Альтруизм и агрессия в межличностном взаимодействии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Изучение общения как сложного социально-психологического явления предполагает выделение в его структуре универсальной свойства, обуславливающей все формы его проявления. Таким свойством для общения является взаимодействие.
В философии категория «взаимодействие» используется для определения общей формы связи вещей или явлений в их взаимной смене, влиятельные одних на другие.
Социальное взаимодействие является составной и формой проявления общей, универсальной взаимодействия. Иначе говоря, общество - это система реальных связей и взаимодействий человека с другими людьми, социальными группами, совокупность всех социальных отношений - опосредованных и непосредственных, сознательных и неосознанных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Задачи межличностного взаимодействия…………………………………....5
Виды структура и функции межличностного взаимодействия…………...7
Альтруизм и агрессия в межличностном взаимодействии………….…....12
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

GAR косапыыыыырь.docx

— 36.13 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Задачи межличностного взаимодействия…………………………………....5

Виды структура и функции межличностного взаимодействия…………...7

Альтруизм и агрессия в межличностном взаимодействии………….…....12

Заключение……………………………………………………………………...16

Список литературы…………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение общения как  сложного социально-психологического явления предполагает выделение  в его структуре универсальной  свойства, обуславливающей все формы  его проявления. Таким свойством  для общения является взаимодействие.

В философии категория  «взаимодействие» используется для  определения общей формы связи  вещей или явлений в их взаимной смене, влиятельные одних на другие.

Социальное взаимодействие является составной и формой проявления общей, универсальной взаимодействия. Иначе говоря, общество - это система  реальных связей и взаимодействий человека с другими людьми, социальными  группами, совокупность всех социальных отношений - опосредованных и непосредственных, сознательных и неосознанных.

В процессе деятельности люди обмениваются не только информацией, но и различными действиями. Эти действия обеспечивают планирование совместной деятельности, ее координацию и распределение  функций. С их помощью осуществляются взаимное стимулирование, взаимный контроль и взаимопомощь в процессе решения  общей задачи. Это предполагает, что каждый из участников - партнеров  по взаимодействию - делает свой вклад  в его решение, обеспечивающее большую  эффективность соответствующей  деятельности по сравнению с суммой отдельных индивидуальных действий указанных участников.

Таким образом, взаимодействие (интеракция) в социально-психологическом  плане - аспект общения и психология общения, проявляющаяся в организации  людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности, достижения определенной общей цели.

Человек, взаимодействуя с  другими людьми, одновременно вступает в определенные конкретные связи  и отношения с ними, с различными социальными группами, обществом в целом. Поэтому в структуре интерактивного общения (взаимодействия) можно выделить две стороны: внутреннюю (содержательную) и внешнюю (формальную).

Внутренней (содержательной) стороной взаимодействия является совокупность отношений личности с социальной средой, которые можно рассматривать  в двух аспектах: широком (социальном) и узком (межличностным).

В широком смысле личность является субъектом многочисленных и разнообразных отношений: производственных, политических, религиозных, национальных, нравственных и т.д. Такие отношения  часто называют общественными, или  социальными, их характерной чертой является то, что они лишены индивидуализированного, личного выражения и отражают связи, взаимодействие не между конкретными  личностями, а между репрезентантами  различных социальных групп, между  различными социальными типами. Эти  отношения носят объективный  характер: личность вступает в них  независимо от их желаний и стремлений, симпатий или антипатий.

В социальных отношениях отражаются существенные связи между различными сферами жизнедеятельности людей, которые выполняют в обществе определенные социальные функции (роли). Система этих функций определяет, регламентирует поведение лица определенным нормам, отражающие наиболее типичные, общественно необходимые виды деятельности и способы их выполнения.

Но для каждого конкретного  лица такие общественные отношения  очень редко выступают в «чистом» виде. Отражаясь в его внутреннем мире, они приобретают субъективного, личностного окраску, индивидуального отображения и формы проявления, становятся фактом сознания как межличностные отношения, как конкретный результат ее взаимодействия с социальной средой.

Социально-психологический  и личный аспекты общественных отношений  проявляются в поведении человека, его мотивах, чувствах, настроениях, оценках. Поэтому на эмпирическом уровне как непосредственная реальность предстает  межличностных социально-психологический  аспект общественных отношений не только для участников, но и для исследователей.

Этот факт довольно часто  является гносеологическим источником одной из распространенных ошибок социально-психологических  исследований. Так, в концепции интеракционизма, в социометрии Дж. Морено социальные отношения отождествляются с межличностным взаимодействием. Отсюда делается вывод об определяющей роли микросреды в развитии общества и личности.

В действительности же все, что происходит в пределах межличностных  отношений, содержательно обусловлено  определенным типом социальных отношений, заданный целью совместной деятельности людей. Сами межличностные отношения формируются не где-то вне общественными отношениями, а внутри них, как конкретная персонификация обезличенных социальных связей.

Таким образом, содержанием  взаимодействия между людьми есть определенная и специфическая для социальной структуры общества совокупность экономических, правовых, политических отношений. Реализация этого содержания в конкретной деятельности людей требует определенных средств  и форм выражения. Они могут иметь  как рациональное, так и эмоциональный характер, проявляться в конкретных особенностях социально-психологического, межличностного общения.

 

 

 

 

Задачи межличностного взаимодействия

 

Три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного  познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к  процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана c социально психологической наблюдательностью - свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

Особенности воспринимающего  зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения профессиональных и личностных особенностей и др.

C возрастом дифференцируются  эмоциональные состояния. Человек  воспринимает окружающий его  мир через призму своего национального  образа жизни. Успешнее определяют  различные психические состояния  и межличностные отношения те  люди, которые имеют более высокий  уровень социального интеллекта, объектом познания является как  физический, так и социальный  облик человека, восприятии фиксируется  первоначально физический облик,  к которому относят физиологические,  функциональные и паралингвистические  характеристики. K анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост, голова и др. Физиологические характеристики включают дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д. Функциональные особенности включают осанку, позу и походу, лингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты, телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, a смешанные и невыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, паралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека его обувь, пения и другие аксессуары.

Экстралингвистические особенности  речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению  c физическим обликом, наиболее информативны.

Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления  o воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей.

Для восприятия человека и  его понимания субъект неосознанно  выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного  опыта познания людей вообще c восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя c другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время  и место общения. Сокращение времени  при восприятии объекта снижает  возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При  длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

Виды, структура и функции межличностного взаимодействия

 

Межличностные отношения - это  объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи  между людьми.

Виды межличностных отношений:

1) по модальности (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные, нейтральные);

2) по целям (деловые, личные);

3) по направленности (вертикальные (различные иерархические уровни), горизонтальные (один уровень).

Структура межличностных  отношений:

1) когнитивный компонент  (предполагает осознание того, что  нравится, а что не нравится  в межличностных отношениях);

2) поведенческий компонент  (реализуется в конкретных действиях.  Если человек нравится, поведение будет доброжелательным);

3) эмоциональный компонент  (переживание, оценка другого  человека, обусловленные социокультурными нормами групп).

Функции межличностных отношений

1) помогают адаптироваться  в новой среде;

2) познавательная функция  (социальное познание, познание другого  человека);

3) удовлетворяют потребности  человека в контакте с другими  людьми.

Основные феномены межличностных  отношений:

1) симпатия - избирательная  привлекательность. Вызывает когнитивный,  эмоциональный, поведенческий отклик, эмоциональную привлекательность;

2) аттракция - привлечение,  притяжение одного человека к  другому, процесс предпочтения, взаимного  притяжения, взаимной симпатии;

3)антипатия;

4) эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой). Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию. проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной;

5) совместимость (оптимальное  сочетание психологических особенностей  партнеров, способствующих оптимизации  их совместной деятельности) - несовместимость;

6) сработанность (удовлетворение  от общения; согласованность действий).

Отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, ослабляются, разрываются. Эти процессы зависят  от следующих критериев:-1) наличие  и глубина эмоциональных связей; 2) частота и интенсивность контактов; 3) повторяемость контактов; 4) доверительность  в контактах.

Уровни межличностных  отношений: 1) первичное знакомство; 2) приятельские отношения (создают  основу для дальнейшего развития отношений); 3) товарищеские отношения (позволяют закрепить межличностный  контакт, происходит сближение интересов  и т. д.); 4) дружеские отношения (устойчивые, общность интересов, целей и т. д.); 5) супружеские.

1. В широком смысле  — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный  или кратковременный, вербальный  или невербальный личный контакт  двух и более человек, влекущий  взаимные изменения их поведения,  деятельности, отношений и установок.  Такая трактовка обычно используется для указания на непосредственную взаимосвязь как-либо взаимно воздействующих индивидов (в результате взаимодействия они по меньшей мере отдают себе отчет во взаимном существовании).

2. В узком смысле —  система взаимно обусловленных  индивидуальных действий, связанных  циклической причинной зависимостью, при коей поведение каждого  из участников выступает одновременно  и стимулом, и реакцией на поведение  остальных. Такая трактовка используется  для обозначения способа реализации  деятельности совместной, цель коей  требует разделения и кооперации  функций, а потому — взаимного  согласования и координации индивидуальных  действий (см. отношение межличностное). Основные признаки взаимодействия межличностного как формы общения:

Информация о работе Альтруизм и агрессия в межличностном взаимодействии