Сохранение культурного наследия в электронном виде

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.
Задачи:
1. Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
2. Изучение инновационных методов охраны культурного наследия России.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 35.31 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Культурное наследие –  духовный, культурный, экономический  и социальный капитал невозместимой  ценности. Наследие питает современную  науку, образование, культуру. Современная  цивилизация осознала высочайший потенциал  культурного наследия, необходимость  его сбережения и эффективного использования  как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Актуальность исследования состоит в том, что физическое состояние более половины, находящихся  под охраной государства памятников истории и культуры России продолжает ухудшаться и характеризуется в  наше время как неудовлетворительное. Памятники природы, истории и  культуры России составляют весомую  долю в культурном и природном  наследии мира, вносят важнейший вклад  в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в  целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Кроме того, в последнее  время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные.

Объектом исследования в  данном случае являются памятники истории, культуры, природы, национальный язык и т.д.

Предметом исследования являются современное состояние памятников, законодательство в области сохранения культурного наследия России, а также  программы по его сохранению и  законы Российской Федерации.

Цель этой работы – изучить  комплекс мер по сохранению культурного  наследия с точки зрения законодательства.

Задачи:

1. Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.

2. Изучение инновационных методов охраны культурного наследия России.

Любые потери наследия неизбежно  отразятся на всех областях жизни  нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению  общества в целом. Они не могут  быть компенсированы ни развитием современной  культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема сохранение культурного  наследия в электронном виде очень  не простая.Во-первых, она требует  глубокого осмысления того,что такое  культурное наследие и что нужно  оцифровывать для будущих поколений?

Традиционно под культурным наследием понимают- памятники культуры, произведения исскуства, книги и  др. культурные ценности,наделенные общественной значимостью.

Вместе с тем, ученные  справедливо относят к культурному  наследию и систему образования, язык и т. д. Нельзя не отметить , что  главным достоянием национального  культурного наследия является сама культурология – наука , аналог которой  трудно найти в перечне дисциплин  зарубежных стран. С легкостью сегодня  закрывают в ряде вузов специальность  «культурология» , аргументирую тем, что  такой дисциплины нет за рубежем. Однако, понимая и осозновая, каким  достоянием обладает наша отечественная  культура , мы должны отстаивать право  на существование культурологии , равно  как и национальной модели образования  а общемировом образовательном  пространстве , т.к. справедливо заключение : мы не столько получили наследство от наших предшественников,сколько взяли его взаймы от будущих поколений. Значит, мы ответственны за то , от какого наследства мы отказываемся и какое наследство сохраняем.

В настоящее время происходят существенные смещения в парадигмальной системе координат ценностно-онтологических ориентаций.Ситуация «стемительно прибывающего будущего» интенсивно трансформирует культурные реалии и стереотипы жизни.

- Во-первых, нам нужно  сохранить традиции нашей многонациональной  культуры, которая складывалась  в России веками. К сожалению,  постепенно исчезают языки малых  народов, исчезают народные промыслы. Это происходит в силу естественного  процесса глобализации. Но мы  должны сделать максимум, чтобы сохранить это уникальное культурное достояние страны. Во-вторых, мы должны обеспечить доступ всего многонационального населения к российской культуре. Через телевидение, через гастроли, через фестивали, через конкурсы и так далее. Интернет также дает в этом направлении большие возможность, к примеру, организовывать он-лайн трансляции концертов симфонической музыки.

В процессе информатизации УК создают  электронные  справочно-библиографические  базы данных, электронные библиотеки, электронные каталоги, объем которых  значителен и постоянно растет.

