Ценностные ориентации воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа

Описание работы

Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней

структуры личности.

1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6

1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8


Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.

2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.

2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19

2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23

2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37

Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48

3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей

3.4. Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

Копия Введени1.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

Между тем, дошкольный возраст является сензитивным для  формирования ценностной направленности «Я-Другие», поскольку уже в четыре года (начало периода дошкольного детства) появляется соподчиненность желаний, потребностей, ценностей. Появляются доминирующие установки: у одних – престижные (эгоистические), у других альтруистические, у третьих – на достижение успеха.

Ценностное отношение к Миру («Ценность единства с Универсумом»). Рассмотрение данного отношения актуализирует проблему осознания Человеком своего бытия и места в Мире, Тайны своей единоприродности с Миром, своей причастности к Миру как бесконечно целому. Эти отношения человека с Миром гораздо глубже и фундаментальнее его очевидных, множественных, казалось бы, все заполняющих в жизни человека социальных отношений. Это отношение включает в себя нравственные и эстетические отношения, и отношения сыновства, и отношения любви, и отношения благоговения и преклонения.

Вектор отношения  человека к Миру характеризуется  такими ценностями как стремление к  Абсолюту, познание мира, любовь к Богу, значимость вершинных переживаний… Соотнесение личности себя с Абсолютом  способствует формированию сверхсмыслов как сопоставления смысла своей жизни со смыслом существования Вселенной, Мира.

Интересны исследования С.Грофа, показывающие, что до рождения ребенок испытывает ощущение космического единства, полноты и совершенства Жизни, которое переживается и в младенчестве, аккумулируясь в переживании единства ребенка и взрослого. Но часто при неблагоприятном стечении обстоятельств, при неконструктивном прохождении ребенком кризиса трех лет чувство доверия и единения утрачивается, уступая место пассивному или активному неприятию окружающих людей, Мира, Бога, Судьбы. Именно от усилий взрослых, поддерживающих ребенка на этапе раннего и дошкольного детства, их понимания и терпения зависит – сохранит ли человек свою связь с миром изначально или ему придется выстраивать ее заново, уже в зрелом возрасте.

В идеале ценностно-смысловая  сфера личности должна быть представлена ценностями всех трех направлений, и  главная задача образования –  обеспечить полноценное системное  ее формирование, поскольку только гармоничное сочетание ценностей по всем векторам обеспечит становление человека, главной ценностью (смыслом жизни) которого явится наибольшее выявление своих творческих сил во имя человечества и всей планеты, живущего по законам Мироздания и ощущающего неразрывную связь с ним.

Проблема формирования ценностно-смысловой сферы ребенка  тесно связана с духовно-нравственным воспитанием, между тем в современном  дошкольном образовании обозначенные вопросы решаются достаточно разрозненно, реализуясь в контексте обозначенных в программах дошкольных образовательных учреждений социального, экологического, нравственного направлений развития дошкольника, что явно недостаточно для становления гармоничной иерархии ценностей человека. Становлению же ценностных взаимоотношений ребенка с Универсумом в дошкольном образовании внимание вовсе не уделяется.

Вследствие этого  становится актуальным не только выделение  в программах дошкольного образования  направления духовно-нравственного  развития ребенка, но и введение в  содержание российских стандартов высшего профессионального образования дисциплины «Методика духовно-нравственного развития дошкольника», что способствовало бы целенаправленной работе педагогов по формированию ценностно-смысловой сферы личности.

Необходимо подчеркнуть, что основным условием гармоничного становления ценностно-смысловой сферы ребенка в дошкольном возрасте является наличие согласованной, непротиворечивой системы ценностных ориентаций у воспитателя, поскольку оценка себя и своих поступков осуществляется у детей с учетом оценок и мнений значимых взрослых. Данный факт требует особого отношения к становлению ценностно-смысловой сферы студентов дошкольных отделений университетов и педагогических колледжей, нацеливая на психолого-педагогическую поддержку и создание особых условий духовно-нравственного развития будущих педагогов. 

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        2.1 Способы работы воспитателя.

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно  направлена на познание окружающего  мира и построение своей картины  этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремится  к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. К сожалению, в практике работы ДОУ часто наблюдается тенденция (направление): давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, их необходимо только запомнить. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения?

Воспитатели одни из первых ведут малышей в наш мир, раскрывают перед детьми его тайны и законы, закладывают познавательное отношение к миру.

Ведь в истоках  познания лежит определенное отношение  человека к объекту познания. Поэтому  необходимо постоянно демонстрировать  детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать  их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.

Вы не можете рассказать и объяснить ребенку  всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) вы обязаны.

Познавательная  активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Мы с вами знаем, что методы обучения - это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием - это часть метода.

Прежде всего  необходимо помнить, что при организации  познавательной деятельности отношения "ребенок-взрослый" должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослы к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

И так, решение  познавательны задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.

Суть проблемного  обучения заключается в том, что  воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы  развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме  проводить работу с детьми: группой  или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность  сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя  и детей. Педагог увлекает воспитанников  в совместный умственный поиск, оказывает  им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного  обучения - вопросы и задания, которые  предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей  к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для  сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала  признаки различия, потом - сходства.  

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют  мышление детей вопросы, которые  побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель  предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и  ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у  детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          
 
 
 

                                   2.2. Методы работы воспитателя.

      Метод «средства познания» 

С этой точки  зрения все средства как источники  получения информации можно разделить  на три группы:

  • первая группа — источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым (вероятно, это лишь сам взрослый, и то при условии, если он контролирует себя, передавая детям информацию о мире)
  • вторая группа — источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого — педагога, родителя  на сам источник, как правило, отсутствует. Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности,
  • к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может («случайная» информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).

Задача педагога — сделать так, чтобы большую  часть достоверной информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы. 
 
 
 
 
 
 
 

Метод ознакомления детей  с  социальной                                                действительностью

Метод как способ передачи информации и влияния на формирование личности имеет важное значение. Он определяет эффективность  приобщения детей к социальной действительности. Поэтому педагогу необходимо осознанно  подходить к отбору методов, соотнося их с целью и задачами воспитания и обучения.

Вспомните, что  такое метод как педагогическая категория, чем он отличается от педагогического  приема.

В отечественной  педагогике существует несколько классификаций  методов. Каждая классификация имеет  свое обоснование, т. е. удовлетворяет реализации определенной цели. Выделяется две большие группы методов:

  методы воспитания  и методы обучения.

Рассмотрим подробнее  группу методов обучения, так как именно они направлены на познание. Эти методы, в свою очередь, классифицируются по основным источникам передачи и восприятия информации. И тогда это словесные, наглядные, практические методы. 

Можно в основание классификации положить логику усвоения знаний, и тогда это будут индуктивные и дедуктивные методы.

Если же в  основании классификации лежат  типы познавательной деятельности то это будут репродуктивные, проблемно-игровые, поисковые, исследовательские методы.         

Информация о работе Ценностные ориентации воспитателя