Ценностные ориентации воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа

Описание работы

Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней

структуры личности.

1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6

1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8


Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.

2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.

2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19

2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23

2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37

Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48

3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей

3.4. Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

Копия Введени1.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

1) организаторские  – проявляются в умении спланировать  и провести работу, сплотить учащихся; 

2) дидактические  – умение подобрать наглядный  материал, убедительно изложить  его, повышать познавательную  активность и т. п.; 

3) персептивные  – проявляющиеся в умении проникать  в духовный мир воспитуемых,  объективно оценивать их эмоциональное состояние; 

4) коммуникативные  – в умении учителя устанавливать  целесообразные отношения с учащимся, их родителями, коллегами; 

5) суггестивные  – заключаются в эмоционально-волевом  влиянии на обучаемых; 

6) исследовательские  – проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы; 

7) научно-познавательные  – сводящиеся к способности  усвоения научных знаний и  избранной отрасли. 

К ведущим способностям относятся: педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные; остальные относятся к разряду сопутствующих. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. А. С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Душевная чуткость – необходимое требование воспитателя.

Ведь именно эти  ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц.О. - это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними. В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие "Ц.О.", соответствует изначальному значению слова "ориентация" (лат. oriens, orientis - восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве прежде всего по отношению к востоку - доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в смысловое пространство, а через него - и в социальное.

Ц.О., следовательно, задают: общую направленность интересам  и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов;

    - целевую

    - мотивационную программы;

уровень притязаний и престижных предпочтений; представления  о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного "проекта" жизни.

Ц.О. проявляются  и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности.

Личностные кризисы (часто дополнительно провоцируемые  кризисами социальными) вызывают, как  правило, необходимость в подтверждении или переосмысливании систем Ц.О., преодоления возникающих в них противоречий, т.к. связаны со сменой векторов активности, пересамоидентификацией и рефлексией меры самореализации, обнажением смысловых оснований жизни.

В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости Ц.О. Непротиворечивость и цельность систем Ц.О. может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности.

Соответственно  их противоречивость и "разорванность"- как свидетельство незрелости и  маргинальности личности, что фиксируется  через неспособность человека вынести  оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и  навсегда установленному стереотипу).

С одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения - с другой.

Сколько нужно  душевной энергии, чтобы вырастить  Человека?

Воспитание - есть искусство, дело живое и творческое.

Потому и должен педагог быть профессионалом и стремиться стать полипрофессионалом, то есть владеть опытом работы в различных педагогических условиях и ситуациях.

В каждом воспитаннике искать и находить положительные  качества и именно на них основывать свои отношения.     

 Позиция педагога - воспитателя, его идеалы его ценностные ориентации - не только пример для воспитанников, но и стержень его профессионального мастерства.     

Именно от педагогов зависит, какими станут дети. Воспитатели могут или изувечить или спасти душу ребенка. В сад приходят ребята с ещё не сформировавшимися характерами, не похожие друг на друга.

Нужно понять каждого  из них, разгадать загадку его  своеобразия и дать этому своеобразию  развиться.

Воспитатели должны не только воспитывать личность, но развить индивидуальность. В свою очередь не боятся быть загадкой и для них, чтобы воспитанники могли разгадывать их каждый день.

Воспитатели должны воспитывать порядочных и раскованных детей, способных высказывать свое мнение. Нужно впустить в школу искусство, пробудить в каждом ребенке Чайковского, Рахманинова, Репина. У нас огромное количество талантов, Воспитатель должен суметь не погубить таланты, а развить их, он должен вовремя увидеть в ребенке его индивидуальное начало. Воспитатели не должны боятся сложных ситуаций, они должны суметь просто найти тот выход, чтобы не был оскорблен ребенок. Закончив рабочий день так, чтобы дети, уходили с чувством, что самое главное и интересное будет завтра. Сделать так, чтобы они шли к вам, а не в подвал. Но для этого нужно обладать колоссальным чутьем, и стойкими ценностными ориентациями, то есть: умением анализировать и исправлять свои ошибки, быть мастером не только в ласке, но и в наказании.

Обогащать свою личность сами, стремиться к ее многогранности. Как здорово если воспитатель умеет играть в футбол, умеет петь, танцевать, может и палатку поставить, и обед приготовить, и рассказать что-то интересное. Человек, который много умеет - великолепен!     

 Важно уважать  детей, быть ради них красивыми. Пусть юные человечки учатся у них аккуратности. Быть всегда требовательными к себе и добиваться того же от детей, не ломать в ребенке душу, не делать из него слугу и слепого исполнителя вашей воли. Только тогда воспитатель достигнет прекрасных результатов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.

Педагогические  аспекты развития личности в дошкрлоном возрасте.  

Одной из ведущих  тенденций развития образовательной  ситуации современности становится переход к ценностной парадигме (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, В.А.Караковский, Г.Б.Корнетов, З.И.Равкин, В.А.Сластенин и другие), что определяет повышенное внимание к формированию ценностно-смысловой сферы ребенка как основному компоненту внутреннего мира личности.

