Базовые групповые эффекты: их сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Вторая мировая война активизировала исследования межличностного взаимодействия. Сплоченность и боеспособность групп, устойчивость их структуры при действии сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности групп в зависимости от типа или стиля руководства - все это выступило в качестве предмета экспериментального изучения, активно поощрявшегося заинтересованными официальными структурами. Группы (формальные и неформальные, первичные и вторичные, референтные и пр.) стали объектом пристального внимания.

Содержание

Введение 1
1. Групповые эффекты 1
1.1 Эффекты социальной фасилитации и социальной ингибиции 1
1.2 Эффект принадлежности к группе 2
2. Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности 3
2.1 Психофизиологический эффект 3
2.2 Эффект социальной лени 3
2.3 Эффект «синергии» 4
2.4 Эффект группомыслия 4
2.5 Эффект конформизма 4
2.6 Эффект подражания 5
2.7 Эффект «ореола» 5
2.8 Эффект «бумеранга» 6
2.9 Эффект группового фаворитизма 6
2.10 Эффект группового эгоизма 6
2.11 Эффект «маятника» 6
2.12 Эффект «волны» 7
2.13 Эффект «пульсара» 7
Заключение 7

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ_соц.психология малой группы - копия.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

по предмету: Социальная психология малой группы

на тему: Базовые групповые эффекты: их сущность и содержание

Содержание: 

Введение 

      Вторая  мировая война активизировала исследования межличностного взаимодействия. Сплоченность и боеспособность групп, устойчивость их структуры при действии сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности групп в зависимости от типа или стиля руководства - все это выступило в качестве предмета экспериментального изучения, активно поощрявшегося заинтересованными официальными структурами. Группы (формальные и неформальные, первичные и вторичные, референтные и пр.) стали объектом пристального внимания. Для их характеристики все чаще стал использоваться термин «малая группа». Впоследствии изучение малых групп стало ведущим направлением в социальной психологии.

      Исследования  малых групп (вопрос об их количественном содержании

по сей  день остается предметом острых дискуссий) начались лишь во второй четверти XX в., но довольно скоро приобрели широкий размах и составили основное содержание социально-психологических исследований на Западе. В самых ранних работах выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно на факте простого присутствия других, а сама группа трактовалась прежде всего как этот факт присутствия: изучалось не взаимодействие (интеракция) людей в группе, а факт их одновременного действия рядом (коакция). Результаты исследования таких «коактных» групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если по условиям эксперимента снимался момент соперничества).

      Данная  работа посвящена раскрытию сущности и содержания базовых групповых эффектов, которые были выявлены при изучении малых групп.

 

1. Групповые эффекты

      Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.

      Влияние присутствия других людей на психику  и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом  социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В. М. Бехтерев в 20-х годах XX века. Именно открытие того факта, что человек психологически откликается на присутствие (реальное или воображаемое) другого человека легло в основу создания науки социальной психологии. Люди не индефферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообразными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. Понимая значение этой реакции, Г. Олпорт дал следующее определение нашей науки: «Социальная психология - это дисциплина, которая пытается понять и объяснить какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других». Человек — существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов. 

1.1 Эффекты социальной  фасилитации и  социальной ингибиции

      Эффект  социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

      Дальнейшие  эксперименты В. Мёде, Фл. Олпорта (1920), В. М. Бехтерева (1923) показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, вычеркивание в тексте заданных букв, выполнение простых заданий на моторику и т. д. В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.

      Эффект  присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане - это «эффект  социальной фасилитации», а в отрицательном - он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

      В середине 60-х годов понимание  термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать  ее как более широкое социально-психологическое  явление. Так, Р. Зайенс изучал, как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Принцип экспериментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, оказалось возможным распространить и на социальную психологию. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

      Итак, люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень  реакции, являются:

      - количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию;

      - взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

      - значимость окружающих людей  для человека;

      - степень пространственной близости  между людьми. Социальное возбуждение  сильнее, чем теснее друг к  другу располагаются люди.

      Д. Майерс также указывает три  причины возникновения эффекта социальной фасилитации:

      - социальное возбуждение, т. е.  возбуждение нервной системы  от присутствия других людей,  является врожденным и присуще  большинству общественных животных;

      - боязнь социальной оценки или  обеспокоенность тем, как нас  оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают;

      - отвлечение внимания от конкретной  задачи и конкретной деятельности  и переключение внимания на  окружающих. Это перегружает когнитивную  систему и вызывает возбуждение. 

      Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация - усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией. 

1.2 Эффект принадлежности  к группе

      Эффект  принадлежности к  группе – второй базовый групповой эффект. В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначали его различными терминами.

      В начале XX века в социальных науках господствовали теории инстинктов социального поведения. Английский психолог М. Дауго в 1908 году выделяет среди других инстинктов чувство принадлежности к массе людей. Другой английский психолог В. Троттер в 1916 году пытался объяснить все психические феномены стадным инстинктом и понимал его как нечто первичное, как склонность всех однородных животных существ к объединению. В это же время итaльянский социолог В. Парето обозначал инстинкт постоянства, как потребность в принадлежности к социальной группе.

      Затем 3. Фрейд в книге «Психология  масс и анализ человеческого "Я" вводит понятие «идентификация» определяя ее как механизм эмоциональной привязанности к другим людям. В 30-х годах Э. Мейо в своих Хоторнских исследованиях экспериментально подтвердил наличие у людей потребности в принадлежности к группе, которую он назвал чувством «социобильности». В дальнейшем в 60-х годах основатель гуманистической психологии А. Маслоу среди потребностей также выделил потребность в принадлежности к группе и считал, что групповая принадлежность является доминирующей целью человека. Г. Меррей обозначил эту потребность термином «аффилиация».

      Английские  психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс  осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой, заключаются в следующем:

      -       человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку;

      - когнитивный компонент групповой  идентификации состоит в осознании  человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира;

      - эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств – любви или ненависти, гордости или стыда;

      - поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

      Итак, в сущности групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая  установка, она состоит из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.

      Французский психолог С. Московичи предложил  гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная  матрица, в основе которой лежат  множество групповых идентичностей. Опираясь на идеи С. Московичи, можно  разделить групповые идентичности на три группы:

      - объективные природные идентичности - человек, пол, возраст;

      - объективные социальные идентичности - национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия;

      - субъективные идентичности - ролевые  характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр.

      В определенное время в зависимости  от сложившихся обстоятельств одна из идентичностей становится ведущей, доминирующей и структурирует идентификационную  иерархию. Человек воспринимает, классифицирует окружающий мир, отбирая необходимую информацию, принимая решения и совершая поступки в соответствии с доминирующей в данный момент идентификацией. Эта идентификация означает своеобразную призму, сквозь которую человек воспринимает окружающий мир. Она же определяет параметры cpaвнения собственной группы с другими группами и человек реагирует на мир и окружающих людей с позиций своей групповой принадлежности.

Информация о работе Базовые групповые эффекты: их сущность и содержание