Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Работа содержит 1 файл

реферат по физре.docx

— 60.83 Кб (Скачать)

Введение.

Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает  организм гармонично и сохраняет  отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также  частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом  для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, однако ее совершенствование продолжается и  в настоящее время. Особенно возросла роль физкультуры в связи с  урбанизацией, ухудшением экологической  ситуации и автоматизацией труда, способствующей гипокинезии.

Физическая культура является важным средством «воспитания  нового человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической  эффективности производства. Физкультура  удовлетворяет социальные потребности  в общении, игре, развлечении, в некоторых  формах самовыражения личности через  социально активную полезную деятельность.

В последние  годы активизировалось внимание к здоровому  образу жизни студентов, это связано  с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых  высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчётливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной  формы жизнедеятельности вне  образа жизни в целом.

Здоровый образ  жизни отражает обобщённую типовую  структуру форм жизнедеятельности  студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов  самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований  и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности  в целом. Здоровый образ жизни  создаёт для личности такую социокультурную  микросреду, в условиях которой возникают  реальные предпосылки для высокой  творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется  процесс её самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни  ответственность за здоровье формируется  у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения. Способности настроить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

 

Компоненты  физической культуры.

 
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно  связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием  людей. В её структуру входят следующие  компоненты:  
1. Физическое образование.  
2. Физическое воспитание.  
3. Физическая подготовка к конкретной деятельности. 
4. Восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация.  
5. Занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. – рекреация.  
6. Подготовка высокопрофессиональных спортсменов.

Физическое образование  это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его  конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях  и воплощаются в образовательной  деятельности.

Физическое воспитание это организованный процесс воздействия  на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий  и естественных сил природы с  целью формирования таких качеств  и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям  общества и интересам личности.

Физическая подготовка это вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых  в конкретной профессиональной или  спортивной деятельности.

Восстановление  здоровья или утраченных сил это  целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или  временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий  средствами физической культуры. Процесс  осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств.

Физическая рекреация  это осуществление активного  отдыха с помощью физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и  представляет собой рекреативную деятельность.

Подготовка высокопрофессиональных спортсменов это специфическая  форма физической культуры, цель которой  состоит в выявлении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных  упражнений и использование их для  достижения наивысших результатов.

Показателями  состояния физической культуры в  обществе являются:  
1. Массовость ее развития. 
2. Уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей. 
3. Уровень спортивных достижений.  
4. Наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров. 
5. Степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания.  
6. Пропаганда физической культуры и спорта.  
7. Степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой.
 

 

     Образ жизни студентов  и его влияние  на здоровье

 

     Охрана  и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом  жизни. Повышенное внимание к нему проявляется  на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

     Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность  выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать  влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в  которых она находится.

     Выражением  саморегуляции личности в жизнедеятельности  является ее стиль жизни. Это поведенческая  система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов  и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей  с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь  привычкой, стиль жизни приобретает  некоторую свободу от сферы сознательного  контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и  целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов  личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью  интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

     Анализ  фактических материалов о жизнедеятельности  студентов свидетельствует о  ее неупорядоченности и хаотичной  организации. Это отражается в таких  важнейших компонентах, как несвоевременный  прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%; на III — до 83,1, на IV курсе— до 75,8% [15, с. 112].

     Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому  воспитанию в вузе не гарантируют  автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди  которых большое место принадлежит  регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным  факторам.

 

     Здоровый  образ жизни студента

     Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя  некоторые устойчивые структурные  компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно  в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими  упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и  последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий –  занятиям физической культурой.

     Эти характеристики здорового образа жизни  устойчивы по отношению к постоянно  меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его  от необходимости все время реагировать  на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен  регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной  стороны, устойчивые и повторяющиеся  компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными  предпочтениями, с другой—они не являются ее изобретением, а складываются и  приобретают культурное значение в  процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

     Здоровый  образ жизни характеризуется  направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что  он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни  и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование  образа жизни, система отношений  в нем. Важно не только то, как  студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

     Здоровый  образ жизни во многом зависит  от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного  опыта. Общественные нормы, ценности здорового  образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными  общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального  опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, заменил; привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может  стать причиной формирования асоциальных  качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор  личностью обществённых ценностей  здорового образа жизни и формировать  на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную  обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения и деятельности.

     Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой  он находится. Путем активного самоизменения  и формируется личностью ее образ  жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных  видах деятельности, проверяя физические и психические качества через  внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление  студента в себе. Одновременно с  этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются  личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее самосознания. 

     Ценностные  ориентации студентов  на здоровый образ  жизни и их отражение  в жизнедеятельности

 

     Изучение  ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет  выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного  значения. Вторая группа «преимущественных  ценностей» — хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет  среди окружающих. Третья группа ценностей  получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение — знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность [4, с. 21].

     Суждения  студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны  с улучшением форм телесного и  функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой  физического воспитания в вузе, недостаточной  реализацией его гуманитарного  содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения  и др.

     Менее четверти студентов приобщено к  регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается  недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками. Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем — 75,6%, курение — 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, — существенный фактор возникновения астенических состояний студентов [15, с. 139].

Информация о работе Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