Каждый из этапов развития личности характеризуется специфическими особенностями становления ценностно-смысловой сферы. В.Э. Чудновский  подчеркивает, что формирование ценностно-смысловой сферы – не какой-то определенный этап развития человека, есть основания полагать, что процесс преобразования ценностно-смысловых ориентаций является «сквозным», он «прочерчивает» всю жизнь человека от рождения до глубокой старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными особенностями и средовыми факторами.

Дошкольный возраст  – период активного неосознаваемого  усвоения ценностей, которыми руководствуются значимые взрослые, причем усвоение ценностных норм может быть как с положительным, так и с отрицательным знаком. Интересным является психологический факт, приводимый Д.А.Леонтьевым: «на бессознательном уровне определенный смысл и направленность жизни, цементирующие ее в единое целое, складываются у каждого человека уже к 3-5 годам и могут быть выявлены в общих чертах экспериментально-психологическими и клинико-психологическими методами»

Аксиологическая функция образования заключается в том, чтобы направить процесс формирования ценностно-смысловой сферы личности в определенное русло, но в связи с этим возникает закономерный  вопрос: присвоению каких же ценностей должно способствовать образование? Данный вопрос наиболее актуален  именно для дошкольного образования, поскольку ребенок пока не в состоянии ориентироваться в ценностно-смысловом поле современной культуры и осуществлять осознанный выбор ценностей. К тому же, как справедливо отмечают В.А. Сластенин и Г.И.Чижакова, ценностные ориентации образования могут не совпадать с ценностными ориентациями общества, так как образовательные ценности носят продуктивный характер и способны через творчество личности преобразовывать окружающую действительность

Большинство исследователей, решая вопрос о ценностях образования, предлагают исходить из национальных и общечеловеческих ценностей и вычленяют самые разные наборы ценностей и смыслов. На наш взгляд, целесообразно определять аксиологические основы образования исходя из структуры ценностно-смысловой сферы личности, «наложив» на эту структуру значимые для образования ценности.

Наиболее адекватным современным представлениям о природе  человека и удобным для педагогических целей является представление С.Л.Рубинштейна  о ценностно-смысловой сфере как системе отношений субъекта к миру, другим людям и к себе 

Ценностное отношение  к себе («Я как ценность», индивидуалистическая направленность, выражающая интересы индивида) включает все ценности, необходимые  для полноценного функционирования личности (Я для себя) и может быть соотнесено, например, с иерархией потребностей А.Маслоу, заключая в себе ценности комфортного существования (например, высокая зарплата, развлечения, уютный дом и т.д.), ценности социального благополучия (высокое положение в обществе, наличие семьи, любовь и уважение окружающих и т.д.), ценности самоактуализации и самопринятия (самовыражение в творчестве, поиск смысла жизни, целедостижение и т.д.).

Вследствие доминирования  в настоящее время в ценностно-смысловом  поле социума ценностей индивидуализации и наращивания процесса гуманизации образования, имеются предпосылки формирования у ребенка всего комплекса ценностей данной направленности, что и подтверждается многочисленными исследованиями ценностно-смысловой сферы современного отрочества и юношества. Но необходимо отметить, что яркое доминирование данной ценностной направленности характеризует человека как эгоцентрика, сосредотачивающегося на собственных интересах. Перейдет ли эгоцентризм в крайнюю свою степень – эгоизм, при которой интересы человека будут ограничиваться только рамками его Я, а преследуемые им цели не будут соотноситься с целями и желаниями других людей, зависит от наличия в ценностно-смысловой сфере личности ценностей направленности Ценностное отношение к Другим («Другие как ценность»).

Данное отношение  определяется наличием в ценностно-смысловой  сфере ценности личности Другого (человека, группы, человечества,  - и необходимо расширить - любого живого существа…) как субъекта, имеющего свои чувства, мысли, желания, возможности, то есть человек включает в свое Я других и рассматривает себя как часть целого.

В научной литературе подобная направленность характеризуется  как альтруистическая. Центральная  идея альтруизма – бескорыстие как  непрагматически ориентированная деятельность, осуществляемая в интересах других людей и не предполагающая реального вознаграждения [5, с.9]. Альтруизм заключается в ограничении своих желаний и потребностей, такой человек счастлив, когда счастливы окружающие его люди, когда счастливо каждое живое существо в этом мире. Альтруизм конкретной личности может охватывать различные категории субъектов: например, значимую группу (семья, друзья, нация…), при этом альтруистические отношения могут не распространяться на более широкий круг субъектов: все человечество, общество, каждого человека в нем. Универсальность альтруизма заключается в ценности чуткого, терпимого, бережного отношения к каждому живому существу Вселенной и к планете в целом. Ценности альтруизма эквивалентны ценностям нравственности и находят свое выражение в ценности любви ко всему живому.

К сожалению, ценности альтруизма в современном российском образовании практически не представлены (исключение составляет ценность служения Отечеству – патриотизм), и только сейчас, после анализа последствий крайней индивидуализации в Америке и Западной Европе, они начинают возвращаться в аксиологическое поле образования.

Информация о работе Ценностные ориентации воспитателя