Сохранение культурного наследия в электронном виде

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.
Задачи:
1. Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
2. Изучение инновационных методов охраны культурного наследия России.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 35.31 Кб (Скачать)

Объектом хранения электронной  библиотеки считается физический носитель, на котором в машиночитаемой форме  зафиксирован ресурс / документ или  набор ресурсов и / или документов, объединенных по формальному или  содержательному признаку. Виртуальный  фонд является распределенным действующим  фондом и не имеет объектов постоянного  хранения. Инвентаризация и документальная проверка фондов ЭБ проводятся для  депозитарного фонда архивных копий  и фонда документов на электронных  носителях не реже 1 раза в 5 лет. Выборочная проверка фонда пользовательских копий  осуществляется не реже, чем раз  в 2 года. Организация хранения фондов ЭБ осуществляется с учетом специфики  хранения физических носителей электронных  ресурсов. Правила и режим хранения определяются отдельным документом. Депозитарный фонд архивных копий хранится отдельно от действующего фонда электронной  библиотеки. Проведение работ по проверке фондов непосредственно связано  с определением долговременности гарантированной  сохранности информации на используемых материальных носителях. Рекомендации по периодичности и процедуре  их тестирования и срокам контрольной  перезаписи информации пересматриваются не реже, чем раз в пять лет. Исключением  являются случаи использования новых  типов носителей, когда рекомендации разрабатываются до начала работы с  ними. Вне зависимости от исключительных случаев выборочное тестирование депозитарного  фонда архивных копий для определения  сохранности носителей и информации проводится не реже одного раза в два года. (http://www.nlr.ru:8101/e-res/concept.html#5 ).

Концепция электронной библиотеки Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru) предусматривает доступ к  цифровым документам, как через локальные  сети, так и через глобальную сеть. В разделе «Сохранность электронных  документов» Концепции указывается: «Учитывая, что нет достоверных  данных о сроках гарантированной  сохранности информации на электронных  носителях, РГБ должна планировать  периодическое обновление электронных  документов. Необходимо не только поддерживать зеркальное состояние системы, но и  хранить архивные копии данных в  безопасном месте. Один из подходов состоит  в сохранении копий наиболее важной информации на микроносителях (микрофишах, микрофильмах), так как эти носители исключительно долговечны. Поскольку  цифровое архивирование не может  гарантировать сохранности данных, а также нельзя быть уверенным, что  закодированная однажды информация будет расшифрована в будущем, в  случае утраты кодов (ключей), необходимо:

• использовать для хранения информации распространенные форматы: при этом новые форматы с большей вероятностью будут обеспечивать возможность конверсии;

• создать архив (написанный простым текстом и хранящийся на надежных носителях— бумаге или микрофишах), содержащий описание форматов хранения данных, стандартов, метаданных, протоколов и других “строительных конструкций”».

Новой программой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации стало создание Национальной электронной библиотеки, интегрированного ресурса национального масштаба, сочетающего в себе как программы  оцифровки культурного и научного наследия России, так и предоставление доступа к уже оцифрованным ресурсам. В проекте Концепции (http://www.rsl.ru/pub.asp?13.htm) Национальной электронной библиотеки (НЭБ), разработанном специалистами Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и Новосибирского государственного университета, НЭБ определяется следующим образом: «НЭБ - библиотечно-информационная система, предназначенная для организации, хранения и использования электронных документов, объединенных единой идеологией структуризации и доступа. Фонд НЭБ - систематизированное собрание документов, являющихся объектами библиотечного хранения. Объект хранения - структурно целостный элемент фонда, ориентированный на долговременное использование и многократное обращение к его содержанию». Предполагается создать депозитарный и пользовательский фонды НЭБ. Депозитарный фонд НЭБ сохраняется на постоянной основе в форматах и на носителях, поддерживающих надежное долговременное хранение и конвертацию данных для обеспечения сохранности информации. Пользовательский фонд - часть фонда НЭБ, предназначенная для хранения и использования потребителями информации в форматах, оптимальных для определенного способа использования.

