Ценностные орриентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики. Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Для родителей

 

Балл

Кол-

Во

 

%

 

POZ

позитивный

интерес

 

5

 

5

 

15,1

 

DIR

 

директивность

 

2

 

7

 

21,3

 

HOS

 

враждебность

 

4

 

8

 

24,2

 

AUT

 

автономность

 

3

 

6

 

18,1

 

NED

 

непоследовательность

 

5

 

7

 

21,3

 

Как видим из Таблицы 1 в основном, варьирует непоследовательность в отношениях родителей и старшеклассников, вместе с тем враждебные отношения у подавляющего числа респондентов  9(27,1%) – старшеклассники и 8(24,2) – родители.

Для сравнения отношений родителей и подростков построим сравнительную кривую (Рисунок 3)

Рисунок 3 –  Сравнительная кривая отношений по Е.Шаферу.

Таким образом, из Рисунка 4 видно, что отношения родителей к подросткам и наоборот, почти совпадают. Из этого можно сделать вывод, что в семьях имеется влияние родителей на старшеклассников.

II.        В рамках исследования, для выявления взаимосвязи ценностных ориентаций старшеклассников и их родителей, нами проведена диагностика ценностных ориентаций старшеклассников и их родителей по методике М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

Испытуемым предлагалось проранжировать список ценностей, причем таким образом, чтобы на первое место стала наиболее значимая и важная в их жизни. Далее на второе, третье и до восемнадцатого проставлялись ценности по убыванию значимости. Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой ценности списка А и списка Б, отдельно для 1 и 2 групп испытуемых. Вот что показала диагностика ценностных ориентаций старшеклассников и родителей:

Рейтинг терминальных ценностей старшеклассников

              1. Здоровье (физическое и психическое), ср. ар. = 4,24. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для старшеклассников их здоровье, является нетипичной для этого возраста (такой результат оказался для нас весьма неожиданным). Дело в том, что молодежи, не обладающей в целом физическими недостатками, всегда было свойственно относиться к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. Не испытывая проблем с физическим состоянием, старшеклассники, казалось бы, и задумываться не должны об опасностях в этой области. Но полученная картина резко отличается от описанной выше: старшеклассники действительно ценят свое здоровье.

              2. Наличие друзей (хороших и верных), ср. ар. = 5,91. По словам В. С. Кривцовой: "В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой". У старшеклассников возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Словом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как «наличие хороших друзей».

          3. Счастливая семейная жизнь, ср. ар. = 6,45.;

     4. Активная, деятельная жизнь, ср. ар. = 7,6.;

      5.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), ср. ар. = 7,82.;

         6.Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений), ср. ар. = 7,97.;

         7.Свобода (самостоятельность, независимость в поступках и суждениях), ср. ар. = 8,76.;

          8.Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), ср. ар. = 8,85.;

          9.Интересная работа, ср. ар. = 9,0.;

          10.Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), ср. ар. = 9,73.

          11.Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей), ср. ар. = 10,3.

          12.Счастье других (близких людей, всего народа), ср. ар. = 10,33.;

          13.Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), ср. ар. = 10,48.;

          14.Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), ср. ар. = 10,58.;

          15.Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), ср. ар. = 12,3.;

          16.Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), ср. ар. = 13,03.;

          17.Общественное признание  (уважение окружающих, коллектива), ср. ар. = 13,15.

          18.Творчество (возможность творческой деятельности), ср. ар. = 15,09. Таким образом, чем ниже среднее арифметическое число, тем выше рейтинг ценности.

     В Таблице 2 представлены лидирующие терминальные ценности, по мнению старшеклассников.

Таблица 2 - Лидирующие терминальные ценности по мнению старшеклассников

 

№№

Название ценности

Кол-во

%

1

Здоровье

15

45,4

2

Наличие друзей

5

15,1

3

Семейная жизнь

4

12,1

4

Деятельная жизнь

2

6,1

5

Любовь

1

3,0

6

Уверенность в себе

1

3,0

7

Свобода

1

3,0

8

Обеспеченная жизнь

1

3,0

9

Интересная работа

1

3,0

10

Развитие

1

3,0


 

Рейтинг терминальных ценностей родителей

1)          здоровье, ср. ар. = 4,12

2)          Счастливая семейная жизнь, ср. ар. = 4, 39;

3)          интересная работа, ср. ар. = 6, 88;

4)          наличие друзей, ср. ар. = 7, 15;

5)          материально обеспеченная жизнь, ср. ар. = 7, 88;

6)          любовь, ср. ар. = 8, 09;

7)          жизненная мудрость, ср. ар. = 8, 67;

8)          уверенность в себе, ср. ар. = 8, 94;

9)          счастье других, ср. ар. = 9, 06;

10)      свобода, ср. ар. = 9, 12;

11)      активная деятельная жизнь, ср. ар. = 9, 67;

12)      познание, ср. ар. = 10, 67;

13)      продуктивная жизнь, ср. ар. = 10. 79;

14)      общественное признание, ср. ар. = 11, 24;

15)      развитие, ср. ар. = 12, 1;

16)      красота природы, ср. ар. = 12, 76;

17)      творчество, ср. ар. = 14, 73.

18)      развлечения, ср. ар. = 15, 33

В Таблице 3 представлены лидирующие терминальные ценности, по мнению родителей.

Таблица 3 - Лидирующие терминальные ценности по мнению родителей.

 

№№

Наименование ценности

Кол-во

%

1

Здоровье

17

51,5

2

Наличие друзей

3

9,1

3

Семейная жизнь

3

9,1

4

Деятельная жизнь

3

9,1

5

Любовь

1

3,0

6

Уверенность в себе

1

3,0

7

Свобода

1

3,0

8

Обеспеченная жизнь

2

6,1

9

Интересная работа

1

3,0

10

Развитие

1

3,0

 

Теперь проведем сравнение между терминальными ценностными ориентациями родителей и старшеклассников, для чего на основании гистограмм родителей и учеников построим кривую совместимости терминальных ценностей (Рисунок 4).

 

49

 

 

 



Рисунок 4 – Кривая совместимости терминальных ценностей родителей и старшеклассников

49

 

 

 



 

49

 

 

 



 

Таким образом, проведенное исследование терминальных ценностей явно показало, что внутрисемейная связь ценностных ориентаций, несомненно, присутствует.

Теперь перейдем к исследованию инструментальных ценностей старшеклассников и родителей. Инструментальные ценности можно описать как способы для достижения терминальных, как пути, которые использует личность для достижения поставленных целей, черты своего характера, формирование которых ведет к достижению успеха и самореализации.

Рейтинг инструментальных ценностей старшеклассников

1)     образованность (широта знаний, высокая общая культура), ср. ар. = 6, 39. к учебе.

2)     честность (правдивость, искренность), ср. ар. = 6,79.

3)                жизнерадостность (чувство юмора), ср. ар. = 7,12;

4)                независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), ср. ар. = 7, 67;

5)                воспитанность (хорошие манеры), ср. ар. = 8,06;

6)                ответственность (чувство долга, умение держать слово), ср. ар. =8,69;

7)                широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), ср. ар. = 8,76;

8)                терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), ср. ар. = 8,88;

9)                аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), ср. ар. = 9,12;

10)            рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения), ср. ар. = 9,21;

11)            чуткость , ср. ар. = 9,79;

12)            твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), ср. ар. = 9,94;

13)            смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, ср. ар. =10,15;

14)            самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), ср. ар. = 10,18;

15)            эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), ср. ар. = 10,5;

16)            исполнительность (дисциплинированность), ср. ар. = 11,12;

Информация о работе Ценностные орриентации