Таблица 1. Объем собственных электронных библиографических баз данных

 

2008

2009

2010

 

Обьем собственных  электронных библиографических  баз данных, тыс.зап

Из них обьем  электронного каталога

Обьем собственных  электронных библиографических  баз данных, тыс.зап

Из них обьем  электронного каталога

Обьем собственных  электронных библиографических  баз данных, тыс.зап

Из них обьем  электронного каталога

Библиотеки федерального уровня

14072

12747

15754

13348

19524

16808

Общедоступные библиотеки Миникультуры России местного ведения

111916

57416

129673

66978

141164

73444

Всего

125988

70163

145427

80326

160688

90252


 

 

Несмотря на то, что отдельные  организации и учреждения культуры, науки, средств массовой информации, промышленности и др., создающие  и хранящие значительные массивы  цифровых информационных ресурсов и  предоставляющие к ним доступ, уже неоднократно сталкивались с  необходимостью специальных усилий по сохранению цифровых информационных ресурсов и предоставления долговременного  доступа к ним, эта проблема, как  таковая, до 2002 г. рассматривалась недостаточно.

Так, на ежегодном Российском Интернет Форуме, который проводится в России уже 8 лет и собирает крупнейших представителей бурно развивающейся  в России IT индустрии, вопрос о сохранении Интернет-ресурсов и обеспечении  долговременного доступа к ним  не ставится и не обсуждается.

Задача сохранения цифрового  наследия не ставится ни в федеральной  государственной программе «Электронная Россия (2002-2010 годы) ни в программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) ни в федеральной программе «Культура России (2001 – 2005)».

В России нет единого государственного органа, занимающегося вопросами  сохранения цифрового культурного  и научного наследия, хотя эта проблема широко обсуждается в последние  годы в рамках профессиональных сообществ.

Учет и инвентаризация  цифровых информационных ресурсов, лежащая  в основе деятельности по сохранению цифрового наследия, является предметом  целого ряда российских и международных  проектов. В инициативном порядке  многие владельцы Интернет-порталов и сайтов ведут каталоги цифровых библиотек, представленных в сети. Число  таких каталогов в российском Интернете - несколько десятков, крупнейшие из них включают 200 и более ссылок или описаний ресурсов.

Государственную регистрацию  информационных ресурсов в соответствии с федеральными законами и постановлениями  Правительства Российской Федерации  осуществляет НТЦ "Информрегистр", Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (www.inforeg.ru), который имеет статус государственного информационного центра по электронным  изданиям и обеспечивает функционирование Государственного депозитария электронных  изданий. За 6 лет было зарегистрировано более 12 тыс. баз и банков данных. Ведется очень большая работа по актуализации сведений о базах  и банках данных, методическая работа с отраслями и регионами. В  рамках деятельности по государственной  регистрации в НТЦ регулярно  ведутся исследования проблем навигации, создания и использования метаданных для различных видов информационных ресурсов, в том числе ресурсов в Интернет, а также работы по совершенствованию деятельности Государственного регистра, в том числе за счет использования Интернет-технологий и обработки сетевых информационных ресурсов. Разрабатываются новые  программные средства для сетевой  регистрации. Разрабатываются проекты  создания отраслевых и функциональных систем учета и регистрации ресурсов, в том числе научных, образовательных  и др. Федеральный депозитарий  российских электронных изданий  принял на учет, провел тестирование и  поставил на хранение более 1,5 тыс. наименований электронных изданий. Все владельцы  получили свидетельства. Ведется модернизация нормативного и технологического обеспечения  Федерального депозитария в связи  с принятием изменений к Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов», а также в связи  с утверждением «Порядка учета сетевых  электронных научных изданий».

Однако эффективность  учета и инвентаризации цифровых информационных ресурсов, а также  мероприятий по сохранению цифрового  наследия отдельных учреждений и  организаций, резко снижается из-за отсутствия координации и управления деятельностью, включая методическое обеспечение и стандартизацию в данной области.

 

Хартия ЮНЕСКО о сохранении цифрового наследия

Явным образом сформулированная, проблема сохранения цифрового культурного  и научного наследия в России была поставлена российским комитетом Программы  ЮНЕСКО «Информация для всех»  в процессе широкого обсуждения в 2002 – 2003 г.г. проекта «Хартии о сохранении цифрового наследия», принятой на 32 сессии ЮНЕСКО в 2003 г.

