Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа
Цель исследования – изучить социально-психологические факторы и механизмы развития творческих способностей у студентов специальности «Организации работы с молодежью».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
Изучить понятие способностей
Раскрыть понятие творческие способности
Выявить социально-психологические условия формирования творческих способностей студенческой молодежи.
Исследовать особенности творческих способностей студентов специальности «Организации работы с молодежью».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ.
Общее понятие о способностях…………………………………………..5
Определение понятия творческих способностей……………………….11
Социально-психологические факторы развития творческих способностей у студентов………………………………………………13
ГЛАВА II. ИССЛЕОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ».
2.1. Методы и организация исследования........................................................16
2.2. Анализ проведенного исследования и обработка результатов…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ С………………………………………………………………..38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО
КУРГАНСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
«ОГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»
Курсовая
работа
по дисциплине: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ с МОЛОДЕЖЬЮ»
«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ»
Выполнил: студент группы 298(9 )
Лебедева С.
Руководитель: старший преподаватель
Федосимова
Т.А
Курган 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ.
ГЛАВА II. ИССЛЕОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ».
2.1. Методы
и организация исследования..................
2.2. Анализ проведенного исследования и обработка результатов…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ
С………………………………………………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
Благодаря стремительным изменениям в современном мире ключевое место в системе общественной жизни приобретает творчество как высшая форма активности личности, направленная на преобразование не только внешнего, но и внутреннего мира, на саморазвитие и самореализацию. Современное общество нуждается в личностях, которые обладают творческими способностями и способных активно реагировать на поставленные задачи. Каждому человеку необходимо научиться жить в постоянно изменяющемся мире, адекватно реагировать на эти изменения, уметь предъявить миру свою уникальность и индивидуальность. Это напрямую связано с необходимостью формирования творческого способностей личности, способности к преобразовательной, конструктивной деятельности, выработке творческого подхода к жизни. Переход страны к рыночной экономике предъявляет новые требования к личности, уделяя все больше внимания на ее творческие способности.
Именно поэтому тема нашей курсовой посвящена социально-психологическим факторам и механизмам развития творческих способностей у студентов.
Цель
исследования – изучить социально-
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
Объектом исследования является студенческая молодежь.
Предмет исследования – творческий потенциал студенческой молодежи.
В качестве гипотезы мы выдвигаем следующие положения:
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, по обстоятельствам жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:
1.
Способности - свойства души человека,
понимаемые как совокупность
всевозможных психических
2.
Способности представляют
3.
Способности - это то, что не
сводится к знаниям, умениям
и навыкам, но объясняет (
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [1, 234-256]
Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность
выполнения любой деятельности зависит
не от какой-либо одной, а от сочетания
различных способностей, причем это
сочетание, дающее один и тот же результат,
может быть обеспечено различными способами.
При отсутствии необходимых задатков
к развитию одних способностей их
дефицит может быть восполнен
за счет более сильного развития других.
«Одной из важнейших особенностей психики
человека, - писал Б.М.Теплов, - является
возможность чрезвычайно
Рассмотрим
вопрос о классификации способностей
человека. Их довольно много. В первую
очередь необходимо различать природные,
или естественные, способности (в
основе своей биологически обусловленные)
и специфические человеческие способности,
имеющие общественно-
Многие
из природных способностей являются
общими у человека и у животных,
особенно высших, например - у обезьян.
Такими элементарными способностями
являются восприятие, память, мышление,
способность к элементарным коммуникациям
на уровне экспрессии. Эти способности
непосредственно связаны с
Общие
способности включают те, которыми
определяются успехи человека в самых
различных видах деятельности. К
ним, например, относятся умственные
способности, тонкость и точность ручных
движений, развитая память, совершенная
речь и ряд других. Специальные
способности определяют успехи человека
в специфических видах
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно - деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.
Примеры
способностей предметно-познавательного
плана хорошо известны. Они традиционно
изучаются в общей и
До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно - деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.