Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности личности подростков аддиктивного поведения.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике психологии
2. Определить условия, способствующие предубеждению аддиктивности в подростковом возрасте
3. Провести экспериментальное исследование склонности к аддиктивному поведению подростков в практике работы с ними
4. Подобрать методы по проблеме исследования
5. Разработать рекомендации для родителей по предупреждению аддиктивного поведения у подростков. состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям.

Содержание

Введение____________________________________________________________3
Глава I. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема
1.1. Понятие аддиктивности (на примере подросткового возраста)_________6
1.1.1.Алкоголизм как одна из форм аддиктивного поведения в подростковом возрасте_____________________________________________________________10
1.1.2.Наркомания и подростки___________________________________________12
1.1.3.Токсикомания и курение в подростковом периоде______________________16
1.2. Причины аддиктивного поведения__________________________________22
1.3. Личностные характеристики подростков с аддиктивным поведением___16
Выводы
Глава II. Профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте
2.1. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
2.2. Рекомендации для родителей по предупреждению аддиктивного поведения у подростков

Выводы
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

куросвая .doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Значение этого этапа заключается в следующем. У ребенка формируется представление о "положительной" стороне наркотизации. Действительно, ведь никаких реальных негативных последствий наркотизации пока не ощущается, поэтому подростку все сложнее поверить взрослому, говорящему об опасности одурманивания. Здесь закрепляются навыки технологии наркотизации, освоенные при первых пробах.

Третий этап. Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у подростка симптома психической зависимости. В момент отсутствия одурманивающего вещества подросток начинает испытывать чувство беспокойства, дисфории, тревоги. Снижается сила и "приятность" эйфорических ощущений. Подросток стремится использовать наркогенное вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. Надо сказать, что только на этом этапе взрослые - учителя и родители - начинают догадываться о том, что с ребенком что-то неладное, поскольку необъяснимые колебания настроения буквально бросаются в глаза.

Изменения эмоциональной, нравственной сферы оказываются значительными. Несовершеннолетний может признавать вред наркотиков, однако, выдвигает целый ряд доводов "за" одурманивание. Неохотно идет на контакт с теми людьми, которые пытаются помешать его наркотизации. Круг общения сужается до группы, в которой происходит наркотизация.

Четвертый этап. У подростка формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом - возникновением симптомов абстиненции или "ломки", мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркогенного вещества. Вот как описывает это состояние один из больных подростков: "Боль нечеловеческая… Будто внутрь забралась целая шайка садистов - одни кости сплющивают, другие суставы выворачивают, третьи гвозди повсюду забивают. Все разрывается на части, и ты, натурально сходишь с ума". Чтобы снять "ломку" наркоман идет на все - теперь для него нет никаких волевых и нравственных преград. Хорошо и нравственно все то, что дает избавление от абстиненции, плохо и безнравственно то, что способствует ей.

Чем обусловлены столь жестокие переживания? Дело в том, что в отсутствии наркотика чувствительность организма к сигналам, идущим от внутренних органов повышается настолько, что наркоман начинает ощущать движение кишечника, возникает чувство "переворачивания внутренностей". Громкий звук, яркий свет начинают буквально бить по нервам. Один из прошедших эти круги ада говорил: "Если бы с ломки все начиналось, не было бы ни одного наркомана".

Увы, о столь разрушительных последствиях наркотизации сегодняшние несовершеннолетние, только начинающие свое знакомство с дурманом, не догадываются и поэтому не могут оценить реально грозящую им опасность. Задача взрослого, находящегося рядом, помочь увидеть за розово-голубыми одеждами эйфорических ощущений черный призрак болезни. Такие дети редко продолжают посещать школу, одурманивание полностью вытесняет из их жизни все прежние интересы, их поглощает "черный ящик" наркотизма.

Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части подростков в незаконное потребление наркотиков. На 1 января 2001 года в России было официально зарегистрировано 25041 детей и подростков, злоупотребляющих наркотиками и больных наркоманией [15]. Следовательно, нужно вовремя вовлекать подростков, склонных к наркотизации, в социально положительные формы деятельности, обеспечивая тем самым позитивное развитие личности.

1.1.3.Токсикомания и курение в подростковом периоде

Еще одной большой группой веществ, влияющих на психику подростка и обусловливающих развитие зависимости является токсикоманическая группа, а использование токсикоманических веществ называется токсикоманией.

Токсикомания - это такое систематическое употребление токсических средств, которое сопровождается формированием психической зависимости от него, ростом толерантности, возникновением абстинентного синдрома и разнообразными психическими, соматическими и социальными нарушениями.

Э. А. Бабаян (1981, 1988) выделяет следующие наиболее часто встречающиеся группы токсических веществ, вызывающих болезненное пристрастие к ним [1]:

o         снотворные средства,

o         транквилизаторы,

o         стимуляторы,

o         анальгетики,

o         антигистаминные средства,

o         летучие ароматические вещества.

