Анализ направленности внеучебных интересов младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Соответственно перед нами стоит следующая цель исследования – выяснить направленность внеучебных интересов детей младшего школьного возраста (что их интересует: спорт, музыка, кино), широту этих интересов, активность и самостоятельность детей (стремиться ли, интересующийся музыкой ребенок сам научиться играть на каком-либо инструменте).

Содержание

Введение ……………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1 Внеучебные интересы младших школьников:
Понятие об интересах и их роли в жизни и деятельности человека……………………………………………………….....6-9
Особенности интересов современных младших школьников……………………………………………………10-14
ГЛАВА 2 Анализ направленности внеучебных интересов младших школьников:
2.1 Практическое изучение внеучебных интересов детей……....15-17
2.2 Результаты исследования и их анализ………………………..18-23
Заключение…………………………………………………………24-25
Список литературных источников…………………………………...26
Приложение………………………………………………………...27-28

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     Одним из критериев интереса является его  объем. Объем интересов – то количество объектов, видов деятельности, вызывающих интерес человека, указывает на духовное богатство человека, а также на многосторонность его развития, как личности. Однако обычно среди множества интерес ярко выражен один центральный, наиболее увлекающий человека, или же ведущие интересы в отдельных видах деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Особенности внеучебных интересов современных младших школьников

     Перед непосредственным изучением особенностей интересов современных младших школьников, прежде всего, следует учитывать возрастные псилогические и физиологические особенности, присущие данному возрасту.

     В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка с 7 до 10-11 лет (I – IV классы школы). Наиболее характерная черта данного периода состоит в том, что дошкольник становится школьником. И если для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, то ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, а игра постепенно теряет главенствующую роль, хотя и продолжает занимать важное место в жизни ребенка. Что касается анатомо-физиологических особенностей, в младшем школьном возрасте происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения [13].

     М.В. Гамезо составил список показателей развития детей младшего школьного возраста [14]:

     Социальное  развитие:

     Умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения; хорошо ориентируются в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением; стремятся быть первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко реагируют на изменение отношения взрослых.

     Организация деятельности:

     Способны  воспринимать инструкцию и выполнять  задание, если поставлена цель и четкая задача; могут планировать свою деятельность, однако не способны выработать алгоритм сложного последовательного действия; способны сосредоточенно работать 10-15 минут; способны оценить в общем качество своей работы и самостоятельно исправить ошибки.

     Речевое развитие:

     Способны  правильно произносить все звуки  родного языка; обладают хорошим словарным запасом (3,5-7 тысяч слов); грамматически правильно строят предложения; свободно общаются с взрослыми и сверстниками; речь богата интонациями.

     Интеллектуальное  развитие:

     Способны  к систематизации и классификации  процессов, предметов, явлений, к анализу простых причинно-следственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов; с удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас знаний об окружающем мире.

     Развитие  памяти и объема внимания:

     Способны  к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика и  зависит от условий и индивидуальных особенностей детей; количество одновременно воспринимаемых объектов невелико; продуктивность преобладающей непроизвольной памяти повышается при активном восприятии; способны к произвольному запоминанию; способны овладеть приемами логического запоминания; не способны к быстрой переключаемости.

     Развитие  мышления:

     Наиболее  развито наглядно-образное и действенно-образное мышление; доступна логическая форма мышления.

     Зрительно- пространственное восприятие:

     Способны  различать пространственное расположение фигур и деталей на плоскости и в пространстве; способны различать и выделять простые геометрические фигуры; способны к классификации фигур по форме и величине; способны различать и выделять буквы и цифры, написанные различным шрифтом.

     Зрительно-моторная координация:

     Способны  срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением рамеров и пропорций.

     Слухо- моторная координация:

     Способны  различать и воспроизводить несложный  ритмический рисунок; способны выполнять под музыку ритмические движения.

     Развитие  движений:

     Способны  освоить и правильно реализовать  сложно координированные гимнастические упражнения; способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой; способны к выполнению простых графических движений; способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

     Личностное  развитие, самосознание и самооценка:

     Способны  осознавать свое положение в системе  отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; не способны к адекватной самооценке, которая зависит от оценки взрослого.

