Что же такое «память», как её развивать?

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:54, реферат

Описание работы

Тысяча лет человечество беспокоят проблемы надёжного, долгосрочного хранения разнообразной информации не где-нибудь в старинных сундуках, пыльных фолиантах, компьютерных «ящиках». Всё гораздо сложнее: задача заключается в том, чтобы как можно больше узнать и как только возможно глубже запомнить, т.е. сохранить в сознании всё воспринятое чувствами, успеть воспроизвести в нужный момент в объёме и точности то, что идентично впервые усвоенному из окружающего мира. Не случайно многие психологи, физиологи, врачи относят свойства человеческой памяти (аналогично характеристикам памяти иных многомиллионных представителей живой природы) к наисложнейшим феноменам функционирования биосистем нашего динамичного мира.

Работа содержит 1 файл

Копытько.docx

— 20.33 Кб (Скачать)

Что же такое «память», как её развивать?

 

     Тысяча лет  человечество беспокоят проблемы  надёжного, долгосрочного хранения  разнообразной информации не  где-нибудь в старинных сундуках, пыльных фолиантах, компьютерных  «ящиках». Всё гораздо сложнее:  задача заключается в том, чтобы  как можно больше узнать и  как только возможно глубже  запомнить, т.е. сохранить в  сознании всё воспринятое чувствами,  успеть воспроизвести в нужный  момент в объёме и точности  то, что идентично впервые усвоенному из окружающего мира. Не случайно многие психологи, физиологи, врачи относят свойства человеческой памяти (аналогично характеристикам памяти иных многомиллионных представителей живой природы) к наисложнейшим феноменам функционирования биосистем нашего динамичного мира.

     Что же такое  «память», как её развивать?

     Обратимся  к «Философскому словарю»: «Память  – сохранение индивидом результатов  его взаимодействия с миром,  дающее возможность воспроизводить  и использовать эти результаты  в последующей деятельности, перерабатывать  их и объединять в системы;  совокупность психических моделей  действительности, построенных данным  индивидом».

     Биоособенности феномена памяти содержательно освещены в «БСЭ»: «Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения».

     Начиная с  древних времён люди пытались управлять памятью. К примеру, в древнегреческой мифологии именно богиня памяти – Мнемосина слыла матерью муз, покровительницей ремесел и наук. По преданию, древнегреческим поэтом Симонидом (6 в. До н.э.) была разработана первая мнемотехническая система (позднее именуемая Мнемоникой).

     Первую развёрнутую  концепцию функционирования памяти  дал Аристотель в трактате «О памяти и воспоминании», её уточнил Плотин, затем представители английского эмпиризма – Т. Гоббс, Дж. Локк, а в 1885 г. немецкий психолог Г. Эббингауз выполнил первое экспериментальное исследование памяти. И так продолжается до наших дней, концентрируя усилия тысяч учёных умов, включая многочисленные опыты и наблюдения бихевиортистов Э. Тондайка, Дж. Уотсона, а также Т. Рибо, К. Левина, Д. Рапопорта, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.П Блонского и многих других.

      Особо следует  остановиться на положениях Анри Бергсона (1859-1941), французского логикоаналитика, философа-идеалиста, психолога, представителя интуитивизма и философии жизни.

      В своём величайшем научном труде начала ХХ в. – «Материя и память» он пытался доказать существование особой «образной» памяти, «сферы чистых воспоминаний», «памяти духа», по отношению к которой мозг может выступать лишь орудием проведения воспоминаний в сознаний в сознание, но не способен ни порождать их, ни быть их хранилищем.

      Данное  положение, на наш взгляд, весьма  идеалистично, но здесь А. Бергсон  поставил ряд вопросов, касавшихся  биопсихической сущности феномена  запоминания информационных данных, т.е. особенностей (иерархичности)  механизма функционирования перцептивного  аппарата восприятия и биоврождённых свойств человеческого сознания. Именно  поэтому на повестку дня мировой науки прошлого века вплотную встала в одном лице – наиважнейшая и бесперспективная проблема анализа сознательного и бессознательного в интеллектуально-чувственной деятельности антропогенного фактора.

