Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности личности подростков аддиктивного поведения.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике психологии
2. Определить условия, способствующие предубеждению аддиктивности в подростковом возрасте
3. Провести экспериментальное исследование склонности к аддиктивному поведению подростков в практике работы с ними
4. Подобрать методы по проблеме исследования
5. Разработать рекомендации для родителей по предупреждению аддиктивного поведения у подростков. состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям.

Содержание

Введение____________________________________________________________3
Глава I. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема
1.1. Понятие аддиктивности (на примере подросткового возраста)_________6
1.1.1.Алкоголизм как одна из форм аддиктивного поведения в подростковом возрасте_____________________________________________________________10
1.1.2.Наркомания и подростки___________________________________________12
1.1.3.Токсикомания и курение в подростковом периоде______________________16
1.2. Причины аддиктивного поведения__________________________________22
1.3. Личностные характеристики подростков с аддиктивным поведением___16
Выводы
Глава II. Профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте
2.1. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
2.2. Рекомендации для родителей по предупреждению аддиктивного поведения у подростков

Выводы
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

куросвая .doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Курение является одной из причин развития нервных расстройств в подростковом возрасте. Несовершеннолетние становятся раздражительными, вспыльчивыми, плохо спят, нарушаются внимание и память. Роль табака в этиологии эпилептиформных припадков подтверждается многими авторами. У 12-летнего мальчика под влиянием интенсивного курения появились эпилептиформные припадки и прошли без всякого лечения после прекращения курения.

Известно, что с увеличением числа молодых курильщиков помолодел и рак легких. Один из ранних признаков этой болезни - сухой кашель. Заболевание проявляется болями в легких, утомляемостью. Такова цена курения для молодежи. К сожалению, в силу возрастных особенностей, подростки не осознают до конца степень пагубных последствий курения табака. Чтобы преодолеть эту "неосознанность", может быть, стоит как можно раньше знакомить юных поклонников табака с трагическими последствиями многочисленных "экспериментов", устраиваемых малолетними курильшиками? Ведь в литературе описано множество случаев смерти детей в результате отравления табаком.

Так, в 1934 году во французском курортном городе Ницце компания подростков устроила состязание - кто больше выкурит сигарет. Выигравших оказалось двое, но награду "победители" получить не смогли: выкурив по 60 сигарет, они скончались. Несколько других участников "состязания" в тяжелом состоянии были доставлены в больницу. Известен случай, когда юноша погиб, выкурив одну большую сигару [21].

Таким образом, у курения как процесса удовлетворения надуманных потребностей очень много существенных отрицательных сторон. А положительных сторон у курения не существует.

                             1.2.Причины аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение признается многофакторным явлением. Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах аддиктивного поведения. К ним в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности и социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку.

Наиболее распространенная классификация причин, обусловливающих возникновение аддиктивности у подростков включает причины следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического.

Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные. К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Традиционные причины - это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения, например, толерантное отношение к таким явлениям как алкоголизм и табакокурение.

К причинам конституционально-биологического характера относят наследственную отягощенность подростка нервно-психическими заболеваниями, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков [15].

В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма. Некоторые существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными. Понятие нервно-психические отклонения включает умственную отсталость, эмоционально-волевые отклонения и следствия органического поражения головного мозга разной степени выраженности. Так, по данным В. Т. Кондрашенко (1988), среди подростков с признаками пьянства 24,8% составили психопаты; 12,4% - лица с отдаленными последствиями органического поражения головного мозга и психопатизации личности; 10% - олигофрены; 9% - лица с прочими психическими нарушениями [22]. Потребность в психоактивных веществах связано и с минимальными мозговыми дисфункциями. К ним относятся незначительные нарушения нормального процесса созревания мозговых структур. Такие нарушения могут возникнуть вследствие родовой травмы, воздействия инфекции, токсических веществ, радиоактивного излучения.

Следующей группой отклонений в психическом развитии являются психопатии и акцентуации характера [8]. Наиболее тесно связаны с употреблением психоактивных веществ неустойчивый, гипертимный, эпилептоидный, возбудимый, истероидный типы акцентуаций характера у подростков. Чаще всего среди подростков с аддиктивным поведением встречаются акцентуации характера по неустойчивому типу. Это и понятно: изменить свое настроение от отрицательного к положительному они обычно стремятся с помощью чувственных наслаждений, а психоактивные вещества как раз и дают этот эффект "в чистом виде", без каких-либо духовных усилий или продуктивной деятельности с их стороны.

Социальные причины - это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в т.ч. огромное влияние средств массовой информации и успешность или неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.

Наиболее опасными являются семейные факторы, ведь для формирования личности подростка важны события, происходящие в семье, и их значение для него. Этими факторами могут быть:

1.      Неблагоприятная семейная атмосфера, особенно, если родители злоупотребляют медикаментами или страдают от психических заболеваний. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или на лечение от наркомании - росли в неблагополучных семьях; до 90% правонарушителей - выходцы из неблагополучных семей; 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 50% - в неполных семьях (В. Т. Кондрашенко, 1988 [22]).