     Мотивы  поведения:

  • Установление и сохранение положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  • мотивы личных достижений, признания, самоутверждения;
  • интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых;
  • познавательные интересы.

     Для нашей курсовой особое значение имеет  последняя группа показателей, так как мы пришли к выводу, что интересы - это особые формы мотивов личности. А так как для детей младшего школьного возраста характерны ярко-выраженные интересы ко всему новому, то они с большим удовольствием занимаются в кружках, секциях, и т. п. внешкольных учреждениях. В соответствии с рекомендациями врачей и педагогов учебное время и время, связанное с учебой для младших школьников должно составлять 4-6 часов в день, а внеучебное время на домашний труд и досуг примерно 6 часов [15]. 

     В настоящее время во многих школах участие в каком-либо кружке стоит  обязательным условием. Почти в каждой школе есть всевозможные спортивные, танцевальные секции, студии ИЗО и кружки пения, кружки «Оч. умелые ручки» и «Друзья природы», и т. д.      В школах существует специальный персонал, ответственный за внеучебную сферу деятельности, имеет место определенная структура института воспитания - заместители директора по внеучебной или воспитательной работе, классные руководители и т.п.

     Помимо  занятий во внеучебных заведениях, существуют и игры во дворе со сверстниками, так как игра продолжает занимать важное место в жизни детей младшего школьного возраста. Например: «Казаки-разбойники», «Кандалы», «Выбивалы», «Сабжо», «Гали-гали стоп», «Краски», и т. д.

     Также дети с удовольствием играют в настольные игры, которых сейчас великое множество и которые выпускаются яркими и красочными, с учетом возрастных особенностей детей: «50 игр на логику», Лото, шахматы и шашки, тогыз кумалак, Лабиринт, Ралли, «Морской бой», мозаика, и т. д.

     Телевидение предлагает обилие телеканалов с  детскими передачами и фильмами, например такой канал как «ТелеНяня», «Fox kids», «Nickelodeon», «Jetix»: современные и старые советские художественные фильмы: «Гарри Поттер», «Красная шапочка», «Приключения Петрова и Васечкина», «Пеппи – длинный чулок», «Хроники Нарнии», развлекательное шоу «Джунгли зовут» и познавательная программа «Большие буквы». «National geographic» и «Discovery» являются любимейшими каналами, так как для детей данного возраста характерен интерес и любовь к животным и окружающему миру. Однако сейчас взрослые не следят строго за тем, что смотрят их дети, а потому помимо детских каналов школьник вполне может смотреть ужастики и боевики, не предназначенные для просмотра «лицам до 16».

     Дети  младшего школьного возраста с удовольствием  читают произведения художественной литературы, как классику, так и сочинения современных авторов. Наибольшее предпочтение в данном возрасте отдается разумеется волшебным сказкам и повестям в жанре фэнтези, стихотворения А. С. Пушкина, А. Барто, С. Я. Маршака, Р. Р. Толкиена «Хоббит», и «Властелин колец» Л. Кэролла «Алиса в стране чудес», Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер», Д. Емец «Таня Гроттер», и т. д.

     В настоящее время почти в каждом доме есть компьютер, и дети практически  с 3-4-х лет уже умеют выполнять  простейшие операции на ПК, играют в игры. Рынок пополняется каждый год новыми компьютерными играми и приставками всех жанров: Fast and furious, Sims, Assassin и т. д. А уж в интернете можно найти все что угодно, и часто то, что вредно для психики детей и для их нормального морального развития.

     Таким образом, у современных детей множество возможностей для развития своих способностей, для удовлетворения естественной потребности проявить себя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2: Анализ направленности внеучебных интересов  младших школьников

     2.1 Методики изучения внеучебных интересов детей 

     Для нашего исследования «Внеучебные интересы младших школьников» нами была использована анкета [приложение 1], разработанная З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян [Изучение личности школьника учителем/ Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян.]. Данная анкета включает в себя 6 вопросов, позволяющих выявить направленность внеучебных интересов младших школьников.

       Данное исследование «Внеучебные интересы младших школьников» было проведено на базе ГУ “Школа – гимназия № 95”  Октябрьского района города Караганды. Исследованием был охвачено 24 школьника из 2 “А” класса в возрасте 8 лет и их родители, в количестве 24 человека. Сбор информации  для нашего исследование путем анкетирования был проведен в форме классного часа в присутствии классного руководителя – Ашихминой Т. В. Состав учащихся следующий: 10 девочек и 14 мальчиков.

