Чувственные формы освоения действительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.

Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому актуальность выбранной темы очевидна, т.к. роль ощущений в жизни человека велика и понимание этого помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1.Ощущения, их виды и значение в жизни человека…………………........4
2.Восприятие, его сущность и основные качества. Учет
закономерностей восприятия в профессиональной деятельности………….6

3.Развитие социальной перцепции, как необходимое
условие профессиональной компетентности………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………….14

Список используемой литературы…………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Контр-Стрижакова.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

       Содержание 

Введение………………………………………………………………………..2

  1. Ощущения, их виды и значение в жизни человека…………………........4
  2. Восприятие, его сущность и основные качества. Учет

закономерностей восприятия в профессиональной деятельности………….6

  1. Развитие социальной перцепции, как необходимое

условие профессиональной компетентности………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………….14

Список  используемой литературы…………………………………………...15

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Ощущение - сложное психическое явление. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.

       Частичное или полное отсутствие видов ощущения у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают  огромное значение на формирование таких  познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.

       Человек является органической частью природы  и общества, он представляет собой  достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого организма  направленно, прежде всего, на формирование личности. Люди не рождаются личностями, а становятся ими в процессе развития. Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения. На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. В свою очередь образовательный процесс зависит от ощущений.

       Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.

       Полноценное протекание всех вышеперечисленных  процессов проблематично, а порою  даже невозможно представить без  задействованности всех наших органов  чувств. Поэтому актуальность выбранной  темы очевидна, т.к. роль ощущений в  жизни человека велика и понимание этого помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Ощущения, их виды  и значение в  жизни человека 

       Дружинин В.Н. дает следующее понятие ощущению: Ощущение — это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущения. Ощущение — только первичный материал психического образа, который формируется на уровне восприятия.

       Также это подтверждает Немов Р.С.   Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они  представляют собой осознаваемый, субъективно  представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

       В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

       К видам ощущений относят зрение, обоняние, слух, осязание, вкус. (таб.1) Оба автора выделяют также кинестетические ощущения, т.е. сенсорные.  
 
 

       Таблица 1 – Ощущения человека

Немов Дружинин
Зрение  является основным источником информации для человека. Электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра  и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета. Зрение является основным источником информации для человека. Сетчатка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение.
      Слух. Ухо человека реагирует на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. С помощью слуха  индивид получает передаваемую посредством  волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от него объектов. Основными характеристиками звуковых волн являются амплитуда и частота.
Обоняние  — вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в жизни многих животных.
Вкус — имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. Основной функцией вкусовой чувствительности является обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь.
Кожная  чувствительность, или осязание, — это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.   Кожная  чувствительность обеспечивает индивида информацией о том, что соприкасается с его телом: это может быть предмет или некоторая среда (например, водная или воздушная). Наибольшей чувствительностью обладают ладони, кончики пальцев, губы и язык. Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствительности: ощущения давления, тепла, холода и боли.
Кинестетические ощущения и ощущения равновесия обеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Функция кинестетической  и вестибулярной чувствительности состоит в информировании индивида о его собственных движениях и положении в пространстве. Кинестетические ощущения — это совокупность сенсорной информации, поступающей из мышц, сухожилий и связок.
 

У человека есть, кроме того, несколько специфических  видов ощущений, которые несут  в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение.

       Ощущения  оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов  как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества. А, в свою очередь частичное или полное отсутствие видов ощущения у человека препятствует или тормозит его развитие. 

  1. Восприятие, его сущность и  основные качества. Учет закономерностей  восприятия в профессиональной деятельности
 

       Восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

       Немов Р.С. выделяет следующие отличия  восприятия от ощущений: 

    1. Ощущения  находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
    2. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.
    3. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

       Восприятие, таким образом, выступает как  осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

       Дружинин  В.Н. определяет следующие виды воприятия: 

       
  1. Восприятие  глубины и удаленности предметов. Признаки, связанные с соотношением изображений, или проекций, объекта на сетчатки разных глаз, называют бинокулярными признаками глубины и удаленности. Они существуют за счет того, что люди, как правило, видят и смотрят двумя глазами.За счет того, что наши глаза находятся на некотором расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с несколько разных позиций. Следовательно, каждый глаз видит один и тот же предмет под разным углом. Это различие в направлениях, или угол между осями зрения двух глаз, называется бинокулярным параллаксом. Сенсорная система «отслеживает» этот угол, его величина служит ей в качестве своеобразной подсказки, признака удаленности предмета: большой угол — предмет близко, маленький угол — предмет далеко. При этом картинки на сетчатках разных глаз получаются неодинаковые. Различие в сетчаточных отображениях называется бинокулярной диспарантностыо.
  2. Восприятие движения. Во-первых, существуют специальные мозговые клетки, ответственныы за восприятие движения, причем каждый тип клеток лучше реагирует на определенные направление и скорость движения. Во-вторых, движение объекта воспринимается и оценивается лучше в случае относительного движения, т. е. когда он перемещается на структурированном (неоднородном) поле по сравнению со случаем движения на темном или однородном поле. В-третьих, в восприятии движения участвует обратная связь — сигналы, информирующие о движении наших глаз и головы: каждый, наверное, ловил себя неоднократно на том, что следит глазами за движущимся объектом.
  3. Восприятие формы объекта является важнейшим аспектом его идентификации. Для того чтобы понять, что за объект находится в поле внимания, индивид должен не просто отделить его от фона, объединить элементы в некоторый целостный образ, но и отнести этот образ к некоторой категории, типу объектов, ранее воспринимаемых им. Процесс отнесения образов восприятия к некоторой категории называется процессом опознания, или распознаванием образов.

       Немов Р.С. говорит лишь о том, что различают  следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. Четыре анализатора  — зрительный, слуховой, кожный и  мышечный. — чаще всего выступают  как ведущие в процессе восприятия.

       Также он выделяет следующие свойства восприятия:

Информация о работе Чувственные формы освоения действительности