      Уровень  науки тех лет не позволял  дать точных и аргументированный  ответ на злободневный вопрос  современности: Как коррелирует  сознательное и бессознательное в системе телесно-духовно-мыслительных процессов нашего мозга?

      Короче  говоря, благодаря исследованиям  феномена памяти стало какой-то  мере возможным определить содержание  основополагающих установок жизнедеятельности  индивида и цивилизации в целом.

      Одна из  ошибок учёных прошлого – механицизм  в трактовании психосвойств человека, узкое физико-математическое обоснование биокачеств живой природы. Не случайно А, Бергсон выступал против отождествления памяти с процессом приобретения навыков, тем самым подчёркивая специфичность данного феномена, основывающегося (с позиции нынешней науки) на закономерностях функционирования высшей нервной деятельности.

       Зачастую, и тому массу свидетельств предоставляет человеческая история, биологоческие механизмы памяти представляют, с одной стороны, малоизученную область исследования процессов нашей психики, т.к. даже в XXI в. Под рукой современного учёного нет достаточно точных приборов, способных «разложить по полочкам» все составляющие элементы системы восприятия, закрепления, воспроизведения и информационных порций.

 

Проблемы конного  спорта

    

  

    Где кроются причины? Причин много, и они хорошо известны. Это и недостаток спортивных сооружений, особенно закрытых помещений для работы в зимних условиях, а кое-где и летних баз. Не упорядочен вопрос с подбором и продажей конского поголовья заводами спортивным обществам. Медленно развертывается производство конского снаряжения, а его качество оставляет желать много лучшего. Не везде правильно решены штатные вопросы и др. Все это имеет место и, несомненно, отрицательно сказывается на состоянии и развитии конного спорта. Однако неправильно сводить все к тому, что у нас нет условий для работы. Ведь есть же у нас такие спортивные коллективы, у которых имеются все условия. Есть и манежи, и .конюшни, и даже прекрасные летние базы, а результат их работы мало чем отличается от тех, у которых нет этих условий. Значит, дело не только в сооружениях. Здесь, очевидно, надо искать более глубокие корни. Довольно часто мы слышим жалобы наших тренеров и спортсменов на то, что у нас, мол, нет хороших лошадей, что наши лошади не отвечают нужным требованиям. Довод этот несостоятелен. Сейчас в руках наших спортсменов прекрасный конский состав. Вся беда в том, что многие не умеют готовить лошадей. Люди старшего поколения, в свое время, и мечтать не могли о таком конском составе, который сейчас имеется.

     Мне представляется, что на сегодняшний день важнейшими вопросами в решении стоящих задач являются, во-первых, подготовка тренерских кадров и, во-вторых, обеспечение спортсменов специальной литературой.

     Некоторые считают — исключительно тем, что те, от кого зависит распределение бюджетных средств, игнорируют эту важнейшую отрасль. Чиновники недоумевают — как можно игнорировать то, чего нет, ведь посмотрите сами, на чем дети ездят, кто их учит и т. п., словом, если хотите государственной поддержки, выведите отрасль на должный уровень, и вот тогда… Так что ситуация, похоже, замыкается сама на себя.

    Но, если подумать, может быть, чиновники не так уж и не правы? Ведь ни для кого не секрет, что основными проблемами детского конного спорта являются отсутствие опытных наставников, методик преподавания, подходящих лошадей и помещений, отвечающих всем современным требованиям.

    Итак, наиболее серьезной проблемой является отсутствие тренеров и специальных методик. Но это-то как раз можно объяснить той самой "дурной наследственностью" — в СССР вместе со "старым режимом" разрушили старую систему обучения детей верховой езде, а взамен ничего не создали. Так что наставникам и методикам просто не откуда было взяться, ибо ни одно учебное заведение не выпускало (да и сейчас не выпускает) таких преподавателей и методистов.

    Именно поэтому сейчас детей в основном обучают любители-энтузиасты и те профессионалы, которые не смогли найти себя во "взрослом" конном спорте. Последнее отрицательно сказывается на процессе обучения — ну скажите, чему можно научиться у "неудачников"? Да и методик они никаких не разрабатывают, а просто автоматически переносят оттуда наработки, даже не задумываясь, годятся они для детей или нет.

 


Информация о работе Что же такое «память», как её развивать?