Ценностные орриентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики. Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

17)            высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), ср. ар. = 12,48.

18)            нетерпимость к недостаткам в себе и других 0, ср. ар. = 15,12.

               

     Лидирующие инструментальные ценности старшеклассников представлены в Таблице 4.

 

 

 

 

Таблица 4 - Лидирующие инструментальные ценности старшеклассников

 

Название ценности  

Кол - во

%

1

Жизнерадостность           

7

21,2

2

Воспитанность              

5

15,1

3

Независимость              

4

12,1

4

Образованность             

4

12,1

5

Честность                  

3

9,1

6

Чуткость                   

2

6,1

7

Широта взглядов            

2

6,1

8

Самоконтроль               

2

6,1

9

Аккуратность               

1

3,0

10

Рационализм                

1

3,0

11

Терпимость                 

1

3,0

12

Эффективность в делах        

1

3,0

 

И так, из таблицы 4 видим, что в лидирующее число инструментальных ценностей попало всего 12.

Рейтинг инструментальных ценностей родителей

1)     Ответственность, ср. ар. = 5,94

2)     честность 1, ср. ар. = 6,15

3)     рационализм, ср. ар. = 7,82;

4)     образованность, ср. ар. = 7,97;

5)     аккуратность, ср. ар. = 8,33;

6)     терпимость, ср. ар. = 8,42;

7)     жизнерадостность, ср. ар. = 8,9;

8)     твердая воля, ср. ар. = 8,94;

9)     чуткость, ср. ар. = 8,97;

10)      независимость, ср. ар. = 9,0;

11)      воспитанность, ср. ар. = 9,12;

12)      широта взглядов, ср. ар. = 10,15;

13)      исполнительность, ср. ар. = 10,18;

14)      смелость, ср. ар. = 10,21;

15)      эффективность в делах, ср. ар. = 10,7;

16)      самоконтроль, ср. ар. = 10,97;

17)       нетерпимость к недостаткам, ср. ар. = 13,9;

            высокие запросы, ср. ар. = 14, 64

Лидирующие инструментальные ценности родителей представлены в Таблице 5.

Таблица 5 - Лидирующие инструментальные ценности родителей

 

Название ценности

Кол-во

%

1

Честность                   

7

21,2

2

Жизнерадостность            

4

12,1

3

Независимость               

4

12,1

4

Образованность              

4

12,1

5

Рационализм                 

4

12,1

6

Аккуратность                

2

6,1

7

Ответственность             

2

6,1

8

Терпимость                  

2

6,1

9

Высокие запросы             

1

3,0

10

Непримиримость к недостаткам                             

1

3,0

11

Эффективность в делах        

1

3,0

12

Чуткость                    

1

3,0

 

Как видим, из Таблицы 5 в лидирующие инструментальные ценности родителей вошло так же 12, как и у старшеклассников.

Теперь составим сравнительную таблицу инструментальных ценностей родителе и старшеклассников (Таблица 6 ).

Таблица 6 - Сравнительная таблица  инструментальных ценностей старшеклассников и родителей

Старшеклассники

%

Родители

%

1

Жизнерадостность          

21,2

1

Честность                  

21,2

2

Воспитанность             

15,1

2

Жизнерадостность           

12,1

3

Независимость             

12,1

3

Независимость              

12,1

4

Образованность            

12,1

4

Образованность             

12,1

5

Честность                 

9,1

5

Рационализм                

12,1

6

Чуткость                  

6,1

6

Аккуратность               

6,1

7

Широта взглядов           

6,1

7

Ответственность            

6,1

8

Самоконтроль              

6,1

8

Терпимость                 

6,1

9

Аккуратность              

3,0

9

Высокие запросы            

3,0

10

Рационализм               

3,0

10

Непримирим.  к недост.             

3,0

11

Терпимость                 

3,0

11

Эффективность в делах       

3,0

12

Эффективн. в делах       

3,0

12

Чуткость                   

3,0


 

Как видим, из таблицы 6 по рейтингу  инструментальных ценностях совпали только ценностные ориентации у родителей и старшеклассников образованность и независимость. В остальных же ценностях наблюдаются явные расхождения.

Таким образом, внутрисемейная связь инструментальных ценностей у родителей и старшикласников не прослеживается. Если, анализировать, отдельно ответы старшеклассников и родителей то они схожи в области терминальных (базовых) ценностей, но разнятся в средствах их достижения – инструментальных ценностях. Очевидно, это связано с тем, что сегодня высшей формой отношения старшеклассников к действительности провозглашается право на свою индивидуальность. Из выше сказанного можно сделать вывод, что семья влияет на формирование ценностных ориентаций  не в полной мере, в основном же старшеклассники хотят идти своим жизненным путем.

Далее необходимо было подтвердить полученные результаты диагностики ценностных ориентаций по М. Рокичу и определить, являются ли ценности старшеклассников и родителей зависимыми переменными. Для этого мы воспользовались специальной литературой математической статистики для психологов. В соответствии с предложенным методом анализа коэффициента корреляции Спирмена, мы произвели необходимые вычисления. А так как условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи и значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи мы получили:

1)    коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированием терминальных ценностей старшеклассниками и родителями составляет  0,763, что говорит о тесной связи ценностей между родителями и старшеклассниками;

2)    коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированием инструментальных ценностей старшеклассниками и родителями составляет 0,287, это значит, что связь ценностных ориентаций  между родителями старшеклассниками очень слаба;

В результате мы пришли к выводу о том, что терминальные ценности старшеклассников зависят от соответствующих структур родителей, а инструментальные ценности нет. Это означает, что ценностные ориентации родителей являются одним из многих факторов, которые могут оказывать воздействие на формирование ценностных структур старшеклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретические анализ научной  психологической, социологической и педагогической литературы показал, что проблема изучения ценностных ориентаций старшеклассников в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социально педагогических и психологических дисциплин, и представляет собой важную область исследований.

В современной ситуации речь дол­жна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его цен­ностных оснований. В современной России осознается падение нравственности старшеклассников, что означает смену ценностных ориентаций под влиянием различных обстоятельств, в том числе и неблагополучная семья. В современной ситуации речь дол­жна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его цен­ностных оснований. В настоящее время существует очень мало работ посвященных ценностным ориентациям, а также нет четкого определения ценностных ориентаций.

И так, ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов. Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций так и формирование под влиянием внешней среды. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений старшеклассника с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение. Сущность ценностно-ориентационной деятельности старшеклассников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве. Основными объектами, к которым у старшеклассников должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т. п.

В проведенном нами исследовании рассматривались ценностные ориентации старшеклассников из неблагополучных семей. Существенные сдвиги в жизни общества и отношение в семье, будь то благополучная или неблагополучная семья, могут отражаться на формировании ценностных ориентаций современных старшеклассников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций. Влияние не благополучной семьи на ценностные ориентации старшеклассников ощущаются особенно остро, так как на старшеклассника воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные. Несмотря на то, что внутрисемейные детско-родительские отношения являются лишь одной из составных частей человеческой жизни, их следует особенно подчеркнуть, т. к. именно сферу семейной жизни ребенок впервые начинает понимать отношения человека с миром вокруг.

Информация о работе Ценностные орриентации