Системный подход и компьютерное моделирование в политическом прогнозировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:27, реферат

Описание работы

Прогнозирование – это опережающее представление о действительности. Оно является разновидностью интеллектуальной деятельности человека, одной из функций человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущего которых он не знает, но это будущее имеет важное значение для решений, принимаемых им в настоящее время. Поэтому человек стремится мысленно проникнуть в это будущее. И естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности.

Работа содержит 1 файл

мой реферат.docx

— 369.67 Кб (Скачать)

Модели и методы моделирования

Одним из наиболее распространенных и простых методов компьютерного  моделирования является метод компьютерного тестирования. Суть его – в сопоставлении параметров исследуемого объекта с эталонными наборами параметров.

В сущности, методом компьютерного  тестирования решается простейшая задача структурирования – выявления совокупностей  элементов среды, близких к исследуемой  системе либо в той или иной степени отдаленных от него, в крайнем  варианте – ему противоположных. Критерием определения структур являются при этом параметры исследуемой  системы.

Вот лишь немногие типичные вопросы, ответов на которые ждут от аналитика: Усилится ли и насколько поддержка  того или иного социального проекта, если увеличится число граждан, недовольных  существующими порядками? Как изменится  поддержка данного кандидата  в депутаты электоратом, если большему числу избирателей удастся внушить  чувство гражданской ответственности? От чего еще и как зависит результат? Для ответа требуется исследовать  взаимосвязи между изменениями  численных значений соответствующих  параметров. В этом случае применим, например, метод  динамического анализа статистических данных. Именно применение такого рода методов позволяет говорить о проведении эксперимента на конкретной информационной модели в строгом смысле этого понятия.

Каждая из описанных выше моделей  является достаточно эффективным средством  решения конкретных задач политологического  исследования в том или ином аспекте  системного подхода.

Но на практике зачастую требуется  многоаспектное рассмотрение проблемы. Тогда применяются более сложные методы, – например, структурно-логическое, или коммуникационное, моделирование. Такая модель позволяет ответить на два принципиально важных для управления вопроса: перспективы достижения цели и ее совместимость со стабильностью системы.

Каждый политик, государственный  или партийный чиновник сталкивается с проблемами подобного рода повседневно. Получит ли поддержку населения  подготовленное администрацией решение  или его принятие вызовет угрожающую волну протестов? Может ли депутатская  фракция рассчитывать на то, что  ее законопроект получит поддержку  большинства в представительном органе? Есть ли у данного кандидата  в депутаты или на пост президента шансы на победу и каковы они?  И наконец,  если в данном виде   проект  решения администрации,  законопроект, предвыборная программа дают слишком мало шансов на успех, то что надо сделать для положительного решения?

Разумеется, всякая социальная общность неоднородна, будь то население региона  или депутаты парламента. Одна и  та же обстановка по-разному влияет на социальное самочувствие, настроение людей, принадлежащих разным социальным группам. Неодинаков и политический потенциал, степень влияния этих групп,  их  активность и готовность к решительным действиям.

Рис.3. Схема коммуникации между  политической системой и средой

Достоверность результата, получаемого  с помощью структурно-логического  моделирования, зависит, разумеется, от адекватности входной информации. Многое определяется и качеством концептуальной модели, в том числе удачным  выявлением структурных элементов  среды и характеризующих их показателей.

Применение комплекса описанных  и других моделей позволяет, таким  образом, выявить реальную структуру  общественной среды, место и стратегию  поведения конкретного субъекта в этой структуре, рассчитать расстановку  политических сил по их отношению  к имеющимся проблемам и по степени влияния на решение конкретных вопросов, разработать наиболее эффективную  стратегию и тактику реализации поставленных целей. Может выясниться и их недостижимость. Это тоже полезно: если проект не имеет шансов, об этом лучше узнать заранее и не терять понапрасну авторитет и популярность, время и деньги, пытаясь достичь  невозможного.

Многие аналитики давно  уже и с полным основанием характеризуют  обстановку в современном мире как  системный кризис. Эта ситуация несет  в себе опасность разрушения, реальность которой подтверждена уже опытом Советского Союза. Любой ответственный  политик вне зависимости от его  идеологических пристрастий должен осознавать необходимость надежного  функционирования политической системы  в любой момент динамичного состояния, когда прежние ее элементы упразднены, а новые еще не сформированы. При  этом важно всерьез воспринимать реакцию общества, способную разрушить  неустойчивую политическую систему, а  вместе с ней и весь общественный организм. Изменение политических структур нельзя осуществлять, не исходя из их нового функционального назначения.

Иными словами, отечественная  политика нуждается сегодня в  надежном аналитическом инструментарии, дающем возможность оперативно проводить  многоаспектные, комплексные системные исследования. Без этого даже добросовестная политическая деятельность способна привести политический мир к финалу, постигшему СССР.

Использование компьютерной модели

Чтобы проследить логику работы, приведем описание одной из наиболее простых  компьютерных моделей (поскольку компьютер  в явном виде перед нами отсутствует, ограничимся словесным описанием).

