Агрессия в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Экологическая катастрофа, алкоголизм и социально-экономические катаклизмы, происходящие в последние годы в нашем обществе, привели к резкому увеличению различного рода соматических, нервных и психических заболеваний у детей различных возрастов. Эти болезни являются одной из основных причин недисциплинированности и неуспеваемости школьников, а в некоторых случаях - преступлений. В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Проверка уровня интеллектуального развития и готовности шестилеток к школе показала, что 21% из них имеют явные признаки тех или иных нервно-психических отклонений в своем развитии, у 27% выявлен низкий или ниже среднего уровень развития интеллекта и лишь 52%

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ проблемы умственного воспитания детей
младшего школьного возраста
1.1. Сущность и содержание понятий: «воспитание», «развитие», «умственное воспитание», «умственное развитие», их взаимосвязь. Цель и задачи умственного воспитания детей младшего школьного возраста.………………………………………………………………………........... 6
1.2. Состояние проблемы умственного воспитания в образовательной практике……………………………………..…………….……………………. ….16
1.3. Интеллектуальные приемы в умственном воспитании младших школьников……………………………………...………………………………….28
Выводы по I главе…………………………………...……………………………...39
Глава II. Формы развития умственного воспитания детей младшего
школьного возраста
2.1. Развитие форм умственного воспитания у младших школьников…………………………………..…………………....……………….. 31
2.2. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам……………….……………………………………………….. 40
2.3. Организация умственного воспитания в индивидуальной работе учителя с детьми………………………………………………………………………………..97
Выводы по II главе…………………………………………….…………………. 42
Рекомендации……………………………………………………………………….09
Заключение …………………………………………………………………….…. 43
Список литературы………………….……………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПОЛНОСТЬЮ ГОТОВАЯ!!.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

С О Д Е Р Ж  А Н И Е

 
Введение………………………………………………………………………………3 
Глава I. Теоретический анализ проблемы умственного воспитания детей    

              младшего школьного  возраста

1.1. Сущность и содержание понятий: «воспитание», «развитие», «умственное воспитание», «умственное развитие», их взаимосвязь. Цель и задачи умственного воспитания детей младшего школьного возраста.………………………………………………………………………........... 6

1.2. Состояние  проблемы умственного воспитания  в образовательной практике……………………………………..…………….……………………. ….16

1.3. Интеллектуальные  приемы в умственном воспитании  младших школьников……………………………………...………………………………….28

Выводы по I главе…………………………………...……………………………...39 

Глава II. Формы развития умственного воспитания детей младшего        

                школьного возраста 

2.1. Развитие форм умственного воспитания у младших школьников…………………………………..…………………....……………….. 31

2.2. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам……………….……………………………………………….. 40

2.3. Организация  умственного воспитания в индивидуальной  работе учителя с детьми………………………………………………………………………………..97

Выводы  по II главе…………………………………………….…………………. 42

Рекомендации……………………………………………………………………….09

Заключение …………………………………………………………………….…. 43

Список литературы………………….……………………………………………...45 
 
 
 
 

   
 
 

 
                                                        Введение 
 
Экологическая катастрофа, алкоголизм и социально-экономические катаклизмы, происходящие в последние годы в нашем обществе, привели к резкому увеличению различного рода соматических, нервных и психических заболеваний у детей различных возрастов. Эти болезни являются одной из основных причин недисциплинированности и неуспеваемости школьников, а в некоторых случаях - преступлений. В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Проверка уровня интеллектуального развития и готовности шестилеток к школе показала, что 21% из них имеют явные признаки тех или иных нервно-психических отклонений в своем развитии, у 27% выявлен низкий или ниже среднего уровень развития интеллекта и лишь 52% детей в состоянии легко усвоить программный материал первого года обучения. Эти дети требуют особого подхода к себе как в школе, так и дома. Но для этого необходимо иметь четкое представление о возможных психических отклонениях в развитии детей, уметь их распознавать и организовать психокоррекционную работу. Можно с уверенностью сказать, что тема агрессии в дошкольном возрасте, не потеряет своей актуальности и в будущем, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. И от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

       Следует отметить, что сама по себе тема “детской агрессивности” долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Хотелось бы отметить тех исследователей, кто изучал проблему детской агрессивности. Это И.А. Фурманов, А.И. Захаров, В.Ф. Сафин и другие.

 

     Цель исследования:  является выяснение, что представляет из себя агрессия в дошкольном возрасте и почему так важно вовремя ее предупредить.

      Объект исследования: является ребенок дошкольного возраста 
     Предмет исследования: агрессия в дошкольном возрасте.  
Практическое значение исследования очень велико. Чем больше люди будут знать об агрессии, тем эффективнее будет помощь нашим детям. 
     Задачи исследования: 
1)изучение литературы; 
2) определить методы исследования. Выбор методов и методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей.

Так как методик  несколько, то можно быть более уверенным, что данные результаты будут наиболее высокими. 
а) “Несуществующее животное”; б) “Методика кактус”; в) Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

3) изучить происхождение  агрессивности; 
4) определить ситуативные предпосылки агрессивности; 
5) рассмотреть развитие агрессивности в детском возрасте, а так же социализацию агрессивности.

       Гипотеза исследования: У мальчиков старшего дошкольного возраста наблюдается более высокий уровень агрессии, чем у девочек этого возраста.

       Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос и др.   
       Структура работы: курсовое исследование состоит из введения, двух глав(теоретической части и практической части), заключения, список литературы и приложения.

      База исследования: подготовительная группа ДОУ №11  г.Дюртюли.

