Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 19:19, реферат
Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимыми были и разночтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы, используемые человеком, замещают другие, вытесненные предметы и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.
Аналитическая психология Юнга
Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимыми были и разночтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы, используемые человеком, замещают другие, вытесненные предметы и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.
Юнг считал, что 
структура личности состоит из трех 
частей -коллективного 
Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами, так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание). Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека.
"Основными 
архетипами индивидуальной 
Эго является центральным 
элементом личного сознания, оно 
как бы собирает разрозненные данные 
личного опыта в единое целое, 
формируя из них целостное и осознанное 
восприятие собственной личности. При 
этом Эго стремится противостоять 
всему, что угрожает хрупкой связности 
нашего сознания, старается убедить 
нас в необходимости 
Персона - это та часть нашей личности, которую мы показываем Миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежду, способы выражения. Персона оказывает и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.
Тень представляет 
собой центр личного 
Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли Тени в структуре личности, так как Юнг считал ее лишь одной из составляющих этой структуры, а Фрейд ставил Тень в центр личности, делал центром своих исследований именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным просто избавиться от Тени, не признавать ее, так как она - законная часть личности и человек без Тени так же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как раз не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, стремление к анализу ее содержания (то, что Юнг называет техникой обращения с Тенью) помогают преодолеть ее негативное влияние.
Анима (у мужчины) 
или Анимус (у женщины) - это те 
части души, которые отражают интерсексуальные 
связи, представления о 
Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части, это «архетип порядка и целостности личности». Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность, Самость и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и самопознании.
Идеи о необходимости 
сохранения целостности и индивидуализации 
при развитии личности развивались 
Юнгом уже в 50-60-е годы под влиянием 
новых тенденций в понимании 
личности, в том числе в русле 
гуманистической психологии. К этому 
же времени относятся его 
Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа - экстравертов и интравертов. Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в отличие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил поведения. Если для интроверта опасность представляет полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшая опасность таится в потере себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время как интроверты - фанатиками.
Однако Самость, 
стремление к целостности личности 
не позволяет одной из ее сторон 
полностью подчинить другую. Эти 
две части души, два типа как 
бы делят сферы своего влияния. Как 
правило, экстраверты хорошо строят 
отношения с большим кругом людей, 
учитывают их мнения и интересы, 
в то же время в узком кругу 
близких им людей они открываются 
другой стороной своей личности, интровертной. 
Здесь они могут быть деспотичны, 
нетерпеливы, не учитывают мнения и 
позиции других людей, стараются 
настоять на своем. Общение с широким 
кругом незнакомых и плохо знакомых 
людей чрезвычайно 
Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстра-интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущений. У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека. При этом он считал мышление и чувствование альтернативными способами принятия решения. Так как мышление ориентировано на логические посылки, мыслящие люди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.
Если мышление 
и чувства характеризуют 
Хотя главным 
содержанием души Юнг считал ее бессознательные 
структуры, он не только не отрицал 
возможность их осознания, но и считал 
этот процесс очень важным для 
личностного роста человека. К 
одному из вариантов такого осознания 
себя относится психотерапия, в которой 
врач является помощником пациента, помогая 
ему понять себя, вернуть себе целостность. 
Юнг осознавал сложность 
Индивидуальная психология Адлера
Главная идея Адлера 
заключалась в том, что он отрицал 
положения Фрейда и Юнга о доминировании 
бессознательных влечений в личности 
и поведении человека, влечений, 
которые противопоставляют 
В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.
Не менее важна 
и введенная им идея о творческом 
«Я». В отличие от фрейдовского Эго, 
служащего целям врожденных влечений 
и потому определяющего полностью 
путь развития личности в заданном 
направлении, «Я» Адлера представляет 
собой субъективную и индивидуализированную 
систему, которая может менять направление 
развития личности, интерпретируя жизненный 
опыт человека и придавая ему различный 
смысл. Более того, это «Я» само 
предпринимает поиски такого опыта, 
который может облегчить 
Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».
Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но тем не менее оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. В то же время для невротиков это невыполнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.