Барьеры межличностного общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

В связи с актуальностью данной проблемы была выбрана тема курсовой работы – «Барьеры межличностной коммуникации и пути их преодоления». Цель работы – проанализировать барьеры межличностной коммуникации, а также рассмотреть пути их преодоления. В процессе работы были выделены следующие задачи:
изучить проблему общения в психологии;
проанализировать основные подходы к проблеме барьеров межличностной коммуникации;
рассмотреть основные виды барьеры межличностной коммуникации пути их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Проблема общения в социальной психологии 5
1.2. Общение: характеристика и виды 5
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 5
ГЛАВА II. БАРЬЕРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 5
2.1. Исследование барьеров общения в социальной психологии 5
2.2. Коммуникативные барьеры и их характеристика 5
2.3. Методы преодоления барьеров межличностной коммуникации 5
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5

Работа содержит 1 файл

7228 - Психология - Барьеры межличностной коммуникации и пут.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Обычно  принято считать, что авторитетность источника информации может устанавливаться  после определения таких его параметров, как надежность, компетентность, привлекательность, искренность, полномочия, объективность. Надежность источника – это собственно и есть авторитетность. Чем больше человек доверяет собеседнику, тем больше его надежность. Этот показатель складывается из компетентности и объективности, определяемой как незаинтересованность – чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить, тем больше он доверяет говорящему. Безусловно подтверждается тот факт, что чем надежнее (авторитетнее) говорящий, тем выше успех коммуникации в целом.

     В исследованиях психологов выяснилось, что если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает его выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то и к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждения. Очевидно, что при разных целях коммуникации необходимо по-разному управлять доверием слушающего. Так, при обучении лучше иметь «средний» авторитет, а при агитации – высокий.

     Таким образом, не только внешние условия  важно учитывать в поисках  основ доверия слушающего к говорящему, но и то, насколько слушающий соотносит говорящего с собой, насколько считает его своим, представителем своей общности. Это считается наиболее важным условием преодоления любого барьера.

     Преодоление фонетического барьера. Для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Выполнение такого рода условий улучшает «проходимость» информации, оптимизирует коммуникацию. Кроме перечисленных общих пожеланий, можно указать и некоторые вполне конкретные закономерности восприятия речи другого, которые помогут определить, что такое «лучшая» фонетика в каждом отдельном случае. Такого рода закономерности выявлены в многочисленных экспериментах, посвященных изучению различных физических характеристик коммуникации – темпа и скорости речи, качества дикции и произношения и т.д.

     Для преодоления фонетического барьера необычайно важна и обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.

     Самым важным является, по мнению психологов, просто не забывать о существовании этого барьера. Практически у каждого человека хватит опыта и знаний, чтобы преодолеть этот барьер, если он будет относиться к нему со вниманием.

     Преодоление семантического барьера. Семантический барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того, что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. В определенном смысле вообще принципиально невозможно наличие одинаковых тезаурусов у разных людей. Но из этого не следует, что невозможно и взаимопонимание. Конечно, в любом общении в процессе понимания всегда есть какое-то несоответствие – каждое слово, каждое сообщение будет иметь для воспринимающего чуть-чуть другой, новый смысл. Если же человек понял совсем не то, что ему сказали, то можно говорить о семантическом барьере и о неэффективной коммуникации.

     Преодолеть  этот барьер, прежде всего, возможно при более полном представлении о тезаурусе партнера. Многочисленные ошибки в коммуникации связаны именно с недооценкой разности тезаурусов.

     Преодоление стилистического  барьера. Действие этого барьера сводится к тому, что стилевые характеристики сообщения могут препятствовать его восприятию. Если стиль коммуникации «плохой» – неуместный, слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем не соответствующий содержанию, то слушающий его не понимает (или отказывается, не хочет понимать). Преодоление данного барьера связано с соответствием формы содержанию. Иными словами, чтобы быть хорошо воспринимаемым, сообщение должно быть хорошо изложено, построено.

     Для преодоления стилистического барьера  необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию. Важно также подчеркнуть, что хорошо структурированная информация не только лучше понимается, но и лучше запоминается, что тоже крайне важно для увеличения эффективности общения.

     Существует  два основных приема структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи. Суть первого правила состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении, будь то разговор, лекция, доклад или даже просто эффектное появление, должна быть заключена в рамку, которая как раз и задает структуру. Рамку в общении создает начало и конец разговора. В начале должны быть указаны цели, перспективы, предполагаемые результаты общения, в конце должны быть подведены итоги, показана ретроспектива и отмечена степень достижения целей.

