Системное програмирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования. Двойственный симплекс-метод. Содержательные и формальные модели. Содержательная классификация моделей. Прямая и двойственная задачи. Связь между решениями прямой и двойственной задачами. Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Жесткие и мягкие модели. Универсальность моделей. Прямая и обратная задачи математического моделирования.

Работа содержит 1 файл

ответы.docx

— 804.28 Кб (Скачать)

После небольшой тренировки для задач  небольшого объема эту процедуру  можно провопить устно. После  того как последней переменной присвоено  значение, суммы по всем строкам  и столбцам будут равны 0. Таким  образом получается решение

(значения переменных  находятся в левых верхних  углах клеток) с семью приводимыми ниже базисными переменными. Остальные переменные равны 0. Для общего массива из т строк и п столбцов получаем т+ п— 1 переменных в силу (1)

Полная  стоимость, соответствующая этому  решению, F = 3*1 + 12*0 + 2*5 + 8*3 +15*З +15*4 + 5*1=147 дол.

Попробуем теперь улучшить это решение, уменьшив стоимость С. Отметим, что полученные результаты для этого частного случая и метод их получения применимы и в случае общей транспортной задачи (см. соотношения (2)).

  Поскольку переменные (i=1,m; j=1,n) удовлетворяют системам линейных уравнений (3) и (4) и условию неотрицательности, обеспечиваются доставка необходимого количества груза в каждый из пунктов назначения, вывоз имеющегося груза из всех пунктов отправления, а также исключаются обратные перевозки.

Определение 1. Всякое неотрицательное решение систем линейных уравнений (3) и (4), определяемое матрицей X=( )( i=1,m; j=1,n), называется планом транспортной задачи. 

Определение 2. План , (i= 1,m; j=1,n) при котором функция (5) принимает свое минимальное значение, называется оптимальным планом транспортной задачи.

Обычно исходные данные транспортной задачи записывается в виде таблицы 1.

Поставщики  
Потребители
 
Запасы
B1 B2 ... Bn
 
A1
C11

x11

C12

x12

 
...
C1n

x1n

 
a1
 
A2
C21

x21

C22

x22

... C2n

x2n

 
a2
... ... ... ... ... ...
 
Am
Cm1

xm1

Cm2

xm2

 
...
Cmn

xmn

 
am
Потребности  
b1
 
b2
 
...
 
bn
 
 
 

Очевидно, общее наличие груза у поставщиков  равно  , а общая потребность в грузе в пунктах назначения равно ед. Если общая потребность в грузе в пунктах назначения равна запасу груза в пунктах отправления, т.е.

=   (6)

то модель такой транспортной задачи называется закрытой. Если же указанное условие не выполняется, то модель транспортной задачи называется открытой.

  Теорема 1. Для разрешимости транспортной задачи необходимо, чтобы запасы груза в пунктах отправления были равны потребностям в грузе в пунктах назначения, т.е. чтобы выполнялось равенство (6).

В случае превышения запаса над потребностью, т.е. > , вводится фиктивный  (n+1)-й пункт назначения с потребностью bn+1 = - и соответствующие тарифы равными считаются нулю: Cin+1= 0 (i= 1,m) Полученная задачами являются транспортной задачами, для которой выполняется равенство (6).

Аналогично, при < , вводится фиктивный (m+1)-й пункт отправления с запасом груза

am+1 = - и тарифы полагаются равными Cm+1j= 0 ( j=1,n).

  Эти задачи сводится к обычной транспортной задаче, из опорного плана которой  получении оптимального исходной задачами. В дальнейшем будем рассматривать  закрытую модель транспортной задачи. Если же модель транспортной задачами являются открытой, то исходя из сказанного выше, перепишем таблицу условий  задачами так, чтобы выполнялось  равенство (6).

  Число переменных xij в транспортной задаче с m пунктами отправления и n пунктами назначения равно m*n, а число уравнений в системах (3) и (4) равно n+m. Так как мы предполагаем, что выполняется условие (6),то число линейно независимых уравнений равно n+m-1. Следовательно, опорный план транспортной задачи может иметь не более n+m-1 отличных от нуля неизвестных.

   Если  в опорном плане число отличных от нуля компонент равно в точности n+m-1, то план является невырожденным, а если меньше- то вырожденным.

   Для определения опорного плана существует несколько методов: метод северо-западного  угла, метод минимального элемента и метод аппроксимации Фогеля.

   Как и для всякой задачи линейного  программирования, оптимальный план транспортной задачи является и опорным  планом.

  Для определения опорного плана транспортной задачи можно использовать изложенные выше методы. Однако ввиду исключительной практической важности этой задачи и  специфики ее ограничений (каждое неизвестное  уходит лишь в два уравнения систем (3) и (4) и коэффициенты при неизвестных  равны единице) для определения  оптимального плана транспортной задачи разработаны специальные методы: метод потенциалов и метод  дифференциальных рент.

