Cоциально-психологические факторы и механизмы развития творческих способностей у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить социально-психологические факторы и механизмы развития творческих способностей у студентов специальности «Организации работы с молодежью».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
Изучить понятие способностей
Раскрыть понятие творческие способности
Выявить социально-психологические условия формирования творческих способностей студенческой молодежи.
Исследовать особенности творческих способностей студентов специальности «Организации работы с молодежью».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ.
Общее понятие о способностях…………………………………………..5
Определение понятия творческих способностей……………………….11
Социально-психологические факторы развития творческих способностей у студентов………………………………………………13

ГЛАВА II. ИССЛЕОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ».
2.1. Методы и организация исследования........................................................16
2.2. Анализ проведенного исследования и обработка результатов…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ С………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая светы.docx

— 79.03 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО

КУРГАНСКИЙ  ГОССУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «ОГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ» 
 
 

Курсовая работа 

по дисциплине: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ с МОЛОДЕЖЬЮ»

«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы 298(9 )

Лебедева С.

Руководитель: старший преподаватель

Федосимова Т.А 
 
 

Курган 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 

     ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ.

    1. Общее понятие о способностях…………………………………………..5
    2. Определение понятия творческих способностей……………………….11
    3. Социально-психологические факторы развития творческих способностей у студентов………………………………………………13
 

     ГЛАВА II. ИССЛЕОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ».

2.1.  Методы и организация исследования........................................................16

2.2.   Анализ проведенного исследования и обработка результатов…………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….22

ПРИЛОЖЕНИЕ  А ………………………………………………………………23

ПРИЛОЖЕНИЕ  В……………………………………………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ  С………………………………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Благодаря стремительным изменениям в современном  мире ключевое место в системе  общественной жизни приобретает  творчество как высшая форма активности личности, направленная на преобразование не только внешнего, но и внутреннего  мира, на саморазвитие и самореализацию. Современное общество нуждается в личностях, которые обладают творческими способностями и способных активно реагировать на поставленные задачи. Каждому человеку необходимо научиться жить в постоянно изменяющемся мире, адекватно реагировать на эти изменения, уметь предъявить миру свою уникальность и индивидуальность. Это напрямую связано с необходимостью формирования творческого способностей личности, способности к преобразовательной, конструктивной деятельности, выработке творческого подхода к жизни. Переход страны к рыночной экономике предъявляет новые требования к личности, уделяя все больше внимания на ее творческие способности.

     Именно  поэтому тема нашей курсовой посвящена  социально-психологическим факторам и механизмам развития творческих способностей у студентов.

     Цель  исследования – изучить социально-психологические  факторы и механизмы развития творческих способностей у студентов  специальности «Организации работы с молодежью».

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.

    1. Изучить  понятие способностей
    2. Раскрыть понятие творческие способности
    3. Выявить социально-психологические условия формирования творческих способностей студенческой молодежи.
    4. Исследовать особенности творческих способностей студентов специальности «Организации работы с молодежью».

     Объектом  исследования является студенческая молодежь.

     Предмет исследования – творческий потенциал  студенческой молодежи.

     В качестве гипотезы мы выдвигаем следующие  положения:

  1. У большинства студентов специальности «Организация работы с молодежью»  нормальный уровень творческого потенциала.
  2. Студенты с нормальным уровнем творческого потенциала активно его реализуют вне учебной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ

    1. Общее понятие о способностях

     Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, по обстоятельствам жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

     Термин  «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его  определений, неоднозначен. Если суммировать  его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим  образом:

     1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность  всевозможных психических процессов  и состояний. Это наиболее широкое  и самое старое из имеющихся  определений способностей. В настоящее  время им практически уже не  пользуются в психологии.

     2. Способности представляют собой  высокий уровень развития общих  и специальных знаний, умений  и навыков, обеспечивающих успешное  выполнение человеком различных  видов деятельности. Данное определение  появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребляемым и в настоящее время.

     3. Способности - это то, что не  сводится к знаниям, умениям  и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование  на практике. Это определение  принято сейчас и наиболее  распространено. Оно вместе с  тем является наиболее узким  и наиболее точным из всех  трех.

     Значительный  вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный  ученый Б.М.Теплов. Он-то и предложил  третье из перечисленных определений  способностей, на которое мы будем  опираться. Уточним его, пользуясь  ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии  «способности», по его мысли, заключены  три идеи. «Во-первых, под способностями  разумеются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [1, 234-256]

     Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает  пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями  такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое  и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у  себя и развиваем дальше соответствующие  способности.

Успешность  выполнения любой деятельности зависит  не от какой-либо одной, а от сочетания  различных способностей, причем это  сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен  за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики  человека, - писал Б.М.Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» [1, 234-256].

     Рассмотрим  вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в  основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

     Многие  из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями  являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям  на уровне экспрессии. Эти способности  непосредственно связаны с врожденными  задатками, но не тождественны им, а  формируются на их основе при наличии  элементарного жизненного опыта  через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

     Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых  различных видах деятельности. К  ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная  речь и ряд других. Специальные  способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести  музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие  у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

     Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

     Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

     Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно - деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

     Примеры способностей предметно-познавательного  плана хорошо известны. Они традиционно  изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями  к различным видам теоретической  и практической деятельности.

     До  сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно - деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Информация о работе Cоциально-психологические факторы и механизмы развития творческих способностей у студентов