Ценностные ориентации молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста — стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. Так какие же они — современные подростки?

Содержание

Введение
1. Определение понятия личности
2. Молодежь
3. Определение понятия ценностные ориентации
4. Поиски себя в молодежной субкультуре
5. Описание психологических тестов. Методика «Ценностные ориентации» Рокича
6. Обзор результатов научного исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Ценностные ориентации молодёжи.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Введение 

1. Определение  понятия личности 

2. Молодежь 

3. Определение  понятия ценностные ориентации 

4. Поиски себя  в молодежной субкультуре 

5. Описание психологических  тестов. Методика «Ценностные ориентации»  Рокича 

6. Обзор результатов  научного исследования 

Заключение 

Список использованной литературы 

Введение 

Дай молодым  то, в чем они нуждаются,  

чтобы стать  от нас независимыми  

и способными сделать  свой выбор.  

К. Поппер  

Все больше молодых  россиян хотят жить  

в экономически сильном правовом государстве,  

без коррумпированных чиновников и  

бандитского беспредела, где будут  

востребованы  их талант и способности.  

Лисовский В.  

Одна из актуальных отраслей современной социологии —  социология молодежи. Эта тема очень  сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России. 

Последнее время  слышится много жалоб со стороны  родителей и учителей в адрес  подростков среднего и старшего возраста — стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано  как с особенностями данного  возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. Так какие же они — современные подростки? 

Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых. Понять, какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются. Как это происходит и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего сегодня живут молодые? 

1. Определения  понятия личности 

Прежде всего, мне бы хотелось вначале понять, что же в нашем обществе понимается под словом «личность». Потому что  молодежь, о которой мы сейчас говорим, в первую очередь является личностью, является частью того общества, в котором она существует. 

По словам профессора Лавриненко, понятие «личность» может  быть определено не иначе как в  соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности и ни о какой другой.  

Социальные свойства человека проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства (каждый человек выступает как  субъект сознания, деятельности и  общения), а с другой стороны –  как свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как личности они могут существенно различаться между собой. 

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становится ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.  

Смысл понятия (категории) «человеческая личность» заключается  в том, чтобы отразить специфические  социальные характеристики отдельных  индивидов, обозначить их конкретные «социальные  лица». Это понятие не просто фиксирует  воплощенный в индивиде социальный опыт, то есть усвоенные им знания, навыки, умения к той или иной деятельности, а указывает на определенное содержание и меру этого опыта и на социально-типичные черты данного индивида. 

Исходя из такого подхода к пониманию личности, можно указать на следующие наиболее важные проблемы ее социологического изучения: 

Конкретно-историческое содержание личности и выделение  в нем социально-типических черт (например, выявление специфических  черт предпринимателя, рабочего или  представителя гуманитарной интеллигенции той или иной страны и исторической эпохи); 

Процессы формирования личности, в том числе ее исторического  развития (филогенез) и развитие отдельных  личностей в процессе их собственной  социальной жизнедеятельности (жизненного пути) в том или ином обществе (онтогенез); 

Основные составляющие «системы личности»; 

Социальная зрелость личности; 

Основные проявления ее духовного содержания; 

Личность как  субъект деятельности и общественных отношений; 

Социальные типы личности; 

Взаимодействие  личности с обществом. 

2. Молодежь 

Что же такое  молодежь? Существует много трактовок  данного понятия, я решила остановиться на том, что молодежь – это большая  общественная группа в возрасте от 14-30 лет, имеющая специфичные социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей. Верхняя и нижняя возрастная граница молодежной группы различна в разных странах и разных отраслях деятельности человека (статистика, демография, социология, образование, криминалистика и т.д.). 

Можно заметить, что к этой общественной группе относится  большое количества населения, и  каждый является личностью. По результатам  Всероссийской переписи населения  за 2002 г. видно, что численность населения  РФ – 145,2 млн. человек. Возрастная категория 10-19 лет составляла в 2002 г. 23,2 млн. человек. Удельный вес этой возрастной категории в общей численности населения составил 16,0% (в 1989 г. – 14,0%). Возрастная категория 20-29 лет в 2002 г. – 22,1 млн. человек. Удельный вес – 15,2% не изменился по сравнению с 1989 г.  
 
 

В соответствии с данными молодое поколение 15-29 лет в 2002 г. составляло – 34,9 млн. человек. 

В России сложилась  такая ситуация:  

С одной стороны  – государство, проводящее определенную молодежную политику1.  

Гражданское общество, находящееся в стадии становления и пытающееся объединиться в социальных и общественных институтах, ориентированных на создание условий для социализации молодого поколения – с другой стороны.

    И  между ними – молодежь, которая  имеет гражданские права лишь номинально, и поэтому ставит вопрос об их расширении.  

Наконец, есть ситуация востребованности молодежи, изучения ее проблем и определения современного типа отношений в новой концепции  молодежной политики в обществе.  

«Молодежь –  часть гражданского общества от рождения. И если она просто активизирует свое участие в его деятельности, это будет уже мощным стимулом развития всего сообщества и демократизации государства. Свободная деятельность молодежи – путь к гражданскому обществу, одновременно это и путь к подлинно демократическому государству, которое может и хочет получить разнообразие молодежных организаций в рамках правового поля. В конечном счете, доктрина должна способствовать разнообразию программ социального действия молодежных организаций и групп в рамках законов России».  

3. Определение  понятия «Ценностные ориентации» 

Что же такое  ценностные ориентации? «Ценностные  ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов». «Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…» 

Основное содержание ценностных ориентаций – политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы 

поведения. В  силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. 

Ценности находятся  в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны между собой, обуславливают друг друга, дополняют или противоборствуют. Ценности, прежде чем превратиться в ценностную ориентацию, проходят фильтры сознания и систематизируются. Понятие ценностной ориентации находятся в тесной связи с понятием ценности. Термин <ценностная ориентация> дополняет термин <ценность>, акцентирует его динамический аспект. Механизм формирования ценностной ориентации выражен в схеме: <интерес – установка – ценностная ориентация>.  

В процессе становления  личности молодого человека формируется  определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко. 

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи. 

Молодежь –  специфическая составляющая российского  общества. Ее интересы, культурная жизнь  отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной российской молодежи весьма широк и разносторонен: от алкоголя и наркотиков до литературы, музыки, театра и кино. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити. Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях, таких как движения хиппи, скинхедов, панков. Молодые люди пытаются найти, проявить себя как-то в жизни, в какой-либо субкультуре. 

4. Поиски себя  в молодежной субкультуре 

Молодежная субкультура  — частичная, относительно когерентная  система внутри общей системы  культуры. Ее возникновение связано  с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. 

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. 

В динамичных обществах  семья частично или полностью  утрачивает свою функцию как инстанция  социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодые люди отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом молодежь стремится примкнуть к себе подобным. Образующие таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению. 

Информация о работе Ценностные ориентации молодёжи