Ценностные ориентации воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа

Описание работы

Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней

структуры личности.

1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6

1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8


Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.

2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.

2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19

2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23

2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37

Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48

3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей

3.4. Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

Копия Введени1.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

4 
 
 
 

                     Метод способность детей к моделированию 

Способность детей  к моделированию успешно доказана в психологических (Л. А. Венгер, Е. А. Агаева, Л. И. Цехан-ская и др.) и педагогических исследованиях. Этот метод совершенно необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Целесообразно научить детей составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка дошкольного учреждения и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Этим же целям служат и задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.

Моделирование и конструирование развивают мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию карты мира и глобуса. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Следует отметить, что задания на группировку и  классификацию действуют с большим  эффектом, если применяются не как  самоцель, а подчинены какой-то понятной детям практической задаче, например, отобрать предметы для тематической выставки, продумать расположение в группе новых игрушек, игровых уголков, отобрать и найти место для трудового оборудования и т. п. Понимание и принятие детьми мотива действий способствует их осознанию и повышает познавательную активность.

Вспомните методику обучения детей конструированию и моделированию. Перенесите свои знания на методику ознакомления с социальной действительностью: составьте конспект использования этого метода в повседневной жизни, проверьте его на практике.5

Метод вопросов: постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

В повседневной жизни дети задают взрослым много  вопросов. Вопросы разнообразны по тематике, глубине, мотивам. В целом  вопросы ребенка позволяют судить о направленности его интересов. Может возникнуть мысль, что детей не надо специально учить задавать вопросы, они без того любознательны. Однако исследования (Р. С. Буре, С. А. Козлова, С. Н. Морозюк и др.) показывают, что, как правило, на занятиях или по поводу их содержания дети не задают вопросов воспитателю. Одна из причин такого явления заключается в сложившемся у детей стереотипе — на занятии вопросы задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Метод анализа и синтеза 

В занятия включаются задания на сравнение по контрасту  и по подобию, сходству. Дети могут  сравнивать человека и животное (чем  похожи, чем отличаются), игры, поступки, проявления чувств и др. Во всех случаях  сравнение помогает образованию  конкретных, ярких представлений и чувств; становится более эффективным и осознанным процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим людям, к событиям и явлениям социального мира. При использовании этого важного методического приема педагог в каждом конкретном случае должен определять, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Ребенку проще ответить на вопрос «Чем отличается слон от волка?», чем найти сходство между этими объектами.

Вспомните систему  «ТРИЗ». Какие типы заданий можно  использовать для повышения познавательной активности детей при ознакомлении с социальным миром? Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Начинать следует с простых заданий, например: «Разложи картинки на две группы — в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую — все, что нужно для работы врачу». С таким заданием справляются дети 4—5 лет. Подобные задания решаются на разном содержании.

Усложнение заданий  идет по линии увеличения количества объектов для группировки и за счет усложнения основания для классификации. Например, детям предлагают разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, лыжи, карандаши. Дается задание отобрать предметы, которые будут нужны девочке зимой, мальчику летом, и обосновать свое решение. Далее из этих же предметов дети выбирают те, которые нужны для игры, для того, «чтобы быть здоровыми», и т. д. Следует подчеркнуть, что прием классификации в большей мере способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры или занятия и т. п. В подобном случае дети чувствуют потребность в выполнении задания, осознают его практическую целесообразность.

Попробуйте разработать  задания на классификацию и проверьте  их в разных группах детского сада в период практики. К какому выводу вы пришли ?

Проявлениям самостоятельности, творчества, выдумки содействует  метод моделирования и конструирования.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы  коррекции и уточнения  представлений детей  о социальном мире 

В процессе наблюдений, усвоения знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о социальных явлениях и событиях, о самих себе. Маленький жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у детей складываются не всегда правильные, точные представления, адекватные оценки окружающего. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать представления ребенка и формировать соответствующие способы поведения и формы выражения отношения.

Всю работу с детьми в данном направлении можно разделить на два больших блока: уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка, и уточнение и коррекция неадекватных оценок и представлений о явлениях, событиях, фактах, непосредственно касающихся жизни ребенка и его личностного развития.

Разработайте  и проверьте на практике методику выявления представлений детей  об органах чувств, умениях, об их родословной.