Среди личностных особенностей, предрасполагающих к токсикоманиям, относят психопатические особенности характера, психический инфантилизм, вегетативную недостаточность. В ряде случаев развитию токсикоманий предшествуют соматические заболевания с нарушением сна или выраженным болевым синдромом, когда больные прибегают к соответствующим лекарственным средствам по медицинским показаниям.

Большое значение в развитии токсикоманий у подростков придается влиянию группы, подражательству и любопытству, свойственным подростковому возрасту. Распространенность токсикоманий у подростков, несмотря на проводимые профилактические меры, остается высокой нередко заканчивается трагически. Чрезмерные дозы даже однократно вводимого вещества могут приводить к смертельным исходам, в других случаях - к тяжким последствиям, связанным с грубыми необратимыми повреждениями головного мозга.

Наиболее часто у подростков встречается токсикомания ингалянтами (летучими органическими растворителями). В таком качестве используют жидкость для заправки зажигалок, керосин, газолин, клей, лаки, краски, эмали. Злоупотребление подобными средствами известно давно. В XIX веке появились случаи вдыхания паров эфира с целью опьянения. В нашей стране первые случаи злоупотребления летучими наркотическими веществами известны с середины 70-х гг. Поскольку эти вещества можно приобрести в любом хозяйственном магазине, они доступны и дешевы, их используют подростки. Наркотизация ингалянтами у подростков чаще носит групповой характер. Способ введения - нюханье, вдыхание, наркотизирующихся ингалянтами в просторечии именуют "нюхальщиками". Для вдыхания используются бумажные, полиэтиленовые или пластиковые мешки, в которые кладется вата или тряпка, смоченная летучим наркотическим средством. Пакет надевают на голову или в него погружают лицо, а руки плотно прижимают пакет. Первый способ наиболее опасный, так как подросток может задохнуться, потерять сознание. Если он вдохнет ингалянт полным ртом, может возникнуть рвота, и он захлебнется рвотными массами. Используются трубки из жести, тряпки, пропитанные ингалянтом, - их прикладывают к носу. Есть и такой способ - на голове выбривается часть волос в биологически активных точках, на это место кладется смоченная ингалянтом тряпка, а сверху одевается головной убор. При таком способе наркотизация может происходить даже в общественных местах. Подростки сидят группами на скамейке, молчаливые и застывшие и придаются своим видениям. Опьянение наступает сразу же после нескольких вдыханий паров летучих органических растворителей и обычно продолжается от 15 до 30 минут, а при повторном вдыхании - 1,5 - 2 часа.

В первой фазе интоксикации возникает опьянение, сходное с алкогольным, - подъем настроения, головокружение, чувство тепла и расслабленности. Если вдыхание продолжается, наступает вторая фаза. Появляется ощущение веселья, подростки начинают смеяться или петь. Искажается восприятие окружающего. Изменяется форма предметов, собственное тело становится необычайно легким, руки и ноги кажутся удлиненными или укороченными. Возникают прилив сил и потребность в движении, координация движений нарушена, поэтому при попытке передвигаться подростки теряют равновесие и падают. Все это вызывает бурное веселье. Речь невнятная, смазанная. Агрессивности обычно нет.

Затем доза увеличивается и наступает следующая фаза, которую подростки называют "смотреть мультики". Фаза характеризуется появлением зрительных галлюцинаций, ярких, подвижных, которые опьяневшие видят как на экране. Могут быть галлюцинации в виде ползающих по телу насекомых или зверей. Происходит отчуждения восприятия своего тела и самого себя. В состоянии интоксикации усиливается сексуальное влечение, которое удовлетворяется любым путем, в т.ч. гомосексуальным. При выходе из состояния интоксикации наблюдается ощущение усталости, вялости.

Установить, что подросток начал нюхать летучие вещества несложно:

1.      от одежды и волос исходит характерный запах;

2.      дома появляются пустые и полные флаконы, баллоны со средствами бытовой химии;

3.      эти препараты отставляют внешние следы в виде сыпи вокруг рта и носа, раздражение век и глаз.

Подросток выглядит исхудавшим, бледным, у него пропадает аппетит, нарушается сон, он почти не бывает дома, все время проводит среди сверстников на улице.

После 3-6 месяцев систематического вдыхания развивается абстинентный синдром. Возникает он к концу первых суток после прекратившегося вдыхания. Вначале появляется подавленное настроение или злобная раздражительность, тяжелая головная боль, приступ потливости, двигательное возбуждение.

На вторые сутки - тревога, настороженность, больной становится скандальным, угрожает самоубийством.

Затем настроение падает, возникает тоска, подросток лежит в постели. Общее состояние ухудшается в течение 4-6 дней, затем постепенно проявления абстиненции проходят, но длительное время остаются приступы тоски или злобы.

Общая длительность абстинентного синдрома 10-15 дней. Еще 1-1,5 месяц длится состояние неустойчивого равновесия.

Последствия и осложнения токсикоманий

Эти вещества очень токсичны, поэтому осложнения появляются рано, уже после нескольких недель частых ингаляций.

Через 2-3 месяца регулярной наркотизации снижается сообразительность, возможность концентрации внимания, нарушается память.