     Структурирование  сообщения может осуществляться и за счет применения правила цепи. Если правило рамки осуществляет как бы «внешнее» структурирование общения, то правило цепи определяет «внутреннее» структурирование, задавая строение общения «изнутри». Применение данного правила связано с тем, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь. Причем качество цепи может быть различным: простое перечисление «во-первых, во-вторых, в-третьих...»; цепь может быть ранговой – «сначала о главном... и, наконец, менее существенное»; логической – «если это, то тогда – то-то, раз мы согласны с этим, следовательно, это тоже верно». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две работы. Во-первых, она позволяет улучшить запоминание, и, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.

     Таковы  основные методы преодоления коммуникативных барьеров, разработанные в современной социальной психологии.

ВЫВОДЫ  ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

     Коммуникативные барьеры являются одним из непременных условий самого коммуникативного акта. С такими барьерами каждый человек сталкивается, практически, регулярно, когда общается. Барьеры межличностной коммуникации представляют собой определёнными препятствия в общении, которые могут быть вызваны различными причинами – от механических (например, плохая слышимость в процессе телефонного общения) до психологических и социокультурных. Большую роль в процессе общения играет способность человека обходить подобные препятствия, т.к. это во многом облегчает процесс межличностной коммуникации.

     В конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком нужно попытаться увидеть его лучшие качества. Если практически невозможно изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности его нервной системы, т.е. необходимо подобрать к нему «ключик», исходя из собственного жизненного опыта и желания не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса.

     В процессе общения нужно стараться  поставить себя на место своего собеседника, взглянуть на общение и проблему его глазами. От такого умения во многом зависит способность человека преодолевать барьеры межличностной коммуникации и находить «общий язык».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Психология  рассматривает общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Общение порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

     В разное время к ней обращались такие психологи, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, В.А. Калиненко, И.Б. Котова, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, М.Н. Мелибруда, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Мяснищев, А.В. Петровский, В.А. Петровский.

     Неотъемлемой характеристикой межличностного общения является наличие специфических коммуникативных барьеров, которые неизбежно возникают в процессе общения. Проблема коммуникативных барьеров была предметом исследования таких известных учёных в области социальной психологии, как Г.М. Андреева, В.Ф. Галыгин, Б.Д. Парыгин и др. Исследователи отмечают, что барьеры межличностной коммуникации возникают в силу различных причин – культурных, индивидуально-психологических и т.д. В социальной психологии выделяются такие барьеры, как информационно-дефицитный, замещающее искажающий, эмоциональные барьеры, семантические, стилистический и многие другие. Каждый их этих коммуникативных барьеров имеет свою специфику, своё развитие и определённое влияние на общение. Знание этих коммуникативных барьеров и путей их преодоления во многом определяет успешность межличностного коммуникативного взаимодействия.

     Преодоление барьеров межличностной коммуникации может быть различным. В первую очередь они зависят от понимания партнёра по общению, от определения его типа и направленности его личности. Такие знания многое дают о понимании сущности возникшего барьера, его причинах.

     Психология разработала ряд методов по преодолению барьеров межличностной коммуникации: методы привлечения и поддержания внимания, использование феномена авторитета, различные приёмы преодоления фонетического, семантического и стилистического барьеров, а также различные виды активных ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание.

     Каждый человек является уникальной личностью, с каждым необходимо находить индивидуальные пути для решения возникших проблем. От этого и зависит успешность в преодолении барьеров межличностной коммуникации. 
 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994. – 255 с.
  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. - М., 2001. – 288 с.
  3. Батищев Г.С. Особенности глубинного общения // Вопросы философии. – N3. – 1995. – с. 109-129.
  4. История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 784 с.
  5. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. – Л.: Из-во Ленинградского ун-та, 1991.
  6. Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 560 с.
  7. Лютова С.Н. Социальная психология личности. Теория и практика. – М., 2002. – 180 с.
  8. Майерс Д. Социальная психология / Пер с англ. – СПб.: Питер, 1997. – С. 315-339.
  9. Мид Дж. Современная буржуазная философия. – М.: Наука, 1987.
  10. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 1970.- 432с.
  11. Парыгин Б. Д. Социальная психология, Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 350 с.
  12. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. – 584с.
  13. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, "Сибирское соглашение", 1999.
  14. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: истории, теория, исследования. В 2 ч. Ч. 1. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2001. – 150 с.
  15. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: истории, теория, исследования. В 2 ч. Ч. 2. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. – 134 с.
  16. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 2002. - 335 с.
  17. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
  18. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
  19. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. – М., 1996. – 416 с.

Информация о работе Барьеры межличностного общения