Барьеры межличностного общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

В связи с актуальностью данной проблемы была выбрана тема курсовой работы – «Барьеры межличностной коммуникации и пути их преодоления». Цель работы – проанализировать барьеры межличностной коммуникации, а также рассмотреть пути их преодоления. В процессе работы были выделены следующие задачи:
изучить проблему общения в психологии;
проанализировать основные подходы к проблеме барьеров межличностной коммуникации;
рассмотреть основные виды барьеры межличностной коммуникации пути их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Проблема общения в социальной психологии 5
1.2. Общение: характеристика и виды 5
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 5
ГЛАВА II. БАРЬЕРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 5
2.1. Исследование барьеров общения в социальной психологии 5
2.2. Коммуникативные барьеры и их характеристика 5
2.3. Методы преодоления барьеров межличностной коммуникации 5
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5

Работа содержит 1 файл

7228 - Психология - Барьеры межличностной коммуникации и пут.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Общение выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Так, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития. Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». В процессе общения человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

     В рамках межличностного общения могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или, например, с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. Такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть, например, социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

     Проблема  барьеров межличностной коммуникации является одной из актуальных в современной  психологии. Знание коммуникативных барьеров, знание путей их преодоления может значительно облегчить межличностное общение.

     В связи с актуальностью данной проблемы была выбрана тема курсовой работы – «Барьеры межличностной коммуникации и пути их преодоления». Цель работы – проанализировать барьеры межличностной коммуникации, а также рассмотреть пути их преодоления. В процессе работы были выделены следующие задачи:

  • изучить проблему общения в психологии;
  • проанализировать основные подходы к проблеме барьеров межличностной коммуникации;
  • рассмотреть основные виды барьеры межличностной коммуникации пути их преодоления.

     Объект  исследования – коммуникативная  сторона общения; предмет исследования – барьеры межличностной коммуникации. Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования и обобщение полученных знаний.

 

ГЛАВА I

ИССЛЕДОВАНИЕ  ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Проблема общения в социальной психологии

 

     Общение представляет собой один из ведущих факторов возникновения и существования как личности отдельного человека, так и культуры в целом. При этом общение само по себе является культурным феноменом жизнедеятельности человека, поскольку является условием и средством познания, сохранения, трансформирования и созидания духовных и материальных ценностей культуры. В связи с этим вполне объясним интерес к проблеме общения различных областей человекознания. Философия выполняет общетеоретическую и методологическую функции в комплексном исследовании общения такими науками, как психология, социология, педагогика, культурология и др. За переделами философской мысли изучение феномена общения имеет место, прежде всего, в психологической науке.

     Развитие человека, само существование индивида как личности, его связи с обществом вне процесса общения с другими людьми невозможно представить вне связи с общением. В современных условиях к числу «существеннейших всепронизывающих и коренных недостатков можно отнести глубинную необщительность каждого из нас и всех нас, вместе взятых, как совокупности. Только определенная мера такой общительности и существенной открытости оправдала бы собою определенную, ей адекватную, меру нашей развитости: нравственной, художественной и особенно – познавательно-технической» [3, с. 110]. Общение включает в себя все разнообразие духовных и материальных форм бытия человека и является при этом его насущной потребностью. Поэтому вполне закономерно, что изучению проблем общения уделяется значительное внимание в исследовании отечественных и зарубежных ученых, представляющих различные направления.

     Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к обоснованию этого положения. Так, например, анализируя научную литературу, Л.П. Буевой были рассмотрены следующие аспекты изучения общения:

     1) информационно-коммуникативный (общение  рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

     2) интеракционный (общение анализируется  как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

     3) гносеологический (человек рассматривается  как субъект и объект социального познания);

     4) аксиологический (общение изучается  как обмен ценностями);

     5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);

     6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем - с другой);

     7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками) [13, с. 40].

     Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах: как 1) освоение личностью социокультурных ценностей и как 2) ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

     Рассмотрение  проблем общения осложняется  различием трактовок самого понятия «общение». Так, например, А.С. Золотнякова понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение она видела как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем она подавала «общение» как асоциальный процесс, через который общество влияет на индивида. Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для нее общение было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.

     Проблему общения исследовали и философы. Так, Б. Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л.П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М. С. Каган рассматривает общение, как «коммуникативный вид деятельности», - выражающий практическую активность субъекта.

     А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [13, с. 41].

     Множественное понимание общения – в широком  и в узком смысле слова –  вытекает из самой логики понимания  связи межличностных и общественных отношений.

     В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию контакта двух или более людей. Формы контакта: 1) простое присутствие, 2) обмен информацией, 3) совместная деятельность, 4) равная обоюдная или асимметричная активность.

     Подход  к общению как к стороне  совместной деятельности осуществлен в исследованиях Г.М. Андреевой. Автором сделана попытка синтезировать различные трактования проблемы общения. Г.М. Андреева предлагает более широко понимать связь деятельности и общения, где бы общение рассматривалось и как сторона «совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дереват» [1, с. 95].

     Четко прослеживается расхождение во взглядах и на структуру процесса общения. Целым рядом ученых общение рассматривается как процесс связей субъекта с объектами. Так, например, известный философ Г.С. Батищев толкует общение как процесс установления и обновляющегося становления глубинной, универсальной общности между субъектом и всеми другими. Ученым также подчеркивается субъектно-объектный характер общения [3, с. 115].

     Другая точка зрения на структуру процесса общения у таких психологов, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, В.А. Калиненко, И.Б. Котова, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, М.Н. Мелибруда, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Мяснищев, А.В. Петровский, В.А. Петровский. В основу теории общения легло положение о сущности общения как межличностного взаимодействия, в процессе которого каждая из личностей выступает в качестве активного субъекта коммуникации.

     В исследованиях А.А. Бодалева, М.И. Лисиной, В.И. Мяснищева, А.В. Петровского общение рассматривается как процесс взаимодействия личностей, определенным образом отражающих друг друга (отраженных и представленных друг в друге), относящихся друг к другу и взаимодействующих друг с другом с целью согласования усилий, налаживания их отношений и достижения общего результата, влекущего за собой изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Искусство, обладая познавательной, эстетической, воспитательной и другими функциями, является источником и эталоном общения.

     М.С. Каган в своих исследованиях  выдвигает положение о том, что  человеческое общение имеет постоянную деятельную природу, проявляющуюся в направленности действий субъекта на другого субъекта. Им разработана универсальная теория общения, характеризующаяся системностью и многогранностью. Она имеет теоретическое, практическое и методологическое значение. В данной теории общение рассматривается целостно, как особая форма взаимодействия сложных систем-субъектов и определяется его социокультурная детерминация. Кроме того, в ней глубоко и разносторонне исследуется структура, функции, многообразие форм его реального существования.

     Таким образом, можно отметить, что в социальной психологии является актуальной, психологи её рассматривают с различных точек зрения, анализируют её различные стороны. Однако все исследователи сходятся в той мысли, что общение представляет собой определённое взаимодействие людей, которое имеет определённые цели и содержание.

1.2. Общение: характеристика и виды

 

     Общение в социальной психологии рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [17, с. 95].

     В зависимости от содержания, целей  и средств психологи разделяют  общение на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а, в конечном счете, – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

     Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. В этом случае от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности [16].

Информация о работе Барьеры межличностного общения