 

Музеи

 

Музеи России, в основном не занимающиеся комплектованием цифровых информационных ресурсов, должны решать задачи сохранения собственных информационных ресурсов. Эти задачи решаются чаще всего путем миграции, т.е. перехода на информационные системы нового поколения, и конвертации накопленной музейной информации в новые форматы. В  решении этих задач музеи могут  рассчитывать на активное участие технологических организаций – разработчиков специализированных музейных информационных систем.

Исключение составляют музеи  технического профиля, включающие в  состав своих коллекций компьютерную технику и программные системы. В России это, в первую очередь, Государственный  политехнический музей (www.polymus.ru ), собирающий и экспонирующих коллекцию по тематике «Информатика и информационные технологии». В экспозиции представлена история и развитие различных  вычислительных средств - от абака до современных ЭВМ. Экспозиция знакомит с отечественными разработками, которые  характеризуют три поколения  ЭВМ: на электронных лампах, на полупроводниковых  элементах, на интегральных схемах. Неизменный интерес вызывает единственная сохранившаяся  в России ламповая ЭВМ "Урал" - одна из тех машин, которые решали задачи расчета траекторий полёта первых отечественных ракет с космодрома Байконур.

Таким музеям по роду своей  деятельности необходимо разрабатывать  методики сохранения технического и  программного обеспечения. Государственный  политехнический музей, как головной музей истории науки и техники, развивает научную программу "Памятники  науки и техники". Работа ведётся  при поддержке Ассоциации научно-технических  музеев Российского Национального  Комитета Международного совета музеев (ИКОМ) и является открытой для всех музеев Российской Федерации. Программа  нацелена на сохранение национального  наследия в области инженерного  дела, изобретательской мысли, промышленной технологии с целью использования  научного и культурного потенциала этого наследия, а также активной популяризации национального достояния  народов РФ в области истории  техники. Методическое руководство  по программе "Памятники науки  и техники" Политехнический музей  осуществляет на основе нормативно-методических документов, разработанных сотрудниками Политехнического музея, согласованных  с Институтом истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН и признанными Министерством Культуры Российской Федерации.

 

Медиа искусство

Традиционные государственные  музеи России пока практически не занимаются проблемами сохранения современного медиа искусства и предоставления долговременного доступа к нему. Однако сами медиа художники, их ассоциации и объединения, организации, профессионально  занимающиеся медиа искусством, пытаются найти решения проблем сохранения медиа наследия. Приведем только два  примера.

Мультимедиа издательство АРТИНФО  уже более 10 лет ведет в Интернете  крупнейший российский банк данных по изобразительному искусству “From Russia with Art”, содержащий на данный момент 1419 авторов, 7987 изображений и 286 организаций. В том числе, в банке АРТИНФО  хранятся произведения медиа искусства. Осознавая все проблемы и риски, связанные с сохранением произведений медиа искусства, особенно тех, суть которых в процессе, из которого невозможно вычленить некий визуализируемый  объект, АРТИНФО осознает свою деятельность как музейную, призванную сохранять  культурное медиа наследие и предоставлять  доступ к нему.

Центр культуры и искусства "МедиаАртЛаб" основан в 1995. Одно из приоритетных направлений "МедиаАртЛаб" - комплектование, каталогизация и  музеефикация медиа искусства и  создание аудиовизуального архива по медиа культуре. Основные проекты "МедиаАртЛаб": международный междисциплинарный  симпозиум Pro&Contra; ежегодный фестиваль "Медиа Форум"; онлайновые фестивали "Да-Да-Net" и "Trash-art"; сетевой  региональный проект "NonStopMedia", образовательный  проект "Полиэкран"; дистанционный  курс "Медиа культура/Современное  искусство", а также тренинги, семинары, показы, которые сотрудники организации проводят как в России, так и за рубежом.

