Компьютеризация науки и ее социальные последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:23, реферат

Описание работы

Люди уже привыкли к тому, что компьютер - это учитель, помощник и друг. Некоторым компьютеры и современные информационные технологии добавили массу проблем и неприятностей. Современное поколение уже не представляет свою жизнь без компьютеров, и можно с уверенностью сказать, что в недалеком будущем может вообще не остаться людей, не владеющих современными компьютерными технологиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ НАУКИ……………………………………………...4
2 ИСТОРИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ………………………………….............8
3 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ…………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..15

Работа содержит 1 файл

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ НАУКИ И ЕЁ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.docx

— 33.63 Кб (Скачать)

Нет никакого сомнения, что  компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и  познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном  мире. Но верно также и то, что она несёт в себе угрозу.

Незаметно для окружающих, компьютер стал подменять собой  все. Зачем читать книгу, когда есть синтезатор речи? Зачем заниматься спортом, когда соревнование можно устроить на своем любимом мониторе? Зачем учиться водить автомобиль, когда есть гоночный автосимулятор? Все больше людей перестают совершенствоваться, заниматься своими делами, воспитывать детей, вести привычный образ жизни, отдавая все свое личное, а зачастую и рабочее время компьютеру. У психологов и психиатров возник даже специальный термин - «компьютерная зависимость Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером». Это зависимость от персонального компьютера, заболевание сродни алкоголизму или наркомании. Компьютерная зависимость поражает все больше и больше молодых людей, проводящих свое свободное время перед монитором.

Так компьютер из верного  помощника постепенно стал превращаться в злейшего врага человека. Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая “дефицит человечности”, появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.

Важнейшими социальными  последствиями компьютеризации являются: изменение характера производственной деятельности многих отраслей промышленности, изменение коммуникационных стратегий, появление определенных социальных групп, жизнедеятельность которых непосредственно связана с компьютерными сетями, появление новых видов интеллектуальной деятельности, становление «киберкультуры», переоценка ценностей. Меняя основы жизнедеятельности социума, ценностные ориентиры и психологические черты индивидуумов, формируя новые социальные группы, компьютеризация предстает как глобальный социальный феномен.

С помощью новейших политических технологий, обеспеченных средствами информатики, можно формировать  любое общественное мнение, манипулировать человеческим сознанием. Многие исследователи  утверждают, что повальная компьютеризация сильно влияет на человеческую природу, меняет человеческое сознание, снижает нормальный уровень эмоциональной жизни, приводит к компьютерной зависимости. Проблема сохранения личности в и информационном обществе, таким образом, приобретает особую актуальность. Именно поэтому концепция информационной безопасности есть не только чисто техническая или экономическая проблема; важнейшей еѐ частью становится гуманитарная составляющая.

Информатизация привела  к созданию всемирной компьютерной сети и связанным с ней проблемам, отставание технической базы от вала информации. При этом каждому доступна практически любая необходимая  ему информация. Это с одной  стороны должно привести к росту  творческих возможностей, но при этом возникают проблемы человеческого  общения, семейные проблемы, новые преступления, связанные с компьютером: знакомства, секс, маньяки. Давая всем равный доступ к информации, размещенной в сети, компьютеризация расширяет рамки научного, рыночного, повседневного обмена информацией (интернет - конференции, интернет - магазины, чаты), в политическом отношении выступает как инструмент демократизации социальной среды (популярные сегодня идеи открытого общества, интернет - правительства и т.п.).

Последствия научно-технического прогресса породили в свое время  на Западе различные технократические теории. Их суть сводилась к идее о том, что всеобщая технизация жизни способна решить все социальные проблемы. Широкое распространение получила концепция "постиндустриального" общества (Д. Белл и другие), согласно которой обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития общественной жизни станут научные центры.

Проблема информации в  современной науке с философской  точки зрения – это не только гносеологическая или логическая проблема, но и социологическая, ибо наука  – это не только система знаний, но и социальная деятельность по получению  этого знания, приведение его в  систему и использование его  в производстве и иных практических областях. Проблема также и в злоупотреблении  компьютером, а отсюда неадекватное влияние на сознание человека со всеми  вытекающими негативными последствиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Феномен компьютеризации, зачастую воспринимаемый лишь как чисто технический  или социальный, обусловил в конце XX века новый этап научно-технической  революции, изменил социальные стратегии, стал настолько значимым, что потребовал философского осмысления.  

Глобальная компьютеризация  таит в себе опасность, а именно это:

- компьютерная зависимость;

- утрата диалогичности в общении с другими людьми;

- раннее психологическое  старение общества;

- снижение физического здоровья и т.д.

Решение этих проблем я  считаю пока невозможным, потому что, во – первых, как известно, некоторые философские вопросы остаются до селе без ответов, т. е. открытыми, а, во – вторых, проблемы информационного общества останутся не решенными пока человечество не осознает необходимость решения этих проблем.

Но все же, несмотря на вышеописанные недостатки, компьютерные технологии принесли немало добра людям, облегчив их труд, подарив массу  новых возможностей для самореализации и творческой деятельности. Электронная вычислительная техника внесла человека в XXI век и будет верой и правдой служить ему. Компьютерные технологии - наше будущее.

Компьютеризация имеет также  некоторые преимущества. Она создала  новые возможности в сфере  образования. Использование компьютеров  расширяет возможности активных форм занятий в учебных аудиториях, позволяет имитировать изучаемые  процессы, создавать ситуации, близкие  к реальности. Использование сети Интернет, мультимедиа - технологий радикально расширяют возможности дистанционного обучения.

Электронная вычислительная техника внесла человека в XXI век  и будет верой и правдой  служить ему. Компьютерные технологии - наше будущее!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Компьютеризация науки и ее социальные последствия