     Дети  с большим удовольствием отвечали на вопросы анкеты. Вопросы анкеты составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, так что ее заполнение не составило никаких трудностей для детей.

     В ходе обработки данных нашего исследования интересная тенденция: мальчики предпочитают играть на компьютере, совместным играм  во дворе со сверстниками, и основную часть своего времени проводят за компьютером, играю в сетевые игры и переписываясь со знакомыми в программах «Агент» и «В контакте». Девочки, напротив, проводят за компьютером не более часа в день, предпочитают ролевые игры: «Дочки - матери», «Магазин», «Школа», и «Чародейки» по мотивам любимого мультсериала. Соответственно в графе «любимые игра» мальчики вписали названия «стрелялок» типа GTA, Counterstrike, War craft, Final fantasy и т. д. Тогда как девочки отдали предпочтение всевозможным ролевым играм, играм с куклами со сверстницами. Однако трое из опрошенных мальчиков помимо компьютерных игр написали, что очень любят играть в «Школу» и быть учителем.

     По  результатам проведенного анкетирования звание самого популярного детского канала можно назвать Телеканал «ТелеНяня», так как его смотрят абсолютно все опрашиваемые дети.

     Помимо  анкетирования проводилось и  наблюдение за деятельность младших  школьников во время перерывов. В  ходе данного наблюдения было выявлено, чем именно дети любят заниматься во время перемен. Повторение уроков в этот список не входит. Некоторые ребята приносят в школу игрушки: например «Тетрисы» и с упоением «летают на самолетах» или «строят здания», многие девочки приносят кукол «Барби» и сравнивают  у какой лучше наряд, также дети читают книжки и хвастаются новыми наклейками с героями из любимого аниме-сериала «Наруто», обсуждают компьютерные игры, рассказывают о проделках домашних питомцев.

     Во  время проведения исследования в  ШГ № 95 состоялся конкурс работ  учащихся начальной школы «Дары  осени», проводимой учителем ИЗО Третьяковой  Е. М., техника исполнения: гуашь, акварель, цветные мелки, цветные карандаши и фломастеры, семеро детей из 2 «А» класса приняли участие и получили похвальные листы по итогам конкурса.

     Под руководством преподавателя ИЗО  Ашихминой Т. В. Состоялась выставка работ учащихся «Осенняя пора»: рисунки карандашами и акварелью, аппликации из цветной бумаги и гербарии.

     Нами  было проведено изучение продуктов  ученического творчества, представленного  в работах детей на конкурсе «Дары  осени» и выставке «Осенняя пора». Все  без исключения работы были красивы, оригинальны и трогательны, несмотря на то, что работы детей 1-2 классов были несколько схематичны, соответственно возрасту. Так как в обоих мероприятиях приняло участие большое число детей младшего школьного возраста, можем сделать вывод, что изобразительное искусство занимает большое место во внеучебной деятельности младших школьников.

     Также для исследования был использован  опыт, накопленный во время проведения практики в летнем лагере «Армандастар»  в роли вожатой отряда «Планета Трям» в период с 01.06.2009 г. По 14.06.2009 г., в состав которого входили и учащиеся нынешнего 2 «А» класса. Согласно  режиму лагерной смены отряды дважды в неделю посещали бассейн, из которого детей по истечении положенного времени приходилось вытаскивать едва ли не силой. Во время похода в тополиную рощу и празднования «Дня Нептуна» ребята с энтузиазмом выполняли задания подручных Нептуна – ползали по-пластунски, пытались перетанцевать лягушек, ловили капли, а затем мальчики обстреляли девочек, да и самих вожатых из водяных пистолетов. Посещения спектаклей в театре «Буратино» и на сцене ДК Нового Майкудука дети обсуждали очень долго, и даже пытались показывать в лицах тем, кто отсутствовал. В конце лагерной смены детей попросили нарисовать самый лучший, по мнению ребят,  день  в лагере, большая часть школьников нарисовала бассейн.

Информация о работе Анализ направленности внеучебных интересов младших школьников