Определение опорного плана транспортной задачи.

  Как и при решении задачи линейного  программирования симплексным методом, определение оптимального плана транспортной задачи, начинают с нахождения какого-нибудь ее опорного плана. Этот план, как уже отмечалось выше, находят методом северо-западного угла, методом минимального элемента или методом аппроксимации Фогеля.

  Сущность  этих методов состоит в том, что  опорный план находят последовательно  за n + m-1 шагов, на каждом из которых в таблице условий задачи заполняют одну клетку, которую называют занятой, заполнение одной из клеток обеспечивает полностью либо удовлетворение потребности в грузе, одного из пунктов назначения (того, в столбце которого находится заполненная клетка), либо вывоз груза из одного из пунктов отправления (из того, в строке которого находится заполняемая клетка).

   В первом случае временно исключают из рассмотрения столбец, содержащий заполненную  на данном шаге клетку, и рассматривают  задачу, таблица условий которой  содержит на один столбец меньше, чем  было перед этим шагом, но то же количество строк и соответственно измененные запасы груза в одном из пунктов  отправления (в том, за счет запаса которого была удовлетворена потребность  в грузе пункта назначения на данном шаге). Во втором случае временно исключают из рассмотрения строку, содержащую заполненную клетку, и считают, что таблица условий имеет на одну строку меньше при неизменном количестве столбцов и при соответствующем изменении потребности в грузе в пункте назначения, в столбце которого находится заполняемая клетка.

  После того как проделаны т + п - 2 описанных выше шагов, получают задачу с одним пунктом отправления и одним пунктом назначения. При этом останется свободной только одна клетка, а запасы оставшегося пункта отправления будут равны потребностям оставшегося пункта назначения. Заполнив эту клетку, тем самым делают (п + т—1)-й шаг и получают искомый опорный план. Следует заметить, что на некотором шаге (но не на последнем) может оказаться, что потребности очередного пункта назначения равны запасам очередного пункта отправления. В этом случае также временно исключают из рассмотрения либо столбец, либо строку (что-нибудь одно). Таким образом, либо запасы соответствующего пункта отправления, либо потребности данного пункта назначения считают равными нулю. Этот нуль записывают в очередную заполняемую клетку. Указанные выше условия гарантируют получение п + т—1 занятых клеток, в которых стоят компоненты опорного плана, что является исходным условием для проверки последнего на оптимальность и нахождения оптимального плана.

2.1. Метод северо-западного угла.

  При нахождении опорного плана транспортной задачи методом северо-западного  угла на каждом шаге рассматривают  первый из оставшихся пунктов отправления  и первый из оставшихся пунктов назначения. Заполнение клеток таблицы условий  начинается с левой верхней клетки для неизвестного x11 («северо-западный угол») и заканчивается клеткой для неизвестного хтп, т. е. идет как бы по диагонали таблицы.

Пример 2. Имеется 4 склада: в первом складе 15 ед. груза, во втором – 20 ед. груза, в третьем – 10 ед. груза, а в четвертом – 25 ед. груза и 5 магазинов, потребности которых: 1 магазин  – 5 ед. груза, у 2 -го – 18 ед. груза, у 3-го – 17 ед. груза, у 4-го – 22 ед. груза и у пятого магазина – 8 ед. груза.

Считая что  – количество ед. груза из -того склада, в -ый магазин, – количество ед. груза, в -том складе, – потребности -того магазина. Для того чтобы выполнить перевозку, необходимо выполнение 2 условий:

1) ;

2) ;

               

Исходя из этих условий составим математическую модель транспортной задачи:

; ;

или в виде таблицы:

                 Потребности

    Запасы

    В1 В2 В3 В4 В5
    5 18 17 22 8
    склад 1 15
    склад 2 20
    склад 3 10
    склад 4 25

Тарифы перевозок, заданные виде матрицы:

.

Найти план перевозок  транспортной задачи с минимальными затратами на дорогу, то есть:

.

Таким образом:

Математически это выражается следующим образом:

, I – множество номеров пунктов производства;

, J – множество номеров пунктов потребления;

Последовательно по итерациям метода получаем:

I. ; ; ; – 1 столбец исключен.

II. ; ; ; – 1 строка исключена.

III. ; ; ; – 2 столбец исключен.

IV. ; ; ; – 2 строка исключена.

V. ; ; ; – 3 столбец исключен.

VI. ; ; ; – 3 строка исключена.

VII. ; ; ; – 4 столбец исключен.

VIII. ; ; ; – 4 строка и 5 столбец исключены.

                 Потребности

    Запасы 

    В1 В2 В3 В4 В5
    0 18  8  0 17  5  0 22  17  0 0
    склад 1 15 10 0 I               5 II                    10      
    склад 2 20 12 0   III                   8 IV                 12    
    склад 3 10  5 0     V                  5 VI                    5  
    склад 4 2 8 0       VII                 17 VIII           8

Информация о работе Системное програмирование