Адаптация детей с Синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:46, доклад

Описание работы

В последние десятилетия в России особенно остро стоит проблема воспроизводства населения. Неблагоприятные социально-экономические условия жизни привели к тому, что, во-первых, молодые люди реже стали заключать браки, а во-вторых, уменьшилось количество детей в семье. Естественно, в настоящее время пристальное внимание вызывают ценностные ориентации молодых людей.

Происходящие в настоящее время социально-экономический преобразования в обществе, высокий темп жизни и эмоциональное напряжение отражаются на всех параметрах жизнедеятельности женщины. В связи с изменяющимися условиями жизни и демографическим спадом в России наш интерес привлек период беременности и те изменения, которые происходят в сознании женщины в это время.

Работа содержит 1 файл

Чистовая по Даунам.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Балтийский  Федеральный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа 
 
 

По дисциплине: «Содержание и методика психосоциальной  работы в системе работы» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 4 курса, специальности «Соц.работа», з/о, бюджет

Крекова Наталья Викторовна

Проверил:

Пехова  Л.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград-2011

Введение. 
 

В последние  десятилетия в России особенно остро стоит проблема воспроизводства населения. Неблагоприятные социально-экономические условия жизни привели к тому, что, во-первых, молодые люди реже стали заключать браки, а во-вторых, уменьшилось количество детей в семье. Естественно, в настоящее время пристальное внимание вызывают ценностные ориентации молодых людей. 

Происходящие  в настоящее время социально-экономический  преобразования в обществе, высокий темп жизни и эмоциональное напряжение отражаются на всех параметрах жизнедеятельности женщины. В связи с изменяющимися условиями жизни и демографическим спадом в России наш интерес привлек период беременности и те изменения, которые происходят в сознании женщины в это время. 
 

Считается, что  даже физиологически протекающая беременность может оказывать влияние на личность женщины, а некоторые авторы рассматривают  ее даже как кризисную ситуацию. 

Эмоциональное состояние женщины во время беременности оказывает значительное влияние на протекание беременности и родов, на последующие взаимоотношения с ребенком. 

 Все больший  интерес к психотерапии проявляют врачи. Психологи начинают понимать разницу между психотерапией и психокоррекцией. Разрабатываются новые специальные психотерапевтические методики, предназначенные для лечения беременных женщин, младенцев, членов их семей. Можно говорить о новом направлении в психотерапии — перинатальном. 

Перинатальную психотерапию можно определить как  систему лечеб ного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка в антенатальном (терминальном, эмбриональном, фетальном), интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организмы женщины и ребенка (Добряков И.В., 2000, 2001). От других направлений психотерапии перинатальную отличает диадический характер объекта психотерапевтического воздействия (системы «беременная-плод» или «мать-дитя»); семейный характер проблем, которые она предназначена решать; низкий уровень осведомленности пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности ее получения; необходимость активного выявления нуждающихся в перинатальной психотерапии и формирования у них мотивации на лечение; ятрогенный и психолого-генный характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению пери натальной психотерапии; последовательность смены задач перинатальной психотерапии, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции; необходимость тесного сотрудничества перинатального психотерапевта с другими специалистами (акуше рами-гинекологами, неонатологами, психологами); предпочтение крат косрочных психотерапевтических методик; дефицит специфического пси хологического инструментария и методических разработок в области перинатальной психотерапии; недостаточное количество грамотных специалистов, способных осуществлять перинатальную психотерапию; профилактическая направленность перинатальной психотерапии. 

