Зрелищно-игровой досуг как позитивный результат индивидуального и социального развития человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:29, статья

Описание работы

Аннотация. В статье рассматривается зрелищно-игровой досуг как форма креативной деятельности человека, направленная на его самореализацию.
Ключевые слова: игра, досуговая деятельность, личность, рекреация, методика, педагогические игровые технологии.

Работа содержит 1 файл

асхудов 09.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

    Забава. Рассматривая точнее можно сказать  об организации мероприятия развлекательного характера или пользуясь современным языком - досуге. Поэтому правомочно сказать, что досуг - это часть нерабочего времени, предназначенного для активного отдыха. Активность проявляется в непосредственном участии зрителей, отсюда появление понятия зрелищное. На наш взгляд зрелищное - зрелище как основная характеристика мероприятия, где существует разделение на исполнителей и зрителей. Ему присуща яркая форма и выбор наиболее действенных средств внешней выразительности, предназначенных исключительно для визуального восприятия.

    Привлечение зрителей в процесс игры развлекательного мероприятия  можно определить как  игровую акцию, следует игровая акция - совокупность игровых действий (актов), направленная на достижение к конкретной постановочной цели (вовлечение зрителей в действие, объединение или разъединение зрителей, повышение их активности и т.д.).

    Современные подходы к понятию «игра» рассматриваются  в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова.

    Существует  ряд положений этого явления (по Т.С. Бибарцевой):

  • игра есть определенное действие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;
  • игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состояться;
  • игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;
  • игра – необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации [1, 17-18].

    В исследованиях С.А. Шмакова отмечаются основные игровые методы (игры, игрового тренинга и театрализации). Все исследователи  сходны в едином мнении, что основным в игре является метод состязательности, который способствует всестороннему развитию личности, не затрагивая нравственной.

      «С термином «игра» тесно взаимосвязан  термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирующая, воспитательная, познавательная, самореализации, игротерапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловажное значение, так как способствует преодолению различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека. Рассмотрение игр с позиций рекреативных, досуговых, педагогических,  психических и многих других подтверждает мысль теоретиков и практиков о ее вездесущности.

    Учитывая  то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закреплению информации, используемой в игре. Не случайно в последнее время популярными стали ролевые и деловые игры, используемые в учебном процессе» [4].

    Рассматривая  множество определений, мы считаем, что игра - вид креативной деятельности, состоящей в имитации или моделировании различных форм жизнедеятельности человека в свободной манере. Игре присущи определенные условия существования (пространственно-временной характер игры, цель, методы и средства ее осуществления) функционально-ролевого разделения участников в игропрактике. Зачастую игре присуще наличие соревновательного момента.

    К основным характеристикам игровой  деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удовольствие.

    Таким образом, зрелищно-игровой досуг - это форма креативной деятельности человека, направленная на его самореализацию (в качестве организатора, исполнителя, зрителя) в игровой акции и обладающая при этом значительным зрелищным эффектом. 

Литература:

1. Бибарцева  Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов  социокультурной сферы: Учеб. пособие.  СПб., 1999.- 64 с.

2. Даль  В.И. Толковый словарь: В 4 т. Т.2. М.: Русский язык, 1989. 779 с.

3. Киселева  Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная  деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с. 

4. Современные  технологии социально-культурной  деятельности. Учебное пособие: Тамбов, 2002.- 29,3 п.л.

Информация о работе Зрелищно-игровой досуг как позитивный результат индивидуального и социального развития человека