Предположим, мы хотели бы иметь модель, позволяющую выявлять политические ориентации участников политического  процесса, начиная от подготовки к  выборам и до парламента (фракции, объединения депутатов и т.п.).

В качестве эталонов возьмем программные  документы ряда (десяти) политических партий, по возможности представляющих различные грани политического  спектра России. Из множества критериев  классификации используем следующие: по идеологической направленности доктрин; по роли в политической системе; по целям и задачам экономической, социальной ориентации; внутрипартийной  деятельности и т.д.

Параметрами для сравнения может  быть выбран набор альтернативных подходов к решению наиболее характерных  вопросов, ответы на которые в своей  совокупности дают достаточно оснований  для политической идентификации  объекта.

Параметры для сравнения:

1. Отказ от марксизма – догматическое следование марксизму

2. Классовый подход – отрицание классового подхода

3. Многопартийность – однопартийная система

4. Преследование инакомыслия – деидеологизация

5. СНГ – унитарное государство

6. Плановая экономика – рынок, свободное предпринимательство

7. Частная собственность на средства  производства – общественная собственность

8. Обвальная приватизация – отказ от приватизации

9. Отказ от государственного  регулирования экономики – государственное регулирование

10. Частные, фермерские хозяйства – государственные и коллективные

11. Партия авангардного типа – партия парламентского типа

12. Широкие экономические связи – изоляция, опора на собственные ресурсы

13. Децентрализация, компромисс, консенсус – принципы демократического централизма

14. Отсутствие четких критериев  социальной базы – партия определенного класса

15. Демократическое решение вопросов – строгая дисциплина

Тестирование проводится группой  экспертов по шкале (от нижней планки – 0 до 100 условных единиц: например, полный отказ от марксизма – 0 усл. ед.; догматическое следование ему – 100 усл. ед. Реальная позиция какой-либо партии будет находиться в этом диапазоне, предположим 25 усл. ед.).

Таким образом проводится оценка документов и действий той или иной партии по всем избранным для сравнения параметрам. В результате получается совокупность точек обозначенных для каждой партии каким-либо символом (*), (х), (о) или цветом (условно можно называть “графиком” той или иной партии).

На экране компьютера будет представлено следующее изображение (см. схему), где по горизонтальной оси представлены 15 избранных нами для сравнения параметров, по вертикальной оси соответствующими символами обозначены усредненные экспертные оценки в диапазоне от 0 до 100.

Отвечая на предусмотренные программой вопросы, исследователь может построить  кривую собственных предпочтений (обозначена (с) или экспертно оценить следование той или иной политической силы или  лидера некоторым политическим пристрастиям).

Эта весьма простая, даже примитивная  модель, может во многом помочь политику и политологу.

Для группы основателей партии. С  ее помощью легко и быстро протестировать нахождение разработанной партийной  доктрины в различной части политического спектра.

• Если “ниша” занята, необходимо изменить программные установки (усилить), чтобы  “перетянуть” электорат конкурентов  на свою сторону, либо уйти в иную часть  политического пространства и охватить другую группу избирателей.

• Пройдя с компьютером (современный  компьютер умещается в портфеле) по предприятиям, организациям региона, можно получить совокупный политический портрет пристрастий и ориентации будущих избирателей.

• Проанализировав итоги совокупного (репрезентативного) обследования, принять  решение о тезисах избирательной  программы того или иного кандидата (партии), желающих выставить в данном избирательном округе свою кандидатуру.

• Вести компьютерный мониторинг изменения политических ориентаций электората и конкурентов в ходе избирательной кампании, корректируя  свою программу и действия.

• Продолжить подобное тестирование, рассматривая в качестве объектов исследования уже не политические партии, а их концентрированное выражение в  виде парламентских фракций. Перечень возможностей можно продолжить. Модель позволяет получать названные результаты практически мгновенно,

Безусловно, подобная модель весьма проста и носит в основном учебный  характер. Результаты ее применения следует рассматривать как первое приближение, как исходные данные для определения направлений дальнейшего исследования.

Вывод.

Системный подход и компьютерное моделирование – эффективный, но недостаточно еще востребованный в политике и политологии инструментарий. В результате не используются возможности экспериментирования на модели, и эксперимент зачастую ставится на реальном социуме. Негативные последствия при этом велики. В практическом отношении – намечаемые цели нередко остаются недостигнутыми. В научном – любой масштабный эксперимент на социуме существенно изменяет его параметры, и результаты эксперимента не могут быть в полной мере использованы для анализа последующей ситуации. В моральном – жертвой неудачных экспериментов становятся живые люди.

Развитые страны Запада, к  опыту которых зачастую обращаются сегодня отечественные исследователи  и политики, имеют сформировавшуюся в течение длительной эволюции модель происходящих в обществе процессов  – парламент. В конкуренции партийных  фракций отражено здесь реальное взаимодействие корпоративных интересов, присутствующих в гражданском обществе. В России, кпримеру, такая модель пока лишь формируется. На этом этапе предварительная апробация и отработка социально-политических проектов и программ на искусственных моделях представляется насущно необходимой.


Информация о работе Системный подход и компьютерное моделирование в политическом прогнозировании