Ценностные ориентации воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа

Описание работы

Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней

структуры личности.

1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6

1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8


Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.

2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.

2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19

2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23

2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37

Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48

3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей

3.4. Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

Копия Введени1.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

4 группа при  кластерном анализе распалась  на три подгруппы – А - 55%, В - 25% и С - 20%. При сравнении  показателей, с аналогичными подгруппами  других групп выделяется то, что  показатели подгруппы А усредненные.  Отсутствие профессиональной подготовки компенсируется хорошими коммуникативными умениями, креативностью и относительной независимостью. В то же время в подгруппе С с низкими показателями уровня самоактуализации именно эти характеристики оказались совершенно не развитыми. Результаты по шкалам зависимости, гибкости поведения, контактности оказались в уровне ниже нормы. Остальные показатели расположились в границах среднего уровня. Проблемы данной подгруппы лежали в коммуникативной плоскости, а не в плоскости личностных проблем, как это наблюдалось в аналогичных подгруппах других групп. Профили показателей самоактуализации крайних подгрупп 4 группы представлены на рисунках NN7,8.

Таким образом, наиболее высокие результаты преимущественно  получены в группе воспитателей с  высшим педагогическим образованием. По количеству выраженного высокого уровня свмоактуализации эта группа лидирует. Хотя и в этой группе есть представители с низкими показателями по CAT. В других группах воспитателей, принявших участие в исследовании, также выделялись представители с показателями высокого уровня самоактуализации, но в количественном отношении при внутригрупповом сравнении и по выборке в целом они составляют меньшинство. Это позволяет говорить о значимости профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях для работы с детьми дошкольного возраста.

Для изучения особенностей отношения детей к детскому саду, воспитателю, совместной деятельности мы провели работу в нескольких детских  садах и получили 100 детских рисунков. Тема рисунков: «Я, мама и детский  сад». Соответственно заданию дети объединяли  на  рисунке    членов    семьи  и  сюжет  из  жизни  в  детском  саду. Среди  общего  количества    детских    рисунков    встречаются  сюжеты,   в которых  авторы  объединяют  семью  и  детский  сад.   Подобные  изображения  свидетельствуют  о    благополучном  психическом  развитии  детей  - интеллектуальном    и  эмоциональном.   Особый  интерес  для  нашего  исследования  представляют    рисунки,     на    которых  изображены  портреты воспитателей  и  помощников  воспитателей.   Интерпретировать  их  можно следующим  образом.    Есть    рисунки-портреты,     свидетельствующие    о позитивном  отношении  детей  к  детскому    саду,   выраженном  признании значимости  воспитателей  и помощников воспитателей.  Изображения свидетельствуют  о положительных   взаимоотношениях, о  чувстве безопасности,  исходящем  от  взрослого,   о  желании  контактировать  с ним. Есть изображения с  другой характеристикой. Это тоже  портреты  воспитателей. Но способ графического изображения свидетельствует о  негативных  переживаниях ребенка в связи с  этим взрослым. Это  небрежно  заштрихованные    губы  на  лице  воспитателя, что  можно  интерпретировать  как  исходящие от  него  замечания, запреты, непонимание  речи  взрослого. А также - это подтирание изображения глаз, что указывает на чрезмерный контроль, надзор, недоверие к детям, ограничение самостоятельности детей. Отсутствие Фигуры воспитателя на рисунках детей,  отображающих сюжет из жизни в детском саду, скорее свидетельствует о том, что дети не вычленяют роль воспитателя из  Фона жизни  в  детском  саду. Дети  связывают роль  воспитателя  с  процедурами  детского  сада.  В  этом  прослеживается  определенная  связь  с  данными, полученными при  обследовании педагогов.   Данные  исследования  показывают    на    некоторую зависимость.  Формирования отношений ребенка ебе,     детскому    саду, сверстникам,     воспитателю  от личностных  особенностей    педагогов. Воспитатели   уделяющие  большое  внимание  обстановке,   оборудованию, материальному  оснащению  групповых  комнат  не  создают    необходимого эмоционального  Фона,   благодаря  которому  могли  бы  сложиться  неформальные  отношения  воспитателя  и  детей.     Мы  считаем,     что  важность профессионально-личностных    качеств  воспитателя  находит  отражение в  рисунках  детей,   что  косвенно  свидетельствует  о  зависимости  личностного  развития  ребенка  от  особенностей  работающего  с  ним  педагога.

Проведенное исследование позволило  нам сделать следующие  выводы:

1.Анализ детских  работ свидетельствует о влиянии  на Формирование личности ребенка  личностных особенностей воспитателя,  что позволяет говорить о важности профессиональных качеств воспитателя.