В последние  годы на работу перинатальных психологов и психо терапевтов оказывает влияние изменение контингента, с которым приходится работать. Увеличение количества перинатальных психологов, разнообразие предлагаемых форм работы привело к возможности выбора пациентами (клиентами) того, что наиболее соответствует их взглядам, представлениям, материальным возможностям. В этом есть и положи тельные, и отрицательные моменты. С одной стороны, конкуренция предполагает повышение качества работы, с другой — на практике нередко более привлекательными могут выглядеть лучше «раскрученные», но далеко не всегда оптимальные и полезные для здоровья формы перина тальной работы. Возникает опасность конъюнктуры в ущерб качеству. В этой ситуации особое внимание должно уделяться разработке качествен­ных способов оценки эффективности перинатальных методик, программ дородовой подготовки. Очень хочется, чтобы в прошлом остались оценки своей работы перинатальных психологов, основывающиеся лишь на субъективной оценке своего состояния пациентками, на впечатлениях самого психолога. «Если весомость субъективных впечатлений отно сительно родовспоможения не оценивается формальными критерия ми, эффективные методы никогда не будут определены и не будет воз можности внедрить их должным образом» (Enkin M., Keirse M., Renfrew M. Neilson J., 995). При этом нужно понимать, что такие критерии, как отсутствие осложнений в родах, вес новорожденного, оценка по шкале Арваг, биохимические показатели и т.п., не являются достаточными. Критерии эффективности дородовой подготовки должны быть комплексными и могут быть разработаны лишь при изучении катамнеза. Исследования в этой области необходимо проводить. 

Подводя итог, хочется  отметить, что в целом тенденции  развития перинатальной психологии и психотерапии в нашей стране позитивны. 
 

Часть 1 

О ПРИМЕНЕНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО  ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ 
 

Постановка проблемы 

Исследование  материнства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапевтическая работа с родителями, а в дальнейшем с младенцами развивается в русле психоанализа со второй четверти прошлого века (А.Фрейд, Дж. Боулби, Э.Эриксон, К. Хорни, М.Кляйн, Д.Винникотт, С.Фанти, М.Марконе, К.Эльячефф). Применение психоанализа предполагает длительную работу с клиентом и возможность актуализации в процессе работы глубинных внутренних конфликтов, что в случае склонности беременной женщины к соматизации проблем может негативно сказаться на течении беременности. Серьезных профессионалов-психоаналитиков в нашей стране насчитываются единицы, и подготовка их в массовом масштабе, предполагающая длительные сроки обучения и супервизию, не налажена. 

Направление под  названием «перинатальная психология»  зародилось и развивается с середины прошлого века в русле трансперсональной  психологии (С. Гроф, Ф.Лэйк, А. Хантер, В.Эмерсон). Однако обоснованность и целесообразность применения техник, обычных для трансперсональной психологии, в частности, холотропного дыхания, по отношению к беременным женщинам представляется сомнительным и опасным в связи с непредсказуемыми последствиями влияния гипервентиляции на организм женщины и возможными сложностями выхода из трансового состояния.  

Сегодня практический психолог, работающий с беременными  женщинами, имеет в своем распоряжении ряд валидизированых диагностических  методик (Г.Г. Филиппова, В.И. Брутман, Е.И. Исенина, Е.И. Захарова, И.В. Добряков). Что до консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической практики, психологи применяют самые разнообразные техники групповой, телесноориентированной, семейной, игровой, арт-терапии, психодрамы, психосинтеза, аутотренинга, транзактного анализа и другие известные им методики, руководствуясь скорее принципом эклектизма. 

В руках грамотного психолога интеграция методик дает возможность работы с различными аспектами материнской сферы. Однако отсутствие у психолога-консультанта аутентичной, центрированной позиции и четкого понимания задач психологической помощи с учетом перспективы развития ребенка и семьи после родов, отсутствие понимания места каждого используемого средства в решении этих задач, не только снижает эффективность работы психолога, но зачастую и вовсе превращает деятельность во вторжение в психологическое пространство женщины с целью апробирования конкретной психологической техники. Вакуум профессиональной психологической помощи заполняется клубами, зачастую сектантской направленности, озабоченными не столько подготовкой матери и отца к ответственному и адекватному выполнению родительских функций, сколько внедрением самых разнообразных техник так называемомого альтернативного родовспоможения, каждая из которых объявляется панацеей от травматизма в родах матери и ребенка и получает псевдонаучное обоснование.  

Таким образом, неразработанность методологии  консультативной работы с беременными  женщинами и отсутствие системы подготовки и сертификации специалистов в этой области, способствуют причинению вреда физическому и психическому здоровья матери и ребенка со стороны людей различных профессий, именующих себя «психологами-перинатологами», и создают почву для недоверия со стороны врачей к конструктивным возможностям психологии. 

