Ценностные ориентации воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа

Описание работы

Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней

структуры личности.

1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6

1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8


Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.

2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.

2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19

2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23

2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37

Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48

3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей

3.4. Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

Копия Введени1.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

               Министерство образования и науки РФ

           Министерство образования Республики Татарстан

   ГАОУСПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

                  

                     Кафедра психологии и педагогики 
 

                  Допущена к защите:

                                                                                                 Зам. Директора по УР

                                                                                                              А.Н. Яковлева                             
 
 
 
 
 
 
 

          ВЫПУСКНАЯ КВАЛИВИКАЦИОННАЯ РАБОТА

                    

          «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ»                  

             

           Специальность 050704. Дошкольное образование 
 
 
 

Студентка педагогического отделения 

    4 курса

     Группы П-62                                                                       А.В. Петрухина 
 
 
 
 
 

Научный

Руководитель                                                                         А.В. Разова 
 
 

                                           Набережные Челны  

                                                        2010г.

 

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней             

      структуры личности.

             1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6

      1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8 
 

Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.

            2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.

           2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19

            2.2. Методы работы воспитателя……………………………………   23

            2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37 

Глава 3. Практическая часть.

    1. Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
    2. Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48

             3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей

             3.4.  Контрольный этап

                 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.

   Ценностные  ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”    

  И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.

      Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.

       Позиции педагога – воспитателя,  его идеалы, его ценностные ориентации  – не только пример для воспитанников,  но и стержень для его профессионального  мастерства.

      В дошкольном и младшем школьном  возрасте закладываются первоначальные  основы нравственности, определяется общечеловеческий минимум, устанавливается принцип моральных норм, так же это период для формирования нравственных чувств.

     В  системе образования произошла  смена приоритетов, начиная с  её первой ступени - дошкольного  воспитания: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права свободного выбора программ обучения и воспитания расширение прав родителей. В этой ситуации возрастает значение профессиональной и личностной  готовности взрослого к работе с детьми.

       Объект исследования: ценностные ориентации воспитателя как важная часть направленности его личности.

     

      Предмет исследования: приоритетные ценности педагога - воспитателя

      Цель исследования: теоретически обосновать и выявить ценностные ориентации педагога – воспитателя.

      Задачи исследования:

    1. Провести теоретический анализ профессиональных качеств личности педагога.
    2. Выявить ряд ценностей присущим педагогам – воспитателям
    3. Определить наиболее приоритетные ценности воспитателей
    4. Разработать рекомендации для современных педагогов – воспитателей.
 

    Ценности всегда были предметом изучения многих специалистов.

Например, современный  русский ученый – филолог В. И. Плотников в статье писал, что  ценность – это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать "иное" и сохранять в памяти прошлое.

       Первые философские представления о ценностях складываются в античности и очень скоро обнаруживают глубокую внутреннюю противоречивость. У Аристотеля, обобщившего в своем учении достижения всей предшествующей ему греческой философии, ценность является одной из разновидностей блага: "Из благ одни относятся к ценностям (timia), другие - к хвалимым (epaineta) вещам, третьи - к возможностям (dynameis). Ценным я называю благо божественное, самое лучшее, например душу, ум, то, что изначально, первопринцип и тому подобное. Причем ценимое - это почитаемое, и именно такого рода вещи у всех в чести. Добродетель тоже ценность... Хвалимое благо - это те же добродетели в той мере, в какой согласные с ними действия вызывают похвалу. Блага-возможности - это власть, богатство, сила, красота. Добродетельный человек сумеет воспользоваться ими для добра, дурной - для зла, почему такие блага и называют возможностями"

    Многие  авторы рассматривают ценность  как качество  или свойство  предмета, которое делает его  полезным, желательным или ценимым.

ценность  предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет  сам по себе не обладает никакой ценностью.

    В  психологическом словаре С.Ю.  Головина, ценность, трактуется как

понятие,  используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон  должного.

     Здесь   говориться о двух формах существования  ценности:

1) она предстает  в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков - конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.;

2) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные - один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Система  их складывается в процессе деятельностного распредмечения индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регуляции социальной взаимоотношений людей и поведения индивида. 1

            Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие

                      элементы внутренней  структуры личности.

               1.1. Определение понятия «ценностные ориентации»

“Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.” «Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенными принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость  ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций -признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»

В социальной психологии понятие “ценностные ориентации” используется в двух значениях:

  1. “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
  2. способ дифференциации объектов по их значимости ….”

Ценностные ориентации  “формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности”

2 

В более новой  интерпретации:

“Ценностные ориентации — это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в

соответствии  с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальныхпредпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного “проекта” жизни”. 

Трактовка понятия  “ценностные ориентации” многосмысловая, это емкое и важное для жизни понятие.   Составитель не случайно предлагает его определение из нескольких источников: возможно, у кого-то в фонде есть еще и другие, просмотрите энциклопедии, справочники и словари, может быть,  вам будет важно сравнить и увидеть, что появилось нового в определении, что  в нем изменило время 
 
 
 
 
 
 

3 

                      1.2 Ценностные ориентации педагога.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. А. С. Макаренко  указывал, что учитель без тормозов - испорченная, неуправляемая машина. Душевная чуткость - необходимое требование воспитателя.

В педагогической деятельности значима зависимость  результативности от характера ценностных ориентаций ее субъекта. Деятельность педагога представляет собой уровень  реализации ценностей в воспитании. Ценностные ориентации – это осознанные учеником идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценивания окружающей действительности. Структура ценностных ориентаций педагога находит отражение в устойчивых словосочетаниях ряда нравственных категорий: педагогический долг, педагогический такт. Когда говорят о долге, имеют в виду сверхактивность человека, его способность выходить за пределы привычного поведения. Педагогом в той или иной ситуации оказывается человек, способный продемонстрировать в доступной для воспитанника форме способ преодоления обстоятельств этой ситуации в гармонии личного и общественного. Педагог должен создавать для воспитанника условия, позволяющие ему раскрыть, реализовать потенциалы своего развития на данном этапе и при данных обстоятельствах. Педагог обязан направлять усилия на поддержание и развитие человеческого в ученике. Понятие педагогического такта заключается в том, что педагогическая деятельность постоянно соприкасается с требованием перед воспитанником, с оцениванием его деятельности. Главное требование к педагогу – это наличие его педагогических профессиональных качеств. Выделяются главные группы способностей: 

Информация о работе Ценностные ориентации воспитателя