2.Профессионально  значимые качества личности воспитателя  детского сада являются интегративными  свойствами и обусловлены

уровнем  профессионального  самосознания.

3.Для педагогов-воспитателей с относительно высоким уровнем самоактуализации характерен интерес к себе и другим людям, позитивное восприятие себя, сложность и многообразие внутреннего мира. Позитивная линия личностного развития воспитателя способствует развитию самосознания дошкольников, позитивного отношения к себе, другим, детскому саду.

4.Представления  большинства педагогов-воспитателей  о себе как субъекте собственной  деятельности свидетельствуют об  ориентации их профессионального  самосознания на внешние условия,  об их высокой зависимости и подчиненности внешним условиям. Ориентация профессионального самосознания воспитателей на внешние условия выражается в снижении самоуважения, самопринятия, отсутствии познавательных интересов и, в целом, низком уровне самоактуализации.

5.Выявлена тенденция в развитии личностных притязаний воспитателя, заключающаяся в желании субъекта сохранить достигнутый уровень, пусть невысокий, но стабильный, сохранить самоуважение даже при возможных профессиональных неудачах.

6.Личностная  неготовность многих воспитателей к позитивной работе с детьми требует пересмотра программ подготовки дошкольных работников в плане переноса акцента с технологии педагогической деятельности на обогащение личностного развития педагогов.

По  теме  диссертации  опубликованы  следующие  работы-

1.Я. мама и  детский сад // Психическое здоровье  детей и подростков в контексте  психологической службы, Москва.1994.- С.30-34

2.Психолого-педагогическая  подготовка  педагогов-воспитателей дошкольных  учреждений  //Тул. обл.   ин-т  разв. образов.   -  Тула,1995.-8с.   Деп.   в  НИИВО  20.06.95.   N140.

3.Изучение профессиональных  качеств личности воспитателя  детского сада руководителем  дошкольного учреждения //Тезисы. Материалы  научно-практической конференции  "Информационное обеспечение  управления развитием системы регионального образования" Тула. 1996. - С.78-79. 
 

Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

Еще в середине XIX в. в статье «О пользе педагогической литературы» К. Д. Ушинский глубоко  раскрыл значение специальных знаний, научной эрудиции для продуктивной профессиональной деятельности молодого учителя, воспитателя. Эта мысль особенно актуальна сегодня, когда сформировалась система педагогических наук и педагогика, смежные с нею отрасли знания обогатились новыми фундаментальными исследованиями. Ведущая роль в научной подготовке педагога любой специализации принадлежит теоретическим, концептуальным идеям, овладение которыми позволяет ему осуществлять свои функции не эмпирическим путем проб и ошибок, а на основе достоверных данных науки и практики. Работник образовательного учреждения должен прежде всего глубоко разбираться в теории и истории педагогики, целях, содержании, методах учебно-воспитательной деятельности, в современных подходах к решению педагогических проблем. Ему необходимы также понимание социальных, культурологических, психологических аспектов становления человека как члена общества и как индивидуальности, знакомство с детской и возрастной психологией, физиологией, этикой, эстетикой и другими науками, помогающими глубже постигнуть закономерности формирования целостной личности.

Первостепенное  значение имеет также свободное  владение предметом, составляющим основное содержание профессиональной деятельности. Для преподавателя биологии —  это биология, для учителя истории — история, для тренера — физическая культура, для режиссера — театральное искусство, для руководителя танцевального коллектива — хореография и т. д. Однако для того, чтобы биолог, историк, тренер, режиссер, хореограф могли успешно реализовать потенциал своей узкой специальности в учебно-воспитательной работе, они должны хорошо представлять себе конкретные методы и приемы преподавания. Поэтому особую область познания для педагога представляет цикл прикладных педагогических дисциплин — частных методик, технологий обучения и воспитания, творческого саморазвития.

Молодому специалисту, пришедшему на работу в образовательное  учреждение, надо иметь представление  о федеральной и региональной системе народного образования, законодательных актах в этой сфере. Каковы государственные стандарты массовой школы сегодня? Чем различаются образовательные программы гимназий, лицеев, школ с углубленным и расширенным преподаванием тех или иных предметных циклов? Каков статус частных образовательных учреждений? Что такое дифференцированное, профильное обучение? Какие изменения претерпели за последние годы права и обязанности учителя? На эти и многие другие вопросы студент-практикант, выпускник вуза должен иметь вполне определенные ответы.

