Ценностные ориентации воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа

Описание работы

Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней

структуры личности.

1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6

1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8


Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.

2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.

2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19

2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23

2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37

Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48

3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей

3.4. Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

Копия Введени1.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

     Это прием - "воображение против воображения" - действует в дошкольном возрасте безотказно. В основе такого безотказного действия лежат несколько условий:

    • обостренная эмоциональность детского восприятия окружающего;
    • особая внутренняя "логика" детского воображения, отличающаяся от обычного хода "взрослого" рассуждения"
    • вера, которую рождают в ребенке образы фантазии.

     Этого всего не учитывала мама, когда  пыталась дать рациональное объяснение. Во-первых, оно никак не затрагивало  эмоциональной сферы, в то время  как образ, созданный воображением, был эмоционален. Во-вторых, мамино рассуждение развивалось в системе другой логики, в системе, где "цветы все могут". В третьих, девочка уже поверила своему воображению, а то, во что верит человек, не так просто разрушить. Вот эту веру мама и не приняла всерьез, как обычно делают большинство взрослых, которые уже не понимают, как можно верить "глупым сказкам".

     Воображение - это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью  которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии. Нормальному ребенку свойственны два вида игры воображения: подражание, когда ребенок воспроизводит действия избранного им персонажа, и игры "понарошку", то есть воображаемая или символическая игра, когда некий предмет превращается в нечто далекое от его первоначального назначения. Иначе говоря, предмет с весьма ограниченным реальным содержанием служит трамплином для безграничного полета детской фантазии и образного мышления. Этот вид "детской метафоры" вносит свою лепту в непрерывный процесс познания мира ребенком. Все, что ребенок узнает, тут же ложится в основу его игр или рассказов, которые в свою очередь, помогают усвоить вновь узнанное.

     Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение  во внутреннюю жизнь фантазии, с  учетом которой сознательное поведение  становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

     Психологи, педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ - сказку, притчу, миф - в своей работе. Именно контекст профессионального использования  метода придает ему окончательный  смысл и определяет результат. В одном случае мы имеем дело с действительно мощным воздействием, в другом - просто одной из многих техник, а в третьем терапевтическая метафора и сказка останутся симпатичными украшениями, что также неплохо и немало.

     Отличительной чертой здесь является методологическая простота использования сказки в повседневной психологической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку выбраться из затруднений.

     Не  мудрствуя над рассказанной историей, дети просто ныряют в нее. Приведенное в действие воображение и является основным преобразующим фактором, ибо душа ребенка жаждет вымысла, способного исцелить [31].

     Рассмотрев  значение сказки, фантазии в жизни  ребенка, необходимо более подробно остановиться на рассмотрении возможностей метода и способов работы со сказкой, а также теоретическом обосновании метода.

 

                             Практическая часть.

        Изучение ценностных  ориентаций воспитателей

Исследование  посвящено изучению профессионально значимых качеств личности воспитателя детского сада в контексте создания научно-методического обеспечения деятельности психологической службы образования.

Научная новизна  и теоретическое значение исследования заключаются в том, что в нем впервые изучены профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада, раскрыты атрибутивные характеристики профессионального самосознания и показана его тесная связь с самоактуализацией личности педагога-воспитателя; выявлена взаимосвязь профессионально значимых качеств личности воспитателя и особенностей отношения дошкольников к воспитателю, детскому саду и себе; разработан методический подход, который позволяет изучать содержание профессионального самосознания и особенности самоактуализации личности воспитателя, которые лежат в основе профессионально значимых качеств.

Полученные в  результате проведенного исследования новые данные показывают пути совершенствования  психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольных учреждений в средних и высших учебных заведениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

На защиту выносятся  следующие  положения.

1 .Профессионально  значимые  качества  личности  являются  интегративными свойствами, обусловленными уровнем развития профессионального самосознания воспитателя детского сада.

2.Профессиональное  самосознание воспитателя предполагает  осознание себя субъектом собственной  деятельности.

3.Развитое профессиональное  самосознание составляет основу  профессиональной самореализации  воспитателя, предполагающей его  уверенность в реализации своего творческого, личностного и профессионального потенциала, что повышает у педагога удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом.

4.Профессионально-личностные  качества воспитателя в значительной  мере влияют на развитие отношений дошкольника к самому себе, другим людям и окружающему миру.

5-Личностная  неготовность многих воспитателей  к позитивной работе с детьми  требует пересмотра программ  подготовки дошкольных работников  в плане переноса акцента с  технологии педагогической деятельности на обогащение личностного развития педагогов.

