Агрессия у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать по возможности полную характеристику агрессии в детском возрасте и изучить возможности диагностики и работы по профилактике агрессивного поведения детей.

Объект исследования: поведение детей 3-4 лет.

Предмет исследования: проявления агрессивности в поведении детей.

Гипотезы:

1. Причины проявления агрессивности в поведении у детей множественны и имеют разный уровень значимости, но наиболее существенными являются специфические проявления индивидуальности психологического и биологического характера, а также процессы жизнедеятельности в группе.

2. Эффективность диагностики агрессивности у детей 3-4 лет может быть повышена путем ее проведения в процессе значимой для детского возраста деятельности, в частности, соревновательной игры.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении
детей.

2. Выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивности в поведении у детей.

3. Рассмотреть и проанализировать наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении детей 3-4 лет.

Методы исследования:

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

- эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у детей с использованием наблюдения, беседы.

- содержательная интерпретация и количественный анализ результатов.

Работа содержит 1 файл

агрессия.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Для нашего исследования были использованы методы:

- теоретический  анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы  по теме исследования;

- эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у детей с использованием наблюдения, беседы.

- интерпретация и количественный анализ результатов.

Исследование  проводилось на базе «Волгоградский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики № 3» г. Волжского, с помощью воспитателей и воспитанников старшей группы, где воспитываются дети от 3 до 4 лет.

В основной части  исследования приняли участие 12 детей.

В ходе беседы воспитателями  отмечалось, что агрессивные дети как правило стремятся занять положение лидера в группе. Часто  это происходит с применением силы, поэтому сверстники часто избегают общения с такими детьми в играх. Они одиноки или объединяются в группы с детьми с подобным поведением. Естественно, такие группы характеризуются повышенной конфликтностью.

В ходе исследования были выделены формы проявления агрессивности в поведении детей с помощью беседы с воспитателями. Результаты показали, что открытое выражение агрессии (физическая и вербальная) является наиболее характерной формой проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.

Степень выраженности разных видов агрессии по результатам  опросника для воспитателей (выборка  детей 12 человек, 5 мальчиков и 7 девочек)

Категория ответа Количество  детей Всего детей
девочки мальчики  
физическая  агрессия 3 2 5
вербальная  агрессия 1 1 2
косвенная агрессия 2 1 3
негативизм 1 1 2

Преобладание  открытого выражения агрессии в  поведении дошкольников показало и наблюдение за ребенком в ходе соревновательной игры. 

Результаты  наблюдения за детьми в ходе игры (выборка 12 детей)

Категория ответа Количество  детей Всего детей
девочки мальчики  
физическая  агрессия 3 2 5
вербальная  агрессия 2 1 1
косвенная агрессия 1 1 2
негативизм 1 1 2

 
Было отмечено, что в ходе игры по мере приближения ее к концу  большинство детей слабо контролируют свое поведение: возрастает число агрессивных  реакций, направленных на других детей (они чаще толкаются, активнее борются за победу, при этом нарушая правила, причиняя ущерб окружающим сверстникам).

Выводы.

     Итак, проблема агрессии в современном  мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей  и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.

     Под агрессией понимается любая форма  поведения, нацеленного на оскорбление  или причинение вреда другому  живому существу, не желающему подобного обращения.

В ходе исследования мы выяснили, что основными причинами проявлений детской агрессивности являются: 
- стремление привлечь к себе внимание сверстников; 
- стремление получить желанный результат; 
- стремление быть главным; 
- защита и месть; 
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство. 
Так же можно сделать вывод, что мы провели теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей и выявили и проанализировали основные формы проявления агрессивности в поведении у детей.
 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Агрессия у детей