Школьники не могут запомнить и удержать в памяти новый учебный материал, не могут решить простых задач, теряют интерес к учению. Через несколько месяцев развивается токсическая энцефалопатия и слабоумие. Поражаются мозжечок, черепные нервы, печень, почки, дыхательные пути. Практически у всех больных развивается токсический гепатит и нефрит, т.к. органические растворители оказывают на них токсическое воздействие. Поражаются костный мозг и иммунная система. При передозировках возможны судорожные припадки.

Смерть может наступить от паралича дыхательного центра, асфиксии или из-за несчастных случаев.

В целом токсикомания летучими наркотически действующими веществами являются одной из наиболее злокачественных, тем более что поражает она детей и подростков.

Курение

В последние годы среди подростков стало широко распространяться курение. Современный российский школьник начинает курить в среднем в 13 лет, в т.ч. юноши в 12,3 г., а девушки - в 13, 9 лет. В составе учащейся молодежи курят в среднем 55%, в т.ч. среди учащихся школ - 45,5% [7].

Среднедневное потребление сигарет учащейся молодежи - 10,5 штук, т.е. большинство категорий учащейся молодежи выкуривает больше, чем по половине пачки сигарет в день.

Вырастая среди курящих, дети не сомневаются в том, что курение - такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения. Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей и более, а в некурящих - не более 25%.

В приобщение к курению весьма заметную роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек - самых распространенных форм досуга подростков. В связи с небывалым ростом числа молодых курильщиц были выявлены основные мотивы их приобщения к курению. Анализ ответов показал, что основным стимулом начала курения явилась мода. На вопрос, почему девочки начали курить, 60% из них ответили, что это "красиво", "это модно". Были и другие варианты ответов: "курят, потому что хотят понравиться", "хотят привлечь к себе внимание", "обращают на себя больше внимания мужской части компании" и т.д.

Психологию тяги девушек к курению Е. И. Руденко дополняет такими данными: "…девушку интересует характер своеобразного ритуала. В нём неторопливое распечатывание сигаретной пачки, извлечение из неё сигареты, закуривание от пламени красивой зажигалки, искусное пускание дымовых колечек - несомненное владение техникой курения…"[18].

Нередко начало курения табака вызывает неприятные ощущения - першение в горле, тошноту, рвоту, но если человек продолжает курить, то неприятные ощущения постепенно проходят, вырабатывается привычка.У курильщиков постепенно формируется т.н. никотиновый синдром. Началом никотинового синдрома следует считать период, когда пропадает неприятное ощущение, вызываемое курением.

В динамике развитие никотинового синдрома условно можно выделить три стадии. В основе этих стадий лежат шесть ведущих синдромов. Это психическое и физическое привыкание, измененная реактивность, психические, соматические и неврологические нарушения.

В период появления предвестников никотинизма (Г. В. Морозов, И. В. Стрельчук , 1983 [15]) отмечается разовое курение, что приводит к неприятным ощущениям - першению в горле, кашлю, шуму в ушах, тошноте.

Начальной стадией болезни следует считать время, когда пропадают неприятные ощущения, вызываемые курением, и появляется чувство довольства, легкой эйфории. Далее постепенно наступает психическое привыкание, появляется желание курить, ощущение, что курение повышает настроение, улучшает самочувствие. Физического влечения нет. На этой стадии подростки способны усилием воли прекратить курение. Продолжительность начальной стадии от 1 до 5 лет.

Хроническая стадия курения носит стойкий характер, ибо имеется тяга к табаку, психическое влечение носит обсессивный характер с периодическим получением комфорта. Физическое влечение начинает проявляться в желании после перерыва вновь закурить, некоторых явлениях дискомфорта при отсутствии возможности закурить.

В поздней стадии реактивность организма меняется. Это выражается в снижении толерантности, курение вызывает неприятные ощущения, боли в области сердца, общий дискомфорт, снижается психическое влечение, комфорт от употребления табака с годами появляется все меньше и меньше, часто просто остается автоматическая привычка курить.

Курение подростков отражается на физическом развитии, ребята плохо растут, отстают в весе. Такие подростки выглядят худыми, с землистым цветом лица. Особая вредность курения для подростков объясняется еще и тем, что, стремясь скрыть свой порок от родителей и учителей, подростки курят тайком, торопливо, сильнее затягиваясь табачным дымом. В таких условиях происходит интенсивная переработка табака и в табачный дым переходит больше вредных веществ. Больше табачных ядов находится в дыму при докуривании сигареты до конца, а именно так делают ребята. Большой вред приносит докуривание окурков, к чему прибегают подростки, не имея денег на покупку сигарет. Необходимо напомнить об опасности передачи инфекции через окурки, побывавшие в губах неизвестных. Причем подростки курят самые дешевые сигареты, а в них никотина больше, чем в табаке высших сортов. Никотин снижает слух и нарушает зрение у подростков, вредное действие табачных ядов сказывается на работе головного мозга. В лаборатории американского ученого Гуле было установлено, что у курящих юношей на 5% снижается объем памяти [13]. "От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой", - говорил И. Гете еще в начале прошлого века.

Информация о работе Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема