Аналитическая психология Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 19:19, реферат

Описание работы

Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимыми были и разночтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы, используемые человеком, замещают другие, вытесненные предметы и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.

Работа содержит 1 файл

Аналитическая психология Юнга и Адлера.docx

— 24.56 Кб (Скачать)

Адлер считал, что  большое значение в формировании структуры личности человека имеют  его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального  окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он считал, что ребенок  рождается не с готовыми структурами  личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, формирующем поведение  человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая  определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я». Чувство  общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию  стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может  остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности становится основой  асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка  с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с  холодными, отгороженными от них  матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений  о себе и мире, которая создается  каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия  для личностного роста, провоцирует  развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала  наследственности и опыта. Творческое «Я», о котором пишет Адлер, представляет собой своеобразный фермент, который  воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в  личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и  обладающую уникальным стилем». Творческое «Я», с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели, стиля жизни по сути как акты творчества, которые  придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди - это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство  общности определяет направление жизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства - неполноценности  и стремления к превосходству - представляют собой источники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба  эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного  роста, самосовершенствования. Если чувство  неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству  вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и  стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в  целом благодаря самосовершенствованию  и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный  механизм, помогающий развитию этих чувств, - компенсация.

Адлер выделил  четыре основных вида компенсации - неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в  болезнь. Соединение определенных видов  компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать  одну из первых типологий развития личности.

Он считал, что  развитое чувство общности, определяя  социальный стиль жизни, позволяет  ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют  свою ущербность, так как они могут  компенсироваться при помощи других людей, сверстников, от которых они  не чувствуют отгороженности. Это  особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности  полной их компенсации и тем самым  могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примером такой  сверхкомпенсации превосходства при  социальном жизненном стиле для  Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, многие другие замечательные люди, не обязательно  широко известные, но приносящие пользу окружающим.

В то же время  при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные  невротические комплексы, которые  приводят к отклонениям в развитии его личности. Так, неполная компенсация  способствует возникновению комплекса  неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный  стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность  преодолеть свои дефекты, в особенности  физические, часто приводит и к  мнимой компенсации, и ребенок, так  же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которыми его окружают. Однако такой вид компенсации  несовершенен, так как он останавливает  личностный рост и формирует неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию  трансформируется в невротический  комплекс власти, доминирования и  господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе для общества, а о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль  жизни. Подобные люди - тираны и агрессоры, они подозревают окружающих в  желании отнять у них власть и  потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадят даже своих  близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители  и тираны, не обязательно в масштабах  страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и  жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным  детям в большей степени присущи  комплексы вины и неполноценности.

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в  жизненных невзгодах, преодолеть трудности  и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может  преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества. Адлер писал, что, если человек  умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в  то время как недостаток кооперации есть корень невротических и плохо  приспособленных стилей жизни.

Список  литературы

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М-, 1995.

Ждан А. Н. История  психологии: от античности к современности. - М-, 1999.

История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.

Каннабих Ю. История  психиатрии. - М-, 1994.

Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. - Минск, 1994.

Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд. - М., 1989.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. - М., 1993,

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1991.

Ф/?ейдЗ.«Я»и«ОНО».-Тбилиси, 1991.-Т. 1,2.

Фромм Э. Иметь  или быть. - М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. ~ М., 1992.

Хорни К. Невротическая  личность нашего времени. - М., 1993.

Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис- - М., 1996-

ЭриксонЭ. Детство  иобщество. -СПб., 1996.

Юнг К. Психологические  типы. - М., 1995.

Юнг К. Архетип  или символ. - М., 1991.

Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

Информация о работе Аналитическая психология Юнга