В психолого-педагогической литературе подробно освещены исследования по психологии воспитателя. Воспитатель детского сада давно стоит в центре психолого-педагогических и социально-психологических исследований, но особенности личности воспитателя изучены еще недостаточно. К сожалению, проблема профессионально значимых качеств личности воспитателя детского сада, обеспечивающих успешность педагогической деятельности, практически не изучалась. Поэтому в решении задач данного исследования определенное место занимают работы, в которых представлены черты и свойства, личности воспитателя, позволяющие ему успешно справляться с педагогической деятельностью.

      

Среди исследований по проблемам психологии воспитателя, его профессиональной деятельности значительное место занимают работы, посвященные педагогическим способностям. Одни исследователи при изучении педагогических способностей исходили из анализа педагогической деятельности. При этом раскрывались структурные и содержательные компоненты педагогических способностей , уровни их развития. Другие исследователи основное внимание обращали на индивидуально-типологические особенности учителя, раскрывая связь коммуникативного компонента педагогических способностей с особенностями нервной системы педагога. Отмечалось, что способности представляют собой единство потенциального и актуального в человеке. Менее других изучен личностный аспект педагогических способностей. С этой точки зрения личность выступает не только как носитель способностей, но и как, субъект, ответственный за их формирование и применение, а способности анализируются не столько с точки зрения их структурной организации, сколько в связи с отношением личности к окружающей действительности, к другим людям, самой себе. В последних работах А.К. Марковой (1987, 1990), Л.М. Митиной (1990, 1995), И.М. Юсуповой (1989), посвященных профессиональному становлению учителя, говорится о его профессиональном самосознании и возможности самореализации. "Содержательные характеристики профессионального самосознания учителя включают в себя специфические характеристики, обуславливающие саморазвитие и самоактуализацию учителя в профессиональной деятельности".

Мы предположили, что профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада обусловлены таким уровнем развития его профессионального самосознания, который обеспечивает, возможно, полную профессиональную самореализацию.

Для изучения психологических  качеств личности воспитателя детского сада был разработан методический комплекс, соответствующий поставленным

задачам, а также  возможности применения в условиях дошкольных образовательных учреждений. В него вошли методы изучения профессионального  самосознания педагогов-воспитателей, методы изучения самоактуализации личности педагогов-воспитателей, методы изучения личности ребенка-дошкольника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            
 

12

                 Выявление ценностных ориентаций воспитателя.

Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ №64 «Ландыш»

в исследовании принимали участие 40 респондентов от 23 до 54 лет, из них:

10 респондентов  – воспитатели, опыт которых составляет не более 3 лет.

15 респондентов  – воспитатели, с опытом работы  около 5 лет.

25 респондентов  – воспитатели с опытом работы  более 15 лет.

Констатирующий  этап.

Цель  исследования: выявить ценностные ориентации педагогов-воспитателей, выделить ключевые различия между ценностями современных воспитателей и профессионалов с опытом работы более 10 лет.

 Нами была  использована методика определения ценностных ориентаций автора М. Рокича, а так же методика определения культурно-ценностных ориентации Д. Таусенда.

По первой методике, воспитателям была предъявлена анкета с перечнем общечеловеческих ценностей, где выделялись две группы ценностей  терминальных и инструментальных.

Терминальные  ценности – это жизненно - важные ценности, цели к которым мы стремимся.

Инструментальные  ценности – это то, с помощью чего мы достигаем намеченных целей.

   Испытуемый  присваивает каждой ценности  ранговый номер по порядку их значимости, как принципов, которыми они руководствуются в своей жизни. 
 
 
 
 
 
 
 

Критерии  оценки: чем ниже показатель, тем выше по рангу стоит та или иная ценность среди других

Итоги проведенного нами исследования  мы внесли в ниже приведенную таблицу.   

      Таблица № 1

Сводная таблица терминальных ценностей воспитателей.                                                                                              

Опыт  работы не  более 3 лет Опыт  работы

около 5лет

Опыт  работы

более 15 лет

1. Развитие. Продуктивная

жизнь.

Интересная  работа
2. Материально обеспеченная

 жизнь

Материально

обеспеченная  жизнь

Уверенность в  себе.
3. Продуктивная  жизнь Уверенность

в себе.

Любовь к  детям
4. Уверенность

В себе

Развитие. Творчество.
5. Активная проф.

деятельность

Активная проф. деятельность Легкость в  проф. деятельности. 
На  последнем

месте

Жизненная

мудрость

Жизненная мудрость Материально

обеспеченная  жизнь

 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица № 2

Сводная таблица инструментальных ценностей воспитателей 
 

      Таблица № 2

Информация о работе Ценностные ориентации воспитателя