Чувственные формы освоения действительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.

Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому актуальность выбранной темы очевидна, т.к. роль ощущений в жизни человека велика и понимание этого помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1.Ощущения, их виды и значение в жизни человека…………………........4
2.Восприятие, его сущность и основные качества. Учет
закономерностей восприятия в профессиональной деятельности………….6

3.Развитие социальной перцепции, как необходимое
условие профессиональной компетентности………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………….14

Список используемой литературы…………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Контр-Стрижакова.doc

— 97.00 Кб (Скачать)
  1. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
  2. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.
  3. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
  4. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

       Дружинин  В.Н. рассматривает лишь такое свойство восприятия, как константность.

       Основные  закономерности восприятия:

  1. апперцепция,
  2. категоризация,
  3. вербальное опосредование,
  4. зависимость от установки, субъективность,
  5. принцип изоморфизма.

       Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной группы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает также опознание образа, его сопоставление  со следами памяти, осмысление и  понимание.

       Все это требует привлечения прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания - апперцепции, т.е. зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний. Благодаря такой связи между актуальными и прошлыми впечатлениями возможна ассимиляция новой сенсорной информации, включение новых образов восприятия в систему человеческого опыта.

       Восприятие  сопряжено с категоризацией, психическим  процессом отнесения единичного объекта или события к некоторому классу. Иными словами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса явлений. Причем специфические особенности этого класса автоматически переносятся на воспринимаемый объект. Связь восприятия с категоризацией указывает на опосредованность перцептивных процессов социальным опытом личности и факторами культуры.

       Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его образы синтезируются  с использованием речи (вербальное опосредование), с опорой на семантические структуры естественного языка. За счет вербального (словесного) обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения частных свойств предметов.

       К основным закономерностям восприятия следует отнести его субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, т.е. в зависимости от своих интересов, знаний, потребностей, способностей, целей деятельности и др. субъективных факторов. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности также связывается с фундаментальным понятием апперцепции.

       Согласно  постулатам психологии, восприятие строится по принципу изоморфизма - структурного уподобления формируемого перцептивного  образа воспринимаемому объекту.

       Профессиональные  особенности восприятия - важная составная часть взаимопонимания, предпосылка формирования целостного впечатления о другой особе. Целостный образ возникает не сразу. На процесс профессионального восприятия влияют первое впечатление, расстояние, активность. Предвзятая информация может помешать правильному восприятию. Эрудиция, культура, психологические знания, жизненный опыт, возраст влияют на полноту и объективность профессионального восприятия человека человеком. Взаимовосприятие в профессиональном коллективе начинается с внешности, затем воспринимается поведение, действия, проявляемые способности и, наконец, возникает представление о нравственных качествах. Примером тех видов профессиональной деятельности, в которых очень важна точность восприятия и понимания человеком облика и поведения других людей, может служить работа педагога, врача, руководителя коллектива, следователя. 

  1. Развитие  социальной перцепции, как необходимое  условие профессиональной компетентности.
 

       Социальная  перцепция — это важный психологический  процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, шаг за шагом выстраивается взаимодействие.

       Социально-психологическая  компетентность представляет собой  сложную по форме и содержанию структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных подструктур:

  1. социально-перцептивная (перцепция — восприятие) компетентность, проявляющаяся в психологическом портретировании. Ее основу составляют психологические знания о личностных и характерологических детерминантах и индикаторах, проявляющихся в деятельности, поведении, отношениях и общении. По сути — точности восприятия самого себя, других людей и общностей;
  2. коммуникативная компетентность, предполагающая владение сложными коммуникативными навыками, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, ориентация в коммуникативных средствах, присущих данной профессии;
  3. социально-психологическая компетентность, выступающая как система структурированных знаний о закономерностях поведения, деятельности, общения и отношений человека, включенного в профессиональную группу;
  4. аутопсихологическая компетентность как система знаний, позволяющая осуществлять самопознание, самооценку, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, что обеспечивает самоэффективность;
  5. психолого-педагогическая компетентность как система знаний о методах осуществления влияния на людей.

       Все подструктуры взаимосвязаны, и поэтому  развитие психологических свойств  и характеристик одной подструктуры неизбежно приводит к изменениям в других.

       Знание  индивидуальных особенностей познавательной деятельности поможет специалисту наиболее оптимально организовать процесс освоения новой профессиональной информации, существенно снизив затраты времени и сил, укрепив уверенность в себе. Изучение психологических закономерностей жизнедеятельности коллектива, понимание особенностей этапов его развития позволит конструктивно разрешать конфликты и улучшить микроклимат.

       Наличие у специалиста достаточно высокого уровня социально-психологической  компетентности практически выражается в том, что он:

  1. в полной мере осознает собственные индивидуальные особенности, проявляющиеся в деятельности и общении;
  2. знает индивидуально-психологические особенности людей, т.е. правильно оценивает их намерения, текущее настроение и качества личности;
  3. имеет ясное представление о тех внутренних барьерах и заблуждениях, которые мешают ему адекватно воспринимать и оценивать себя и людей;
  4. умеет выбирать по отношению к каждому партнеру стиль общения с учетом его индивидуальных особенностей;
  5. владеет навыками самопознания, саморегуляции и самоконтроля.

       Иными словами можно сказать, что социально-психологическая компетентность специалиста складывается из адекватного восприятия и оценки им самого себя, объектов профессионального интереса, своих коллег и руководства. Таким образом, развитие социальной перцепции является необходимым условием профессиональной компетентности.

       Заключение 

       Данная  тема достаточно широко освящена в  научной практике. Так, ученые Немов  Р.С. и Дружини В.Н. рассматривают  ощущения, их виды, восприятие, его сущность и свойства.

       Живя  и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие - это форма познания действительности.

       Наше восприятие окружающего - результат истолкования сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны - наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.

       Также определено, что развитие социальной перцепции является необходимым  условием профессиональной компетентности. Так, социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, определяет характер человека, поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Важным моментом является то, что социально-психологическая компетентность специалиста складывается из адекватного восприятия и оценки им самого себя, объектов профессионального интереса, своих коллег и руководства. 
 
 
 

       Список  используемой литературы 

  1. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5-272-00260-1
  2. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1).
  3. Островский Э. В   Психология и педагогика: учеб. пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова ; под ред. Э. В. Островского. - М. : Вузовский учебник, 2006. - 384 с. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 5-9558-0025-5.
  4. Крысько В. Г. Психология и педагогика : учеб. пособие / В. Г. Крысько . - СПб. : Питер, 2009. - 272 с. - (Завтра экзамен). - Библиогр.: с. 272. - ISBN 978-5-91180-191-5.
  5. Кравченко А. И. Психология и педагогика: учебник для вузов / А. И. Кравченко . - М. : ИНФРА-М, 2008. - 400 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 387-396. - ISBN 978-5-16-003038-8.
  6. http://www.region86.ugrariu.ru/arhive/2_10_oktyabr_2009/socialnopsihologicheskaya_kompetentnost__osnova

Информация о работе Чувственные формы освоения действительности