2.      Неумелое воспитание, что особенно опасно для подростков с трудным характером и неуравновешенным поведением. Это может быть гиперпротекция, т.е. повышенная опека ребенка, лишение его самостоятельности, чрезмерный контроль за поведением. В результате ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам.

Во втором варианте подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становясь неуправляемым.

Гипопротекция - пониженное внимание к ребенку. Родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями подростка. Воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка "один на один" с жизненными трудностями. В этом случае психотропные вещества выступают для него универсальным средством для решения всех его жизненных проблем.

Неконгруэнтность в общении, т.е. несоответствие слов родителей интонации и мимике. Часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка. Слушая поучения родителей, подросток чувствует их неискренность, глубоко спрятанное равнодушие. Такое положение может сложиться в семьях с появлением мачехи или отчима.

Еще более негативные последствия дает альтернатирующее воспитание, т.е. неустойчивое эмоциональное отношение со стороны родителей, особенно матери. Похвала или упрек зависят от настроения родителей. Поэтому подросток, желая поднять свое настроение, прибегает к искусственному способу регулирования психического состояния, например, к употреблению психотропных веществ.

3.      Отсутствие взаимопонимания в семье и заботы к детям со стороны родителей. Ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью и поэтому, вырастает озлобленным, агрессивным.

К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:

1.      Подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие вещества.

2.      Стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников. Группирование со сверстниками - свойство подросткового возраста. Собираясь в группе, многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку. Рано или поздно "для настроения" или "для смелости" они начинают употреблять спиртное и принимать наркотические вещества. Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми, он становится предметом насмешек, что очень болезненно для столь уязвимого возраста. Поэтому подростки легко поддаются отрицательному влиянию.

3.      Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера). Именно личностные особенности вызывают отклонения в поведении, напряженность в социальных контактах, что, в свою очередь, может быть связано с возникновением у подростка потребности изменить свое психическое состояние. Следовательно, влечение подростка к употреблению психоактивных веществ является симптомом более общего личностного неблагополучия.

4.      "Протестные" реакции ("назло"), направленные против старших (родителей, педагогов).

5.      Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания.

6.      Подчинение давлению и угрозам.

7.      Любопытство.

Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество). Вот некоторые из этих факторов:

o         неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;

o         неудачное участие в школьных мероприятиях;

o         неспособность справиться с общественными задачами;

o         принадлежность к "отвергнутым" или к тем, кто находится в контакте с "отвергнутыми" детьми;

o         позитивное отношение к поведению употребляющих психоактивные вещества в школе, среди сверстников и в обществе.

Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторами риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:

o         крепкие семейные узы;

o         положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;

o         успех в школьных мероприятиях;

o         крепкая связь с социальными - например, семьей и школой, религиозными общинами;

o         соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.

Таким образом, причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Но, тем не менее, ни одна из этих причин не является решающей, не может выступать как основополагающая в возникновении аддиктивного поведения конкретного подростка или юноши.

Сочетание различных факторов возникновения психической зависимости от алкоголя или наркотиков, интенсивность их влияния, безусловно, имеют значение, однако, главная роль принадлежит все же переживанию подростком своей жизненной ситуации. Именно этим и объясняются те реальные факторы и жизненные наблюдения, когда один ребенок из самой неблагоприятной среды, отрицательной семейной атмосферы, вырастает достойным человеком, а другой, из вполне благополучной, обеспеченной семьи, занимающей довольно высокое социальное положение, становится наркоманом или алкоголиком.

 

 

 

 

1.3. Личностные характеристики подростков с аддиктивным поведением

Вопросу изменения личности подростка под влиянием аддиктивности посвящено много работ психологов, социологов, педагогов. Известно, что психоактивные вещества оказывают губительное воздействие не только на внутренние органы, на здоровье, но и на личность, психологию и поведение подростка.

Зависимость у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Фомирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев и с самого начала появляются психические нарушения - раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Подросток в испуге часто просыпается, становится повышенно утомляемым, быстро истощается и устает, периодически испытывает немотивированное состояние тревоги или страха. Часто подросток не может уснуть, у него возникают зрительные галлюцинации. При этом чаще всего несовершеннолетние "видят" различных мелких животных - пауков, змей, крыс или необычные фантастические фигуры животных, чертей, мертвецов и других, сменяющих друг друга. Зрительные галлюцинации воспринимаются как реальность, попытка спастись бегством может привести к тяжелым последствиям как для подростка, так и для окружающих.

У подростков гораздо быстрее, чем у взрослых наступает и персистирует психическая деградация. Они тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными. Они отстают от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления - некоторые пристрастившиеся выглядят, как маленькие старички.

Прогноз химической зависимости в целом у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств.

Несовершеннолетние начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и, ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное или наркотики. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно подростки решаются на криминальные действия. Отсюда драки, изнасилования, кражи, грабежи.

Информация о работе Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема