Альтруизм и агрессия в межличностном взаимодействии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Изучение общения как сложного социально-психологического явления предполагает выделение в его структуре универсальной свойства, обуславливающей все формы его проявления. Таким свойством для общения является взаимодействие.
В философии категория «взаимодействие» используется для определения общей формы связи вещей или явлений в их взаимной смене, влиятельные одних на другие.
Социальное взаимодействие является составной и формой проявления общей, универсальной взаимодействия. Иначе говоря, общество - это система реальных связей и взаимодействий человека с другими людьми, социальными группами, совокупность всех социальных отношений - опосредованных и непосредственных, сознательных и неосознанных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Задачи межличностного взаимодействия…………………………………....5
Виды структура и функции межличностного взаимодействия…………...7
Альтруизм и агрессия в межличностном взаимодействии………….…....12
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

GAR косапыыыыырь.docx

— 36.13 Кб (Скачать)

1) предметность — наличие  внешней по отношению к взаимодействующим  индивидам цели (объекта), осуществление  коей требует сопряжения усилий;

2) эксплицированность — доступность для стороннего наблюдения и регистрации;

3) ситуативность — достаточно  жесткая регламентация конкретными  условиями длительности, интенсивности,  норм и правил интеракции, отчего  она становится относительно  нестабильным, изменчивым феноменом;

4) рефлексивная многозначность  — возможность для взаимодействия  межличностного быть как проявлением  осознанных субъективных намерений,  так и неосознаваемым или частично  осознаваемым следствием совместного  участия в сложных видах коллективной  деятельности.

Различаются два основных типа взаимодействия межличностного:

1) сотрудничество (кооперация) — когда продвижение каждого  из партнеров к своей цели  способствует или хота бы не  препятствует реализации целей  остальных;

2) соперничество (конкуренция)  — когда достижение цели одним  из взаимодействующих затрудняет  или исключает осуществление  целей других участников.

На проявления межличностных  отношений влияют пол, возраст, национальность, темперамент, социальное положение, профессия  и др.

Межличностное воздействие. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность: 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.); и которые изменяют его поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альтруизм и агрессия в межличностном взаимодействии

 

По смыслу и способам своей  реализации альтруизм и агрессия являются двумя противоположными стратегиями  в отношении другого человека. Судьба этих двух моделей отношений  в психологии состоит по-разному.

Агрессии обычно уделяют  больше внимания в научных статьях  и выступлениях. Одновременно альтруизм  имеет скорее социально-нравственный, духовно-ценностный, а не научный  характер освещения. Вместе с тем  на страницах газет и с телевизионных  экранов, в художественной литературе и в документальной хронике приводится немало примеров проявления как альтруизма, так и агрессии: кто-то не пришел на помощь другому, хотя мог бы, а кто-то помогает людям, не задумываясь над собственной выгодой.

Относительно альтруизма, то это понятие в социальной психологии толкуется, во-первых, как мотив предоставления кому то помощи, который не связывается  сознательно с собственными эгоистичными интересами, во-вторых, как поступки, направленные на благо другого человека, притом, что есть выбор , осуществлять их или нет; в-третьих, как помощь другому, что не требует вознаграждения, без свидетелей, ценой возможных собственных потерь.

Есть так называемый чистый (настоящий, аутентичный) альтруизм, который  не рассчитывает на благодарность. В  великих гуманистических учениях, в классической мировой литературе, именно такой альтруизм описывался и прославлялся как наивысшая  ценность человечества, как лучший образец для подражания.

Как следует из приведенных  соображений, альтруизм, с одной  стороны, характеризуется как действие, которое ничего не предусматривает  взамен, а с другой - поступок, который  может осуществляться на людях и  по какому альтруист может получить вознаграждение.

Речь идет о том, что  человек в ходе взаимодействия обменивается не только товарами, деньгами, другими  благами, но и любовью, статусом, информацией  и др. При этом происходит уменьшение расходов и увеличение вознаграждений. Но это вовсе не означает, что  человек сознательно рассчитывает на вознаграждение. Просто, как утверждают представители теории социального  обмена, именно анализ затрат и вознаграждений (или уменьшится чувство вины, или  увеличится уважение) и желание достичь  максимально положительного для  себя результата определяют наши альтруистические поступки.

Известно немало фактов, которые свидетельствуют прежде всего о том, что можно создать такую ситуацию, где человек автоматически или по принуждению проявит себя альтруистом. Также считается, что альтруизм возникает как одно из последствий «грехопадения», то есть чувство вины усиливает склонность к оказанию помощи.

Согласно уже упоминаемой  теорией диадного взаимодействия (Д. Тибо, Г. Келли), люди, находясь в зависимости друг от друга, вступают в мимолетные отношения и тем самым пытаются получить вознаграждение. Авторы теории допустили такую ситуацию, когда взаимосвязанные индивиды трансформируют мимолетные отношения, основанные на понятиях вознаграждения и расходов, в отношения альтруистические (просоциальные), осуществление которых может быть желательно для взаимозависимых партнеров. Такое желание определяется многими факторами: сочувствием, переосмыслением своего характера и т.д.

В ходе дальнейших исследований в рамках межличностного подхода  были получены результаты, согласно которым  в условиях близких отношений  особое значение придается солидарности, межличностной гармонии, сплоченности, справедливому распределению вознаграждения, а по условиям этажных отношений - распределение вознаграждения соответственно вкладу каждого в выполненное  задание.

Было также доказано, что  при мимолетных отношениях, которые  действуют между людьми незнакомыми  или малознакомыми, человек руководствуется  эгоистичными мотивами, ведь старается  достичь максимального вознаграждения, а в условиях близких (между друзьями) - попыткой облегчить страдания индивида, но никак не учитывает благополучие другого.

Итак, рассматриваемая модель взаимодействия свидетельствует, что  человек более склонен оказывать  помощь тому, с кем его соединяют  близкие взаимоотношения, а не тому, с кем вступает в отношения  обмена. Правда, когда в мимолетных отношениях предусматривается услуга в ответ, то взаимодействие может  приобрести другой окрас.

Относительно нормы социальной ответственности, то она предполагает, что люди должны оказывать помощь другим безотносительно к получению  вознаграждения или какой-либо выгоды. Необходимо также помогать людям, которые  зависят от вашей помощи.

Понятие «агрессия» используется в различных значениях. В соответствии с теорией инстинктов (В. Мак-Дугалл, 3. Фрейд, К. Лоренц) агрессия - естественное внутреннее свойство человека; форма поведения, которая определяется врожденными инстинктами .

В связи с этим агрессивная  энергия периодически накапливается  у индивида и требует выхода или трансформации. 3. Фрейд в рамках психоаналитического подхода наряду с инстинктом жизни (Эрос) обнаружил второй инстинкт - инстинкт смерти (Танатос).

Итак, чтобы избежать самоуничтожения, человек должен избавиться от деструктивной  энергии, связанной с этим, вторым, инстинктом. По мнению 3. Фрейда, агрессивное  поведение направляет в определенное русло деструктивную энергию, снижая таким образом напряжение. К. Лоренц, в отличие от Фрейда, рассматривал агрессию не как саморазрушающее поведение, а как адаптивное.

Агрессии приписывается  роль функции, которая обслуживает  вид. Она, по К. Лоренцо, появившись в  результате естественного отбора, увеличивает  шансы выживания и сохранения рода. В конце концов, и Фрейд, и Лоренц единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу и что агрессия неизбежна. Правда, теория агрессии как инстинкта в наше время считается устаревшим историческим явлением.

Фрустрационная теория агрессии (Д. Доллард, Л. Берковиц и др.) рассматривает агрессию как следствие фрустрации, то есть помехи, что возникает на пути целенаправленного действия человека или достижения индивидом целевого состояния.

Л. Берковиц, отвечая на вопрос о причинах агрессии, между понятиями фрустрации и агрессии ставит промежуточное - понятие соответствующих условий среды (или сигналов), которые вызывают агрессию.

Итак, фрустрация не всегда и не сразу приводит к агрессии, она пробуждает у человека состояние  эмоциональной активации, а именно гнев, который готовит почву для  агрессивного поведения. Одновременно это поведение возможно только тогда, когда в ситуации будут имеющиеся  сигнальные стимулы имеющие агрессивную окраску.

Таким образом, акт агрессии имеет два источника: гнев, который  возник у индивида, и сигналы. Л. Берковиц вместе с коллегами провел целый ряд экспериментов, один из которых получил название эффекта оружия.

Следовательно, сущность теории социального научения в отношении агрессии заключается в том, что человек усваивает агрессивную манеру поведения так же, как и большинство социальных навыков, наблюдая за действиями окружения, имитируя эти действия, замечая последствия этих действий, под воздействием вознаграждений и наказаний. Агрессивному поведению можно научиться путем инструментального обоснования и моделирования, находясь под влиянием случайного окружения.

 

 

Заключение

 

Межличностное взаимодействие — это постоянно действующий  фактор общения членов в коллективе. В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения  конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения  новых задач. Необходимо подчеркнуть, что деловое общение способствует не только решению чисто утилитарных  задач, но и духовному взаимообогащению общающихся, так как именно в процессе совместной деятельности и общения  наиболее рельефно проявляется как  профессиональная, так и социальная дееспособность каждого конкретного  человека.

В зависимости от меры вовлеченности  человека в отношения, выделяют три  его вида:

    • социально-ролевое общение, в процессе которого индивид усваивает социальные нормы;
    • деловое общение, объединяющее людей на основе общности деятельности, общности интересов дела;
    • интимно-личностное общение, предполагающее особую психологическую близость, сопереживание партнеру по общению, проникновение в его внутренний мир.

Чтобы облегчить установление психологического контакта с другим человеком, работнику следует учитывать, к какому именно общению он стремится  и на какой уровень понимания  с его стороны рассчитывают. Способность  выбрать вид, манеру общения, привести выражение своих эмоций и свое поведение в соответствие с ними, а также с поведением других людей  — одно из необходимых условий  сплоченности коллектива.

В процессе общения в коллективе формируется общность взглядов на принципиальные вопросы, что определяет все последующее  взаимодействие субъектов совместной деятельности, их стратегию поведения, т.е. формируется общая позиция, что способствует интеграции сотрудников в единое социальное целое. Только в таких случаях коллектив способен успешно решать задачи той сложности, которая соответствует уровню компетентности его членов.

Поведение участников совместной деятельности определяется их объективной  взаимозависимостью, которая составляет необходимое условие всякого  взаимодействия. Но для того чтобы  установилось сотрудничество, нужна  полная и всесторонняя информация об условиях, задачах, способах решения  поставленных задач и других обстоятельствах, связанных с достижением общей  цели.

Полная информация об условиях деятельности стимулирует сотрудничество и желание помочь друг другу. Особенно важно активизировать деловое общение  в коллективе руководителю. При этом необходимо учитывать личностные качества сотрудников, поскольку каждый из них  охотнее пойдет на какие-либо уступки, если будет уверен, что в других случаях коллеги примут во внимание его точку зрения, учтут его  интересы. Важно лишь объективно учитывать  интересы каждого работника, пытаться встать на его место, взглянуть на положение вещей его глазами, чтобы понять, не противоречит ли предлагаемый путь решения задачи его интересам. Итак, в деловом общении необходимы: искреннее сотрудничество; информированность  обо всем, связанном с достижением  цели; оптимальный стиль поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы диссертационного исследования

 

1. Агеев, В. С. Межличностные  и межгрупповые механизмы Текст.: межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев.- М., 2005. С. 222-226.

2. Акопов, Г. В. Социальная  психология образования Текст. / Г. В. Акопов; Акад. пед. и соц. наук. Моск. психолого-социальный институт. М.: Флинта, 2002. - 295 с.

3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 2001. - 335 с. 

4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 2005. - 299 с.

5. Алякринский, Б. С. Общение и его проблемы Текст. / Б. С. Алякринский. М.: Знание, 2002. - 64 с.

6. Ананьев, Б. Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека Текст. / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: Т. 1. М.: Педагогика, 1980. - С. 200-206.

 

 

 

Информация о работе Альтруизм и агрессия в межличностном взаимодействии