10 марта 2004 года Центр  культуры и искусства "МедиаАртЛаб"  в сотрудничестве и при поддержке  АНО "Интерньюс" открыл "Медиатеку" - ресурсный центр по медиа  культуре и искусству новых  технологий. Основу коллекции составляют  работы с ежегодных международных  проектов, которые проводит Центр,  а также произведения медиа  искусства из крупнейших западных  аудиовизуальных архивов и фестивалей  электронного искусства (всего  более 1500 арт-объектов). Коллекция  "МедиаАртЛаб" включает в  себя экспериментальное кино, видео-арт,  медиа инсталляции, Мультимедиа  искусство (игры, soft-art), сетевое искусство, CD-ROM art, ТВ-программы. Благодаря главному  партнеру по проекту АНО "Интерньюс"  вся коллекция работ будет  переведена на DVD к 1 ноября 2004 года.

 

Оцифровка фотографий - один из способов сохранения культурного  наследия нации

История фотографии насчитывает  более 150 лет – для истории  человечества срок незначительный, но не менее важный, так как фотография стала за это время искусством.

В музеях и архивах России хранятся богатейшие коллекции фотографий – эта хроника жизни общества, к сожалению, не всегда бывает доступна посетителям. Риск утраты фотографий сегодня  достаточно велик.

Решением проблемы сохранения и передачи фотографического наследия страны может стать оцифровка  фотографий, хранящихся в музеях и  архивах.

Сканирование фотографий осуществляется на профессиональном оборудовании Корпорации Элар. Комплекс высококачественного  сканирования (КВС) ЭЛАР® ПауэрСкан  позволяет сканировать фотографии бесконтактным способом, без применения ультрафиолетового и инфракрасного излучения, тем самым обеспечивая защиту и сохранность сканируемых оригиналов.

Возможности нашего оборудования позволяют выполнять оцифровку  с разрешением, доходящим до 1800 dpi для формата А4 и 400 dpi для формата 2А0. Такое разрешение гарантирует  получение максимально детальной  цифровой копии оригинала.

Оцифровка фотографий позволяет  обеспечить доступ большого количества пользователей сети Интернет к музейным коллекциям и архивным данным.

Российский Государственный  Архив Литературы и Искусства  и Корпорация «Электронный Архив» реализовали  проект по оцифровке уникальных альбуминовых отпечатков середины 50—80х годов 19–го  столетия из коллекций действительного  члена Императорской академии художеств  Михаила Яковлевича Виллие (1838–1910 гг.).

Сканирование фотографий из фотоальбомов последнего русского императора Николая II – еще один масштабный проект Корпорации «Электронный Архив» и Государственного архива РФ.

Создание электронного фотоархива государства поможет сохранить  культурное наследие нации.

 

Ссылки

 

А.Б. Антопольский, Е.И. Козлова, НТЦ Информрегистр

«Проблемы инвентаризации цифровых массивов в культуре и науке». Доклад на международной конференции «Румянцевские  чтения. Инновационные технологии и многообразие культур», Москва, Российская государственная библиотека, 13 – 16 апреля 2004г. (www.rsl.ru )

А.А. Демидов, заместитель  председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для  всех»«Перспективы сотрудничества  по сохранению цифрового наследия.». Доклад на международной конференции EVA2003 Москва, 1 – 5 декабря 2003г., Государственная  Третьяковская галерея. www.evarussia.ru

Ю.В. Пластинин, АРТИНФО, Москва«Состоятся ли музеи виртуального искусства?”. Доклад на международной конференции EVA2003 Москва, 1 – 5 декабря 2003г., Государственная  Третьяковская галерея. www.evarussia.ru

Решение заседания секции "Информационные ресурсы и услуги" Научно-технического совета Министерства Российской Федерации по связи и  информатизации от 29 мая 2002 года. http://www.inforeg.ru/section/Resh3.html

С.А. Хрусталев, ГИВЦ Минкультуры  России«Сохранение цифрового культурного  наследия России». Доклад на международной  конференции EVA2003 Москва, 1 – 5 декабря 2003г., Государственная Третьяковская  галерея. www.evarussia.ru

 


Информация о работе Сохранение культурного наследия в электронном виде