Россия, не дожидаясь принятия Хартии, начала подготовительные работы по её реализации. В обсуждении Хартии в России принимали участие представители  архивов, библиотек, музеев, провайдеров  Интернет-услуг, национальных учреждений, занимающихся вопросами стандартизации, программного обеспечения, а также  представители компьютерной промышленности, журналисты, юристы, работники университетов  и государственных органов власти. Они выразили энергичную поддержку  инициативе ЮНЕСКО по подготовке Хартии сохранения цифрового наследия. Этот документ рассматривается в качестве важного средства, позволяющего сосредоточить  внимание всего мира на важных проблемах, возникающих в этой связи, а также  на необходимости содействовать  принятию продуманных мер.

По инициативе Российского  комитета Программы ЮНЕСКО «Информация  для всех» 29 мая 2002 г. на заседании  Научно-технического совета (НТС) Министерства Российской Федерации по связи и  информации был рассмотрен вопрос "О  проекте Хартии о сохранении цифрового  наследия". В результате проведенного обсуждения задача сохранения цифрового  наследия была признана важной и актуальной для России, а её решение требующим  комплексного подхода, в том числе, в рамках ФЦП "Электронная Россия". Было принято решение просить уполномоченные федеральные органы и организации создать представительную комиссию специалистов для подготовки концептуальных предложений по сохранению цифрового наследия.

Межведомственный экспертный совет по вопросам сохранения цифрового  наследия был создан в августе 2002 г. Указанный совет может выполнять  функции идеологического координатора, но вопросы ресурсного обеспечения  и формирования государственной  политики в рассматриваемой области, несомненно, отнесены к компетенции  правительства страны.

Текст Хартии на русском  языке опубликован на сайте российского  комитета (www.ifap.ru ), а его идеи распространяются и продолжают обсуждаться на семинарах  и конференциях, в средствах массовой информации, в организациях и учреждениях  разной ведомственной подчиненности.

 

Учреждения, хранящие культурное и научное наследие

Учреждения, хранящие культурное и научное наследие, не могут и  не должны решить все вопросы, связанные  с сохранением цифрового наследия и обеспечением долговременного  доступа к нему, в том числе, вопросы архивирования информационных ресурсов Интернета в целом. Вопросы  инвентаризации, комплектования и хранения цифровых информационных ресурсов  решаются учреждениями, хранящими наследие, в рамках своей компетенции и  политики комплектования фондов.

 

Архивы

Концепция и программа  информатизации архивной отрасли разрабатывалась  еще в 1995 г. Уже тогда, в концепции  рассматривались вопросы оцифровки  архивных документов, сохранения цифрового наследия и обеспечения долговременного доступа к нему. В Федеральной архивной службе хорошо организован учет и инвентаризация оцифрованных ресурсов.

В «Решении заседания секции "Информационные ресурсы и услуги" Научно-технического совета Министерства Российской Федерации по связи и  информатизации от 29 мая 2002 года» отмечалось, что существенную роль в деле сохранения цифрового наследия должна играть Федеральная  архивная служба, которая владеет  методологией и организацией хранения документов.

Архивы России (например, Российский государственный архив  фонодокументов) занимаются комплектованием, описанием и хранением электронных  документов, а также разработкой  методологии их учета, описания, хранения и предоставления долговременного  доступа к ним. Научные основы методологии разрабатываются кафедрой архивов на технотронных носителях  Российского государственного гуманитарного  университета.

 

Библиотеки

Две крупнейшие российские библиотеки, Российская государственная  библиотека (г. Москва) и Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург) - ведущие научно-методические центры России в области библиотечного  дела. В них разработаны концепции  и методические материалы для  создания электронных библиотек, предусматривающие, в частности, регламенты по сохранению цифровых информационных ресурсов.

Электронная библиотека (ЭБ) Российской национальной библиотеки является интегрированной информационной системой, включающей фонды архивных копий  и пользовательских ресурсов, а также  каталог имеющихся и доступных  электронных ресурсов. Информационная система ЭБ РНБ включает в себя систему обслуживания и комплекс аппаратно-программных средств, поддерживающих стабильное функционирование поисковой системы и дающих возможность оперативного пополнения, регистрации, долговременного хранения фондов ЭБ, многоаспектного поиска и распределенного многопользовательского доступа к ресурсам ЭБ по локальной сети.

Информация о работе Сохранение культурного наследия в электронном виде