Работа по первому  блоку — это работа на занятиях и в повседневной жизни. Ведущими методами здесь служат повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование и опыты, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании. Например, на занятии детям рассказывали о технике, созданной руками человека, и ребенок не понял, что такое рычаг и как «простая палка становится техникой». После занятия воспитатель предлагает ребенку провести опыт с использованием рычага, самому

ответить на свой вопрос и объяснить ответ педагогу. Смысл такой работы в том, чтобы вовремя выяснить, что дети не усвоили, что оказалось для них трудным, и найти такие методы и приемы, которые сделают материал доступным их пониманию. При этом очень важно, чтобы воспитатель хорошо знал, что именно такие знания нужны ребенку, и понимал причину неусвоения их. В отдельных случаях, когда воспитатель заведомо уверен, что дети не смогут понять суть вопроса, да это им пока и не нужно, он использует метод переключения на другую деятельность или метод обобщенного ответа на вопрос. Подобная ситуация появляется, например^, когда дети пытаются сами объяснить процесс рождения человека или происхождения жизни на Земле. Воспитатель прибегает к объяснению, уточнению, но уводит детей от излишних деталей, которые трудны для понимания дошкольников.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Метод  индивидуального общения 

Индивидуальное  общение происходит и в процессе совместной деятельности, и как самостоятельная  форма, имеющая собственную ценность. Это разговоры на интимные, «секретные» темы, сочинение сказок, чтение и др.

В педагогическом процессе названные выше методы работы с детьми логично сочетаются и  дополняются другими. Здесь имеются  в виду следующие методы: рассказы детей о своих близких (в форме воспоминаний о приятных минутах, загадок); рисование (мамы, папы, воспитателя); чтение детям художественных произведений о родителях («Трудный вечер» Н. Артюховой, «Посидим в тишине» Е. Благининой, нанайская сказка «Кукушка» и др.); этические беседы на разные темы, обогащающие и уточняющие представления детей об отношении к родителям и воспитателю («Кто как любит свою маму», «Как ты можешь помогать родителям», «Что может обрадовать твою воспитательницу» и др.); упражнение ребенка в проявлении заботы и внимания, обучение способам их проявления.

Когда воспитатель  организует работу по воспитанию отношения  к взрослым третьего уровня приближенности, ведущим становится метод организации  наблюдений. Наблюдение может осуществляться в процессе экскурсий, в специально созданных ситуациях, когда дети знакомятся с деятельностью взрослых. Важно, чтобы дошкольники знали, что наблюдать.

Эффективны и  подключение ребенка к деятельности взрослых, этические беседы, чтение художественных произведений, рисование  на темы наблюдений, игры, труд по аналогии с наблюдаемым и др.

Рассмотренные выше связи «ребенок—взрослый» свидетельствуют  о том, что не может быть единой методики формирования отношения детей  к взрослым, находящимся на разных уровнях приближенности. Формирование у ребенка обобщенного образа взрослого человека зависит от той роли, которую этот человек играет в его жизни, но важной педагогической задачей является сделать так, чтобы взрослые люди были эмоционально близки ребенку, чтобы ребенок хотел им подражать, у них учиться.

Обобщенный образ  многогранен. Ребенок может воспринимать взрослого с личностной и с  деловой, деятельностной стороны. Такое  разделение очень условно, и в  реальной жизни невозможно изолировать  одну сторону от другой9. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Метод «прием предложения» 

Воспитывающий и развивающий эффект знаний о  социальном мире повышается, когда  они усваиваются в разных видах  деятельности при условии, что эти  виды содержательно и логически  связаны между собой.

Анализ исследований межпредметных связей в педагогическом процессе показал, что такие связи имеют разную направленность в зависимости от цели решение познавательных задач; совершенствование навыков; накопление чувственного опыта, художественных представлений. Для того чтобы устанавливать связь между разными видами деятельности, нужны «дидактические мостики». Уже в процессе занятия воспитатель использует прием предложения и обучения способ установления связи между разными видами деятельности. Важно, чтобы ребенок понял смысл и необходимость устанавливать такие связи, тогда он откликается на предложение воспитателя учиться способу установления связи. Так, на занятии по ознакомлению с техникой воспитатель не только эмоционально рассказывает о творчестве человека, но и вызывает у детей желание самим попробовать свои силы в изобретательстве, выражает уверенность в их возможностях, предлагает научить, помочь. Обучение происходит уже не на занятии, а, например, в процессе труда, изобразительной деятельности.

Эффективную роль играет перспективное планирование. Суть его состоит в том, что детям предлагают подумать, где, зачем и как могут пригодиться то или иное умение, те или иные знания. Например, воспитатель говорит: «Дети, сегодня мы научились лепить овощи и фрукты. Как вы думаете, где мы сможем их использовать?10 
 
 

«А когда вам  может пригодиться умение хорошо лепить?» Рассуждая о возможностях переноса навыков или использования  результатов деятельности, дети одновременно видят перспективу развития другой деятельности — игры в магазин, изготовления подарка для кого-то и др.

Перспектива, направленная на последующую деятельность, может  иметь и «обратную связь», когда  возникает потребность через  другую деятельность обогатить настоящую («Вы не знаете, как еще можно  играть в путешественников? Сегодня на занятии я расскажу вам об одном путешественнике, и вы сможете продолжить игру, это будет очень интересно»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Метод «Познания  ребенком самого  себя» 

Информация о работе Ценностные ориентации воспитателя