Необходимость следования известному принципу медицины «Не навреди» становится особенно значимой, когда речь идет о работе с беременными  женщинами. Отсюда вытекают высокие  требования к профессиональной подготовке специалистов, работающих с беременной женщиной, будь то медики, или психологи. 

Из всего вышеизложенного  следует актуальность разработки методологии  психологического сопровождения женщин в период до и после рождения ребенка. Попытки обоснования применения тех или иных психологических методов в консультировании беременных женщин предприняты в работах последних лет (В.В. Абрамченко, И.В. Добряков, М.Е. Ланцбург, М.В. Швецов). 

В данной статье автор делает попытку рассмотреть  гуманистической и экзистенциальный подход (К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мэй, Дж. Бюдженталь, И.Ялом).в качестве цементирующего и определяющего основания практической работы с будущими родителями. Данная публикация базируется на 10-летнем опыте «Школы для Пап и Мам», возглавляемой автором. За 10 лет работы в Школе прошли подготовку к родительству более 1000 семей.

 Несмотря  на то, что запрос большинства  будущих матерей к психологу  состоит в подготовке к родам  и формулируется как обучение  техникам дыхания, обезболивания,  снятие страха перед родами и т.п., работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет, перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу входит диагностика готовности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этих качеств.  

Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы (Г.Г. Филиппова), в конечном итоге должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям» (Д.Винникотт), к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, а также к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, уходаза ребенком и его воспитания. При этом надо понимать, что хорошо проделанная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка.  

Сформулированная  таким образом цель психологической  работы позволяет нам посмотреть на работу с молодой семьей в гораздо более широком контексте, чем это принято на занятих стандартных школ будущих матерей в женских консультациях. 

Работая с мамами и папами на начальном этапе родительства, психолог по существу занимается рассмотрением  с ними экзистенциальных моментов бытия. *

Рождение ребенка  само по себе является экзистенциальным событием. В процессе беремености  и родов женщина прежде всего  сталкивается с такими экзистенциальные данностями как телесность и конечность. Можно также говорить об экзистенциальности родительства, ибо во всей своей сложности и противоречивости возможность быть матерью или отцом присуща самому нашему существованию.

Рассмотрим основные понятия экзистенциальной психологии (Р.Мэй, Дж. Бьюдженталь И. Ялом). применительно к конкретному интересующему нас объекту воздействия — женщине, ожидающей ребенка и ее семье. 

Объект деятельности психолога — развивающаяся диада  «мать-дитя» нуждается в очень  бережном отношении. Грубым вмешательством специалист способен разрушить невидимые связи, складывающиеся между матерью и растущим ребенком. Поэтому так важно, чтобы специалист доверял тем процессам, которые происходят внутри этой диады. Непосредственное воздействие психолога на ребенка (за исключением невозможности контакта матери или близкого родстенника с ребенком) не должно иметь места. Мы должны ограничить объект воздействия родителем, помня при этом, что в состоянии беременности женщина весьма чувствительна и внушаема.

Внимательно отнесясь к интенцианальности самой женщины, прежде всего в отношении беременности, приняв во внимание иерархию ее ценностей и место в ней ребенка, учитывая отногенез ее материнской сферы, мы должны далее отследить процесс развития личности женщины в течение беремености и те опоры, которые для нее важны (внешние или внутренние).

В случае диагностики  изначально неблагополучного отношения  женщины к беременности (одного из неоптимальных типов гестационной доминанты по И.В. Добрякову) и ребенку (одного из неадекватных типов переживания  беременности по Г.Г. Филипповой), неадекватного понимания ею функций матери (что, как правило, связано, в свою очередь, с нарушением ее отношений с собственной матерью (P.M. Shereshefsky & L.J. Yarrow, Г.Г. Филиппова), психолог сопровождает женщину в ее внутреннем поиске.

Он способствует в чем-то направлению, а в чем-то фасилитации этого поиска, помогая  женщине в нахождении оптимальных  форм взаимодействия с ребенком и  принятия себя в роли матери. Здесь  будет уместно вспомнить один из базисных принципов роджерианства: не следуй ни одному из авторитетов, но доверься собственному опыту переживаний и развивай свой собственный стиль (Р.Хаттерер).

Информация о работе Адаптация детей с Синдромом Дауна