К научно-познавательному арсеналу индивидуальной педагогической культуры мы относим также знания и умения исследовательского характера: способы изучения личности школьника; методику наблюдения и анализа урока, внеклассного мероприятия; инструментарий педагогического эксперимента. Обо всем этом педагог узнает на студенческой скамье, в процессе системного изучения основных курсов и факультативов по предмету своей специальности, педагогике, психологии, методике, а также дисциплин общеразвивающего, культурологического циклов.

Свой профессиональный кругозор можно обогатить не только на лекциях и семинарских занятиях, но и во внеаудиторной самостоятельной  работе, изучая специальную литературу, пользуясь энциклопедическими, толковыми, предметными словарями, справочниками, компьютером и другими источниками полезной информации.

Мы говорим  о кругозоре, о системе специальных  знаний, следовательно — о профессиональной образованности, которая предполагает еще и владение диалектикой педагогического  мышления. (Вспомним, что диалектика — часть философии, изучающая всеобщую связь явлений в их движении, развитии и борьбе противоречий.)

...Представьте  себя в роли учителя. Вы ведете  урок в пятом классе и с  огорчением замечаете, что учащиеся  не настроены на работу, их  познавательная активность равна нулю. А ведь еще вчера у вас с детьми все ладилось. В чем причины такой неожиданной метаморфозы? Возможно, ребята менялись, росли быстрее, чем вы предполагали, и именно сегодня произошел скачок, переход «количества» в «качество». Поэтому ваши прежние методы обучения уже не соответствуют условиям новой дидактической ситуации. А может быть, дело совсем в другом: на предыдущем уроке у вашего коллеги пятиклассники не справились с контрольной работой и расстроенные, подавленные неудачей, не смогли переключиться на другой предмет. И с такими «возможно» в педагогической реальности приходится сталкиваться постоянно. Поэтому учитель, воспитатель, анализируя конкретные эпизоды своей деятельности и ее результаты, должен уметь задавать самому себе вопросы, искать на них ответы и намечать пути решения возникающих проблем, т. е. осуществлять эвристический подход.

В тесной связи  с научной эрудицией и познавательными  умениями учителя, воспитателя находятся  его ценностные ориентации, составляющие особый блок индивидуальной педагогической культуры. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными. В ценностных ориентациях педагога выражаются его профессиональные позиции, установки, взгляды. Так, Януш Корчак руководствовался в своей практической деятельности идеей абсолютной ценности и даже святости детства. В книге «Как любить детей», обращаясь к современникам, он писал:

«Давайте требовать  уважения к ясным глазам, гладкой коже, юному усилию и доверчивости... Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали более хорошими!

Скитается по свету  бездомная Золушка — чувство. А ведь именно дети — князья чувств, поэты и мыслители.

Уважайте, если не почитаете, чистое, ясное, непорочное, святое детство!»

Во многих педагогических сочинениях В. А. Сухомлинского отчетливо  видна ориентация на воспитание духовности, человечности. В одной из его работ  есть полемические строки о том, что некоторые педагоги переоценивают роль технических достижений и вообще естественно-научных знаний в определении содержания учебно-воспитательной работы. Не оспаривая важности естественно-научных знаний, писал он, надо в то же время думать и о другом, столь же важном — о содержании нравственного воспитания. «Век математики» — хорошее, крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека.

Мир современной  педагогики многолик, динамичен, изменчив. Одну и ту же проблему можно рассматривать  с различных точек зрения. Возьмем  дискуссионный вопрос о соотношении  образования и воспитания в педагогическом процессе. Традиционно в трудах отечественных и зарубежных авторов отмечалась главенствующая роль этических, эстетических убеждений, чувств, привычек, т. е. тех качеств личности, которые формируются преимущественно путем воспитательного влияния. Образованию отводилась более узкая сфера интеллектуального развития детей и юношества. В современных условиях создания новейших информационных технологий с использованием кибернетики и электроники функции образования расширились. Сегодня образовательные программы школ, дошкольных и внешкольных учреждений, вузов нацелены на приобщение подрастающего поколения и молодежи к культуре, на создание необходимых предпосылок для их творческой самореализации и самоопределения в изменяющемся мире.

Однако культурологические аспекты образовательного процесса далеко не охватывают всех сторон формирования личности. За скобками нередко остаются такие черты выпускника, как гражданственность, социальная активность, готовность к общественно полезному труду, уважительное, доброжелательное отношение к людям, порядочность, ответственность и многое другое. А это уже предмет специальной кропотливой воспитательной работы. Так правомерно ли сегодня отодвигать воспитание на второй план, отводить ему более чем скромное место в образовательном учреждении? Ответ на этот вопрос будет зависеть от позиции педагога, его профессиональных убеждений.

Информация о работе Ценностные ориентации воспитателя