов, исследование операций, теория игр и др.), имеющих имманентно (внутренне) интегративную направленность;

— создаются технические  условия для интегрирования знания во всех его областях, что является предпосылкой для "прорыва" на следующий (более высокий) уровень познания;

— становится реальным создание "искусственного интеллекта" — технических систем, способных на основе введенной человеком информации принимать самостоятельные решения, расширяя и углубляя информационный процесс. Искусственный интеллект — симбиоз "человек — машина", принципиально изменяющий познавательные и деятельностные возможности человека.

Глобальная сеть Internet придает научно-информационному и образовательному процессу общепланетарный характер и масштабы. Информация становится доступной не только в мировых научных центрах, но и практически в любом уголке планеты. Происходит глобализация мирового информационного потока, что является фактором интеграции не только научного знания, но и социокультурных процессов, происходящих на национальном и региональном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИСТОРИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

 

Вычислительная техника (а компьютер её главнейший представитель) появляется, прежде всего, как инструмент количественных измерений,  а они  настолько важны, что иногда само возникновение науки связывают  с возникновением количественных измерений. Практически всю историю цивилизации  вычисления производились с помощью  обыкновенных счетов, что имеет неизбежный предел.

Начало этого процесса можно отнести к 40-м гг. XX в., когда в СССР и США были созданы компьютеры для моделирования процессов цепной реакции ядерного деления. С самого начала процесс компьютеризации, по своим масштабам и значимости вышел за рамки чисто технической и технологической сферы, и приобрел глобальное социальное значение: без применения компьютеров стало бы невозможным появление ядерного оружия.

Первые шаги на пути создания современных вычислительных средств предпринял в 1820 году Чарльз Бэббидж (1791-1871). Он решил создать механическое устройство для математических расчётов. Чарльз Бэббидж  придумал вводить данные с помощью перфорированных карт, а также другие способы, которые стали неотъемлемой частью вычислительной техники. Настоящий прорыв в этой области совершил англичанин Алан Тьюринг (1912-1954). Он использовал простую цифровую технологию в виде двоичного устройства наподобие телеграфного реле и предложил разбить сложную математическую задачу на ряд двоичных выборов, чтобы машина могла выполнять каждое из этих действий и на основе логики решать поставленную задачу. Затем последовали теория информации К.Шеннона, кибернетика Н.Винера, Р.Эшби, Дж.фон Неймана, общая теория систем Л. Фон Берталанфи и другие исследования в разработке теоретических основ вычислительной техники.

Во второй половине XX века развитие вычислительных систем шло лавинообразно и в начале XXI века даже дети владеют компьютерами, которые значительно мощнее тех, что например, всего тридцать лет назад использовались для реализации космической программы высадки человека на Луну. Появились мощные вычислительные сети, а следом и важнейшее техническое достижение – глобальная сеть Интернет. Интернет становится неотъемлемой частью нашего быта, он позволяет мгновенно получать информацию с любого места на Земле и поддерживать контакты, как между отдельными людьми, так и между организациями. Трудно предугадать будущее этой сети, но в её воздействии на жизнь общества сомневаться не приходится.

Развитие вычислительной техники – наиболее яркое свидетельство  происходящей цифровой революции. Но с точки зрения философии науки, этот процесс выглядит ещё значительнее. Математика, будучи одним из важнейших факторов становления науки на протяжении 17-18 веков, использовалась главным образом в качестве орудия логики. Это верно и теперь. Математический аппарат остаѐтся основой научно-исследовательской работы во всех областях – от космологии до ядерной физики. Но в 19 веке развитие статистики позволило определять вероятностные характеристики причинных связей. И здесь новые возможности по обработке огромного количества данных в цифровом виде обеспечили человеку доступ к использованию цифровой техники не только в целях вычисления, но и для анализа и выявления глубинных свойств действительности.

Моделирование и вычислительный эксперимент в научных исследованиях  выступают как интеллектуальное ядро информатики. Но в то же время, моделирование поведения больших  сложных систем компьютерными методами, по сути, размывает традиционные границы  экспериментальных исследований (происходит удаление от натурного эксперимента, возникают трудности в привычной, отработанной практике описания экспериментальных процедур и т.п.).

Цифровая революция изменила почти все стороны жизни. Изображение  и звук в оцифрованном виде можно намного проще, богаче и точнее анализировать, записывать и передавать, чем с помощью механических или аналоговых средств. И даже человеческий геном, в котором отражены самые глубинные процессы жизни, представлен в цифровом виде. На DVD-диски можно записать звук, кинофильм, многотомные энциклопедии и даже генетические команды по созданию живой ткани. Всѐ, что человеком воспринимается совершенно по-разному, выражается одним способом – через последовательность двоичных кодов.

Мир стоит на пороге нового неслыханного технологического переворота. Рождается новая, информационная цивилизация, в которой коммуникационная связь  на основе цифровых технологий преобразует большую часть привычных способов жизнедеятельности человека и общества.

Последствия информатизации общества (как, впрочем, и всех технологических  революций) будут различными для  разных народов, регионов и стран, в  зависимости от их экономического, технологического и политического развития, от их культуры, традиция и менталитета. И это различие в последствиях информатизации может привести к ещё большему расколу человечества. Преодоление этих противоречивых тенденций невозможно без философского осмысления как развития цифровых технологий в целом, так и, особенно, Интернета. Подобное осмысление только ещѐ началось и философское значение Интернета далеко ещё не ясно. Тем не менее, здесь уже можно наметить следующие проблемы:

- феномен зависимости  от Интернета;

- Интернет как инструмент  новых социальных технологий;

- Интернет как информационно-коммуникативная  среда науки 21 века и как  глобальная среда непрерывного образования;

- проблема реальности  в информатике; виртуальная реальность;

- Интернет как метафора  глобального мозга.

 

3 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

 

На первых порах социальная значимость компьютеризации была осознана, главным образом, в ее мировоззренческом  аспекте как проблема искусственного интеллекта. Вопрос о возможности  создания компьютера, способного мыслить, широко обсуждался в научной литературе и был плодотворен скорее в  смысле уточнения таких категорий, как разум, познание, мышление.

Информация о работе Компьютеризация науки и ее социальные последствия