     

       

Глава I. АГРЕССИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                               §1. Теоретический  подход и практика 
  Происхождение агрессивности
Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов. Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями и т.д. Нередко агрессивность детей направляется на самого себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т.д. 
  В теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных друг от друга подхода. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени. 
Теория влечений (психоэнергетическая модель) 
Одним из основоположников этой теории, без сомнения, является З. Фрейд [5, c.43]. З. Фрейд считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй несет в себе энергию разрушения, его задачей является “приводить все органически живущее к состоянию безжизненности”. Это злоба, ненависть, деструктивность.

Возникновение и дальнейшее становление агрессивности  у З. Фрейда связывается со стадиями детского развития. В частности, отмечается, что фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию таких агрессивных черт характера, как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, иногда переходящего в упрямство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности.

 Взгляды З. Фрейда [8, c.57] во многом разделялись и другими психологами, рассматривающими агрессивный компонент мотивации как один из основополагающих в поведении человека. 
Новое звучание эта тема получила благодаря работам одного из основоположников этологии К. Поренца[6, c. 26] который утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека. Но стремительное развитие научно-технической мысли и прогресс обогнали естественно текущее биологическое и психологическое созревание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов агрессии, что неизбежно влечет периодическое внешнее выражение агрессии. Иначе внутреннее напряжение будет накапливаться и создавать “давление” внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения (принцип выпускания пара из паровозного котла). 
Впрочем, следует отметить, что “психогидравлическая модель” К. Лоренца [10, c 6] в основном базируется на часто неоправданном переносе результатов исследований, полученных на животных, на человеческое поведение. Другим слабым местом теории инстинктов является предопределенность способов управления агрессией: считается, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессия непременно должна быть отреагирована, единственной надеждой остается направление ее по нужному руслу. Например, сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека является конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях. 
Однако большинство психологов не разделяют такого фатального взгляда на человеческое поведение. Во-первых, хотя ими и не отрицается, что человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни, но осуждается ограниченность представлений о природе человека как о чем-то низменном. Во-вторых, расходятся мнения и в отношении того, является агрессия инстинктом или же она лишь поставляет энергию, позволяющую “Я” эффективно осуществлять “принцип реальности”, преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Поэтому считается, что агрессивность - это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, в основном, с целью их покорения или завоевания.

   Впоследствии даже многие психоаналитики отошли от “жестких схем” фрейдовой концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии. Например, согласно А. Адлеру [15, c. 18] агрессивность, является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте напряжение противостоящих начал: жизни и смерти, субъекта и объекта, туша и антитезиса, любви и войны. Универсальным свойством живой материи является соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству. В сознании заложены интенция триумфа. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивность или, выражаясь словами А. Адлера [15, c. 20], “Агонизирующее” сознание порождает различные формы агрессивного поведения от открытого до символического, каким, например, является хвастовство, цель которого состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. Это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссически компонент, требующий признания и преклонения. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы (ритуал, обряды), а также иные виды социальной активности. Более того, по А. Адлеру [15, c. 30], высокое контр принуждение, т.е. ответная агрессия, является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из стремления каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. Антитезой насилия, понимаемого как злоупотребление властью, в индивидуальной психологии является “категорическая ненасильственность”.

     Другой представитель психоанализа Э. Фромм [19, c 37] рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, “доброкачественная” агрессия, которая служит делу выживания человека, она имеет биологические корни и затухает как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет “злокачественная” агрессия - это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами. 
Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) 
   Эта теория возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард [4, c. 94]. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

   Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема “фрустрация - агрессия” базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.

Агрессия понимается, как намерение навредить другому  своим действием, как “акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму”. Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация. Как, например, родитель-аккуратист и педант приучает своего маленького ребенка поддерживать порядок в детской комнате. Как правило, это ни к чему, кроме появления состояния фрустрации и агрессивных реакций у родителя, не приводит, и на голову ребенка, как из рога изобилия, сыплются саркастические замечания, обвинения, выговоры и наказания.

 Торможение - это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. В частности установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Вероятно, поэтому родители, практикующие наказания своих детей за плохие отметки в школе, почти всегда по внешней активности и настроению ребенка безошибочно определяют, какую отметку он получил в школе: ребенок приходит домой с чувством вины и стремится уединиться.

  Кроме того, торможение прямых актов агрессивности всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии. Так, например, ребенок, которому мать не разрешает драться или баловаться, начинает оскорблять ее (“Ты плохая!”) и упрекать в нелюбви (“Ты меня не любишь!”).

   Замещение - это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации. Ребенок, который не может наказать или “отшлепать” провинившегося старшего брата, со злостью рвет его коллекцию марок. Или разозленный поведением родителей, старший брат бьет ни в чем не повинного младшего. Возможен и другой пример из школьной жизни: когда мальчикам запрещают драться с девочками, они исподтишка дергают их за косички.

  Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессивности является эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа. Катарсис (в буквальном смысле “очищение эмоций”) - это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящей к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии. Представление о том, что акты агрессии снижают вероятность проявления агрессивности в дальнейшем, не является открытием З. Фрейд [10, c. 45] и другие психоаналитики придают большое значение, эффекту катарсиса, часто объясняя им потребность человека очиститься от агрессивных тенденций. В частности существуют данные, которые свидетельствуют о том, что если человек, являясь объектом агрессии, не может ответить там же, то у него поднимается кровяное давление, тогда как при непосредственном агрессивном ответе оно значительно снижается. Однако многие экспериментальные данные не позволяют однозначно оценить эффективность катарсиса: установлено, что в ряде случаев агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде случаев, наоборот, повышает.

Информация о работе Агрессия в дошкольном возрасте